Подборка очень красивых музыкальных видео.

Уже несколько лет в странах СНГ идёт настоящий ренессанс клипмейкинга – режиссёры в короткий срок долетают до работы с западными артистами или дебюта в кино, а видео набирают на YouTube десятки миллионов просмотров. Создание клипа из коммерческой визитки превратилось в полноценный акт искусства, и в 2019-м этот тренд стал наиболее явным. Почти каждое видео из нашего списка походит больше на авторскую короткометражку, чем на набор красивых кадров под конкретный трек. А в самой верхушке стоят примеры почти что полноценных фильмов, где грань между малой и крупной формой становится совсем зыбкой. 

15. АИГЕЛ – Чёткий

Помните культовый клип Fatboy Slim на трек Weapon Of Choice с танцующим Кристофером Уокеном? Режиссёр популярного и отмеченного наградами видео на аигеловского «Татарина» Илья Соловьёв снял нечто похожее, только ещё более гипнотическое и минималистичное. Всё внимание камер сконцентрировано на харизматичном барабанщике Shortparis Даниле Холодкове, который выдаёт импровизированные инфернальные танцы в линчевском антураже отельного ресторанчика.


Круговая композиция, свет и находчивые приёмы монтажа с каждой секундой погружают в пространство видео всё глубже, пока ты не замечаешь, что пересматриваешь его уже в пятый раз. Идеальное музыкальное воплощение для столь же гипнотичной песни.

14. Biting Elbows – Heartache/ Control

Сразу два клипа, которые, на самом деле, один. Освоившийся в кино и ставший узнаваемым как в России, так и на Западе, Илья Найшуллер в 2019-м решил отдохнуть и заняться собственными проектами. Режиссёр «Хардкора» прославился популярными и креативными клипами для группы Biting Elbows, где он является лидером, фронтменом и главной креативной силой. Наверняка вы помните некоторые из этих блокбастеров, снятых от первого лица, – например, The Stampede и Bad Motherfucker.


Экранизация новых треков Heartache и Control – это своеобразное возращение к истокам, только уже от более опытного и прокачанного режиссёра. В главной роли вместо ноунеймов сам Александр Паль, а вместо безостановочного адреналинового экшна – две красивые истории, которые сливаются воедино и дополняют друг друга. Первая – локальная драма в антураже клуба с печальной концовкой. Вторая – сумасшедший и фантастический треш-боевик с реками крови и талантливыми экшн-сценами, то есть всё как любит Найшуллер. Но если их склеить, то получится полноценный короткий метр, повествование в котором постепенно накаляется, подводя к тарантиновскому финалу.


13. Коста Лакоста – Баккара

Режиссёр самых популярных клипов Элджея и настоящий киногик Макс Шишкин отрефлексировал медитативный и жестокий сериал Рёфна «Слишком стар, чтобы умереть молодым» в комедийный клип для Косты Лакосты. В нём тоже полно мексиканской культуры, но вместо головорезов из картеля здесь фриковатые борцы, гитаристы и танцы в национальных костюмах.

Очень забавная пародия, где комедия живёт не только в кадре, но также на уровне монтажа и композиции. Снято всё чрезвычайно грамотно и стильно – чего стоит только финальная сцена с ироничной отсылкой к «Тайной вечере».

12. Youra – Gruzovik

Подробно о концепции и съёмке этого клипа Юрий Бардаш рассказывал в интервью Дудю. Если коротко, то «Грузовик» – это «Завод» здорового человека. Вместо прямолинейного двухчасового нытья здесь радикальный, фактурный и понятный образ. Чиновников берут в заложники и загоняют работать на завод, где всё черным-черно – Бардаш визуализировал мечту любого постсоветского пролетария. Шикарная постановка и бешеная энергетика видеоряда идеально ложатся на этот суровый и мощный трек. В общем, реально чёткий движ от настоящих типов.


11. Shortparis – Так закалялась сталь

Тоже радикальный жест, только уже от группы, которая исключительно подобными перфомансами и говорит со своей аудиторией. Питерский авангардный коллектив давно превратился из музыкальной группы в полноценный арт-проект, который все свои идеи реализовывал самостоятельно – как тот же нашумевший клип «Страшно».

Но концепт нового клипа оказался столь амбициозным, что в качестве со-режиссёра пригласили Влада Фишеза – опытного клипмейкера, снявшего хитовые видео для Грибов, Луны и тот же самый «Грузовик» Бардаша. Результат потрясающий – многословная и кровавая притча о маскулинной традиции в российском обществе, которая порождает жестокость. В очередной раз Shortparis настолько точно попали в нерв времени, что релиз видео состоялся через несколько дней после инцидента с солдатом-срочником, который расстрелял своих сослуживцев.

