Как кино перестало быть искусством и стало набором ляпов.

По долгу службы мне часто приходится нажимать богомерзкую кнопку «тренды» на ютубе. Вдруг среди проверок лайфхаков и челленджей для людей с двузначным айкью затесалось что-то годное. Так вот, каждую неделю там оказывается несколько видосов в импотентном жанре «Киногрехи», где очередной придира ищет ляпы вместо того, чтобы оценивать само произведение.

Те, кто смотрит Евгения Баженова, давно знакомы с этим жанром. Года три назад он в перерывах между обзорами переводил западные видосы с ляпами. Тогда это казалось камерным жанром для особо внимательных, но теперь завелось сразу несколько русских видеоблогеров, отпускающих грехи фильмам и сериалам. И это ужасно.


Такой недоформат не просто слабый или ненужный, он вреден для зрителя. Киногрехи сформировали целую категорию травмированных людей, смотрящих фильмы, чтобы отыскать там как можно больше мелких ошибок, которые в 99% случаев не влияют вообще ни на что. И сейчас я хочу объяснить, почему от этого жанра пора отказаться.

Киногрехи никогда не дают полной картины

Единственное, что вы узнаете о фильме из этих видео – что в этой сцене чайник стоит в одном месте, а в следующей уже совершенно в другом. Это никак не помогает понять и оценить произведение. Для вас, как зрителя, вся эта информация совершенно бесполезна. Вот пример.

Автору этого видео не нравится, что в фильме «К звёздам» герой Брэда Питта как-то уж слишком быстро добрался до тёмной стороны Луны. А что, двадцатиминутный кусок, показывающий долгий и тяжёлый путь, был бы лучше? И вы бы не уснули?


Фильм может быть хорошим или плохим из-за режиссёрских приёмов, сценария, съемки, работы художников, актёрской игры и ещё десятка параметров. Наличие или отсутствие ляпов к этому никакого отношения не имеет.

Большинство предъяв до нелепости мелкие

Да, иногда удаётся найти действительно крупные прососы, которые ломают вселенную. Например, восьмой эпизод «Звёздных войн» должен был стать началом целой новой теории ведения боя в космосе, потому что до этого никто не додумывался пойти космическим кораблём на таран. Но таких примеров единицы и даже они обычно интересны только гикам, а на художественную ценность не влияют совершенно.

Чувак из этого ролика зацепился к тому, что в мультике «Вольт» при генной модификации собаки на экране появляется нечто, похожее на радар. Мне даже сложно передать, насколько это не важно. Во-первых, это мультик с кучей пародий на массовую культуру – в том числе на несуществующие технологии. Во-вторых, даже во вселенной «Вольта» это происходит на съемках нелепого сериала. И неужели кого-то должен волновать чёртов радар?


Предлагаю всем киноляперам челлендж – перемонтируйте какой-нибудь фильм так, чтобы убрать все спорные моменты. А потом посмотрите полученные полчаса хронометража и решите для себя: стало ли лучше? Я почему-то уверен, что отсутствие мелких ошибок не делает произведение крутым. А пускание газов в лужу – это относится к авторам видео – не сделает воду в ней минеральной.

Привычка искать ляпы отвлекает от просмотра

Спортсменам всегда тяжело смотреть на то, как показывают спорт в художественных произведениях, военные историки хватаются за голову на «Спасении рядового Райана» и так далее. Всё это следствие профдеформации. Но получить её можно даже не будучи профессионалом, а просто изучая материал.

А теперь представьте, что вы регулярно смотрите видео с киногрехами и натренировались замечать их самостоятельно. Поздравляю, отныне просмотр любого фильма – а ляпы есть везде – для вас официально испорчен. Вы больше никогда не испытаете эффект погружения, потому что будете следить за предметами на фоне, плохой графикой, замечать незамазанные микрофоны и всё в этом духе. Надеюсь, это того стоило, чуваки.

Фильмы не обязаны быть документально точными

У меня складывается ощущение, что авторы этих видео никогда не слышали о художественных допущениях. Ещё немного – и они начнут придираться к «Властелину колец» за то, что в реальности не существует ни эльфов, ни орков, ни Средиземья. Наличие неточностей и глупых моментов – прямое следствие того, что фильм – художественный, а не документальный.

Почему машина героини сломалась в самый неудачный момент? Потому что иначе не было бы фильма. Почему второстепенные боты с оружием никогда не попадают в главного героя? Потому что иначе не было бы фильма. И я уже молчу о бесчисленных моментах, когда автор-задрот набирается наглости критиковать фантастический фильм за то, что выдуманные технологии в нём работают не так, как предполагает известная нам наука.

