Заодно и разобрались, что за канал «Русские норм!»

Что за интервью? В YouTube-шоу Елизаветы Осетинской вышло вью создателя «Тетриса» Алексея Пажитнова, где максимально подробно и просто описывается его история. Таких интервью много, но это – одно из лучших.

Кто такая Елизавета Осетинская? Очень серьёзная тётя, которая много работала в деловых СМИ, вроде «Сегодня» и «РБК», а с 2011 по 2013 годы даже руководила русским отделением Forbes. Канал «Русские норм!» отличается от других YouTube-интервью тем, что там беседуют исключительно со стартаперами, бизнесменами и учёными.


Осетинская чувствует, когда наступает правильное время пригласить гостя. Лучший пример – интервью с Сергеем Гуриевым, которое вышло за пять месяцев до «вДудя».

В чём крутость видео с Пажитновым? Есть куча текстов, видео и лекций, где рассказывают эту историю, но они часто отдают душнотой или просто содержат набор известных всем фактов. Всё-таки тема популярная, и это практически викизнание. Тут же хорошо соблюдён баланс – то, что говорит Пажитнов, должно хорошо зайти как и тем, кто шарит, так и абсолютно незнакомых с предметом людей.

В видео полно всплывающих подсказок, чтобы каждый мог разобраться, что такое «Электроника-60» или флоппи-диск. Поймут даже те, кто на школьной информатике уже не проходил Паскаль.

Мы, как всегда, собрали всё самое интересное в удобных тезисах.

Идея «Тетриса» родилась из физических головоломок. Алексей Пажитнов очень любил игру Pentomino, которую даже принёс в студию. Нужно заполнить пространство формами, состоящими из пяти квадратов. Наглядный пример, как можно удачно адаптировать идею.

На советских компьютерах не было графики – был только текст. Поэтому формы делались из квадратных скобочек. Когда игра стала популярной, это доставляло много неудобств. Всё-таки квадратные скобочки – это рудиментарная вещь, и на многих языках на их месте другие символы. «Играешь на болгарском, а там вместо скобочек падают твёрдые знаки», – вот так эту ситуацию описывает Алексей Пажитнов.

Идея с исчезновением заполненной строки пришла сама собой. Пажитнову показалось, что будет скучно, если она никуда не денется, и экран просто заполнится. Отсюда и бесконечный геймплей «Тетриса».

«Тетрис» в СССР стал популярен, потому что никто не умел пользоваться компьютером. Советские вычислительные машины были востребованы во всяких НИИ, вроде Вычислительного центра Академии наук, где и работал Пажитнов. Но их ставили разным партийным бюрократам скорее ради статуса. Что с ними делать, они не знали. Зато можно было гамать в «Тетрис». Кайф.

«Элекроника-60». Топовый советский мини-ЭВМ

Западный издатель обратил внимание на «Тетрис» в Венгрии. К тому моменту он уже разошёлся по всем странам Варшавского договора. Некто Роберт Стейн заметил, что люди, которым он поручил делать игру, вместо этого играют в «Тетрис». Он был игровым агентом и сразу оценил потенциал игрушки.

Роберт Стейн

В СССР было очень плохо с авторским правом. Это создало кучу проблем. Стейн связался с Вычислительным центром, где Пажитнов сделал игру, и спросил, интересно ли им продвигать её на Запад. Дело было при Горбачёве, многие двери открывались, и Пажитнов ответил: «Да, интересно». Это было воспринято чуть ли не как подпись о передаче прав, поэтому Стейн зарегистрировал и продавал игру сам.

Чтобы портировать «Тетрис» с «Электроники-60» на ПК, Пажитнову привели молодого программера Вадима Герасимова. Поскольку практики портирования не существовало, Пажитнов решил, что парень не справится или это займёт кучу времени. В итоге Герасимову хватило четырех дней, чтобы перевести игру на ПК. Сейчас он уже давно работает в Google.

Вадим Герасимов

Однажды «Тетрис» посылали на конкурс советских игровых программ в Зеленоград. Он занял второе место. Смешно об этом говорить, но первое не занял никто. Организаторы решили, что все игры недостаточны хороши, но «Тетрис» сойдёт. Знали бы они тогда, что игра станет самой продаваемой за всю историю человечества.

Вторая ключевая фигура в истории «Тетриса» – голландец Хэнк Роджерс. Он увлёкся «Тетрисом» и приехал в СССР, чтобы получить право портировать его на ранние хендхелд-консоли, вроде Game & Watch. В 90-е он же пригласил Пажитнова в США, где они вместе работают до сих пор. С помощью Роджерса удалось отстоять права Пажитнова на «Тетрис», хотя денег он особо и не заработал.

Хэнк Роджерс

С 1985-го по 1995-й все права на игру имел Вычислительный центр, где работал Пажитнов. Обычная советская практика: сделал – подпиши бумажку, что всё идёт конторе. Центр должен был заработать на нём примерно 30 миллионов долларов ещё от Стейна, но на деле им дошли куда меньшие суммы.

Сколько «Тетрис» заработал на самом деле? Неизвестно. Все приводят разные данные, но Пажитнов думает так: «Не нужно считать деньги, которые заплатили игроки. Всё равно половина шла магазинам». Достоверные данные на этот счёт затерялись в истории, но «Тетрис» всё равно значится среди игр, заработавших больше миллиарда.

Почему это так залипательно? По мнению создателя, дело в том, что в «Тетрисе» нет элементов, от которых можно устать. К персонажам привязываешься, а потом они начинают раздражать. К геометрическим же формам игрок не испытывает сильных чувств: ни положительных, ни отрицательных. Поэтому простота идеи и исполнения смогла оставить его в истории навсегда.

О чём не сказали? Конечно, у интервью есть и минусы. Оно хорошо раскрывает и собирает в одном месте энциклопедические знания о «Тетрисе», но слабо справляется с личностью самого Пажитнова. Осетинская как будто бы специально дала ему легко отделаться от вопросов о конфликте с тем же Герасимовым, войне за авторские права и самоубийстве коллеги Пажитнова – Владимира Похилько (в 1998 году мужик убил жену и сына, после чего выпилился сам).

В этом есть и здравое зерно. В конце концов, большинству людей, включивших видео, был интересен именно культурный феномен «Тетриса». Но мог выйти и совсем топ-контент.


Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!
Главное по теме «Интервью»
Раскрыть комментарии
Рекомендации