10. Хаски – Седьмое октября

Хаски поздравляет президента с Днём Рождения – намного смелее, пронзительнее и мощнее, чем восемь лет назад. Текст переполнен тонкими отсылками к биографии Путина и явственными образами настолько, что он и без видеоряда с первых же строк доводит до мурашек. Но мрачный визуал от команды АТАКА51 идеально дополняет метафоричный портрет современной России. Разбитая квартира, леденящая кожу неуютность и многозначительный референс к «Дориану Грею» мгновенно вгоняют в депрессию, заставляя вслушиваться в текст ещё более старательно. Именно эта работа кажется самым смелым политическим высказыванием от нашего музыканта за 2019 год. «Всё как у людей» Noize MC была своевременной и эффектной, но явно не столь изобретательной и смелой.

9. Loqiemean – Коалко

2019-й стал для дуэта климпейкеров ROHO этапным: от снятого в стиле «Догвилля» клипа-подарка оксимироновским выпускникам Fresh Blood 4 они пришли к режиссуре самого громкого политического перфоманса года #сядьзатекст, а от полной анонимности – к снятию масок в процессе борьбы за свободу Егора Жукова и других осуждённых по «московскому делу».

Но среди всех этих событий и множества ярких работ самой эффектной всё-таки остаётся во всех смыслах огненный клип «Коалко» для Loqiemean’а. Практически всё это безумие снято вживую – сам музыкант действительно горел на протяжении 25 секунд, сам тушился и тут же вставал для новой сцены без каких-либо монтажных склеек. За пару таких дублей Локи обошёлся без травм, только немного сжёг брови – уж точно терпимая жертва ради столь эпического зрелища.

8. Manizha – Mama

Идеальная экранизация тяжёлого и эмоционального трека Манижи. Пожалуй, главный на сегодняшний день российский режиссёр клипов Ладо Кватания воплотил тему домашнего насилия в виде метафоричной хоррор-короткометражки, где Тарковский и Аронофски встречаются с фильмами ужасов 80-х. Как и любой современный хоррор, он не очень-то пугает, но зато крайне талантливо говорит на сложные темы. Вместо прямолинейного воспроизведения песенных фраз здесь со зрителем говорит рифмующееся с посылом трека визуальное повествование и образы, понятные на интуитивном уровне.

7. Хаски – Заново

Мало кому из режиссёров удаётся довести зрителей до состояния, близкого к наркотическому опьянению. Ребятам из АТАКА51 в клипе «Заново» это определённо удалось. Шикарная анимация вместо настоящего лица Хаски, плывущий фон и будто бы потусторонний свет идеально согласуются с вгоняющим в транс рефреном в припеве. Эксплуатация эффекта «зловещей долины» в «Заново» доведена до предела, напрочь лишая жизни всё повествование. Как всегда некомфортный визуал клипов Хаски здесь выходит на новый уровень, показывая жуткую анти-реальность.

6. масло чёрного тмина – спи, человек

Один из лучших современных фотографов России Игорь Клепнёв не то чтобы часто выпускает что-то в видео-формате, но каждый раз это получается на высочайшем уровне. Достаточно вспомнить ту же «Поэму о Родине» или «Ай» Хаски – работы Клепнёва всегда выходят за границы обычных клипов и тяготеют к авторскому кинематографу. Единственное его видео в 2019-м «Спи, человек» – это пример, как при минимуме средств сделать метафоричный короткий метр, который при этом идеально воплощает настроение трека. Чёрно-белый формат, одна бедно обставленная квартира в качестве локации, две минуты хрона и всего три человека в кадре – аскетизм, который с первых же секунд превращается в поэзию визуальных образов.

5. Ivan Dorn & Vakula – Во сне

Если «Баккара» была классическим клипом, то «Во сне» от того же Макса Шишкина – это полноценная короткометражка. Интригующий 11-минутный сюжет в рамках продуманной вселенной, где царит что-то вроде антиутопии в стиле «451 градус по Фаренгейту», только вместо книг – музыка.

Каждый персонаж полноценно прописан, антураж явно отсылает к эстетике «Настоящего детектива», а сценарий уж слишком богат на диалоги для формата клипа. Сам же трек включается только к седьмой минуте и ровно этот ход стал причиной попадания «Во сне» в пятёрку лучших. На протяжении всей песни в кадре не происходит практически ничего – Дорн просто молчит, пока на его лицо пять минут очень медленно наезжает камера. Но в первом же дубле Иван даже за очками смог показать такой спектр эмоций, что зрителю становится ясно – танцы, экшн или любые визуальные изощрения здесь попросту лишние. Харизма артиста в сочетании с бэкграундом из шестиминутной предыстории вытягивают это видео и делают его одной из самых нестандартных работ последних лет.

4. Хаски & масло черного тмина – Убей меня

Наглядный пример преимуществ съёмки на плёнку. Ладо Кватания показывал нечто подобное ещё в резонансном клипе «Иуда», но именно в «Убей меня» заметно, как сильно режиссёр прокачался за год с небольшим. Здесь каждый кадр выглядит как произведение искусства, а каждая сцены вызывает вопрос: «Как это вообще снималось?»