Информация о ляпах неизбежно портит произведение

Допустим, вам очень понравился фильм «Джокер». Он показался вам глубоким, пугающим и непохожим на остальные кинокомиксы. Когда-нибудь вы обязательно пересмотрите его ещё раз. Но вдруг вы натыкаетесь вот на этот видос.

И некто Кинокос говорит вам, что в одной из сцен Артур стреляет восемь раз из пятизарядного револьвера. Внимание, вопрос: сможете ли вы пересмотреть эту сцену снова и не думать об этом? Очень сомневаюсь. Больше вы не смотрите, как неудачливый комик Артур Флек едет кукухой и превращается в Джокера. Вы смотрите, как кто-то на съёмочной площадке фильма «Джокер» не уследил за этой раздражающей мелочью.

Так зачем это смотреть? Если каждый раз изучать тарелку макарон на предмет наличия в ней червей, вы, может, ничего и не найдёте, но вам наверняка разонравятся макароны. Это самая тупая форма мазохизма, о которой я слышал. Тем более, когда никто не получает от неё удовольствия.

Видео с ляпами формируют неправильное представление о фильме

Эта проблема характерна не только для киногрехов, но и для формата классических обзоров в принципе. Возьмём того же Бэдкомедиана. Сколько фильмов, которые он обозревал, вы видели полностью? Подозреваю, что только самые громкие.

Зато гигантское количество людей после выхода его видосов говорит: «Видел этот фильм? Такое говно» и начинает пересказывать обзор. Если вы один из них – постарайтесь запереться в комнате и больше никогда ни с кем не общаться. Так будет лучше для всех.

Так же работает и с киногрехами. Это фрагментированная нарезка моментов, с которыми что-то не так – но не сам фильм. Посмотрев её, не будучи знакомым с цельным произведением, вы лишаете себя полноценного опыта. Не совершайте эту ошибку.

К тому же, с самим методом поиска проблем что-то не так. Давайте попробуем перевести его на людей. По этой логике Борис Ельцин – это алкоголик с противным голосом, у которого не хватало пальцев, а не президент и человек с кучей историй и связей с этим миром. Хороший он или плохой – совершенно другой вопрос, но воспринимать личность фрагментарно – так себе идея. Так почему это должно работать с художественным произведением?

Киногрехи – это невероятно уныло. Вам правда нравится?

Даже не запуская видео, вы уже знаете, что будет внутри. Пускай даже примерно. О, микрофон попал в кадр. О, учёный сказал что-то антинаучное. О, в сцене видно, что это дублёр, а не актёр. Ну и что?

Я далеко не фанат Баженова, но его обзоры всё же можно воспринимать как развлечение. Многим нравятся его скетчи и шутки. И он хотя бы пытается анализировать кино, а не просто говорит: «Вот этот момент плохой. А вон тот хороший». Киногрехи – это не развлечение, не критика и не образовательный контент. Это ничто.

Но если вам нравится смотреть, как унылый человек тратит своё время на то, чтобы придираться к никому неинтересным вещам – то пожалуйста. Возможно, вам удасться даже использовать эту инфу, вкинув пару-тройку фактов за обсуждением фильма со знакомыми. Только не удивляйтесь, если вас в результате начнут считать унылым снобом, который портит всем веселье, и перестанут обсуждать кино с вами.


Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!
Главное по теме «казнь»
Шамиль Газибегов
17 Сен '20
10 416 
Honor выпустила самый позорный бюджетник года. Ни в коем случае его не покупайте
Возвращаемся в 2018 год.
Редакция «Палача»
05 Сен '20
1 605 
Honor 20e – настоящий позор от китайцев. Это плевок в душу фанатам
Лучше вообще ничего не выпускать.
Шамиль Газибегов
18 Авг '20
6 299 
Samsung Galaxy Note 20 – провал года от корейцев. Это самый бесполезный флагман на рынке
Тот случай, когда обзоры можно даже не смотреть.
Шамиль Газибегов
12 Авг '20
13 684 
Этот Samsung Galaxy – худший девайс бренда. Ни за что его не покупайте
Аппарат даже не за что хвалить.
Виталий Халюков
19 Июл '20
24 239 
Лучшие вопросы от Юрия Дудя. Как он довел Нойза до слез и казнил Давидыча?
Собрали моменты, где Юра всё сделал правильно.
Виталий Халюков
23 Июн '20
5 272 
Илья Соболев казнил Егора Крида и «Что было дальше?» Но у шоу «Водевиль» нет будущего
Место русского Эрика Андре всё ещё вакантно.
Комментарии