Хаски и Масло в крайне впечатляющем антураже рассуждают о саморазрушении и демонстрируют эффектные способы самоубийства – уже культовое для первого повешенье (в крайне оригинальном воплощении) и впечатляющее самосожжение для второго. Ткань прекрасного в своей деструктивности визуального повествования соединяет обворожительная рыжая девушка – то среди табуна коней, то среди мясных туш. Как и в хорошем кино, образность здесь столь богатая, что интерпретаций для всех этих задумок может быть бесконечное количество. Равно как и для текстов двух самых почвеннических рэперов СНГ.

3. Синекдоха Монток – Где бы ты ни был

Клипмейкер Олег Трофим уже несколько лет как вырос из этого статуса, став режиссёром кино – на его счету фильм «Лёд» и снимающийся сейчас первый полноценный российский кинокомикс «Майор Гром». Тем страннее, что в 2019-м он вернулся к малой форме только ради экранизации трека обожаемого профильными журналистами, но не известного широкому слушателю музыкального интеллектуала. Но во время просмотра отпадают все вопросы. Красивая и жизнеутверждающая песня через блестяще проработанный визуал раскрывается в разы лучше.

Прекрасная драматическая роль Ирины Горбачёвой, нетривиальные планы и очень смелый сюжет. Эти пять минут вполне могут изменить ваше восприятие смерти – ничего себе заявление относительно клипа, да? Но это ничуть не преувеличение – Олег Трофим снял полноценное кино, где только одна минималистичная сцена танца на фоне светящегося круга рвёт зрителю душу сильнее большинства современных российских фильмов. У столь впечатляющего видео неприлично мало просмотров, так что самое время исправлять положение.

2. масло чёрного тмина – kensshi

Герой «вДудя» Айсултан Сеитов рано или поздно должен был поработать с самым внимательным к визуализации своей музыки соотечественником. У двух чрезвычайно талантливых казахских эстетов получился полноценный шедевр, который не ложится ни под какой формат – это уже явно не клип, но и не кино. Это очень смелый эксперимент, который визуально выглядит сильнее почти всех СНГ-шных работ за последние пару лет и даже превосходит западные творения из портфолио Айсултана.

Но на деле kensshi вообще никакой не клип, а, скорее, трибьют целому альбому и попытка его визуального воплощения. Здесь не одна и не две песни, а наиболее яркие отрывки из всего релиза, для каждого из которого подобран отдельный видеоряд – причём крайне оригинальный план из водника по форме повторяют все последующие сцены. Вместе их соединяет несколько образных стержней, визуальные рифмы и филигранный монтаж, но целостности здесь всё равно не может быть априори. kensshi определённо является одним из главных видео года, но одному коллеге Сеитова удалось найти более гармоничный и лаконичный способ визуализации поэзии масла чёрного тмина.

1. масло чёрного тмина – без названия

Логично, что первое место топа ушло Ладо Кватании и Айдыну Закарии, которые стали абсолютными лидерами по количеству упоминаний в нём. Казахстанский рэпер повёл жанр в новое направление и наряду с Хаски стал самым внимательным к визуалу музыкантом из СНГ. А российский режиссёр явно давным-давно перерос формат клипов (очень многие коллеги считают его безоговорочно лучшим в этом деле) и прямо сейчас снимает дебютный полный метр.

У этой работы не только нет названия, но и больших бюджетов, именитых актёров или масштабных фонов. В кадре только убитая придорожная закусочная из казахстанской степи, сам исполнитель и несколько загадочных персонажей (а также почти незаметное камео Хаски). Но оторваться от столь естественной красоты невозможно. Ладо буквально из пустоты создаёт невероятно атмосферное произведение, которое презентует артиста даже ярче и понятнее, чем его сложный и некомфортный для многих альбом.

Тем удивительнее, что почти каждая сцена – это импровизация, где снялись непрофессиональные актёры. Режиссёр просто устанавливал камеру, проводил короткое предварительное интервью и начинал съёмку без предупреждения – поэтому в кадре оставался реальный душевный порыв настоящего человека. За счёт столь оригинального метода полуразрушенное кафе на пару минут превратилось в чистилище, наводнённое глубочайшими и красивейшим образами – от чувственного танца в инвалидном кресле до сигареты в центре «Сотворения Адама».  

Обо всех находках и смыслах «без названия» можно рассуждать очень долго (чего только стоит забавный подход к титрам), и это уже отлично объясняет его возвышение на фоне других талантливых работ. Имя Ладо Кватании определённо стоит запомнить – наверняка скоро он станет новым большим автором в российском кино.

Главное по теме «Хаски»
Раскрыть комментарии
Рекомендации