Владимир Завьялов — о ростовских легендах.

Первый раз Касту я осознанно послушал где-то в начале нулевых: заболел и угодил в больницу, а сосед по палате на бумбоксе запойно рипитил «Трехмерные рифмы» и «Громче воды, выше травы». Рэпом тогда не интересовался никак, больше всего запомнил показавшийся смешным мемчиком скит «А пацанам из Касты…», но зафиксировал: это важная и вообще столповая группа жанра у нас.

Я никогда не был слушателем Касты, но она всегда находила, чем сопроводить разные годы в моей жизни. Вот начало 2000-х: одноклассник стыдливо прятал бумажные закладки с Децлом, пока другие парни единогласно решили, что рэп — это какое-то костюмированное шапито и вообще некруто.


Картинки по запросу каста 2002

Удивительно: Касты все это будто бы не касалось никак — те же самые одноклассники с удовольствием цитировали на переменах «Про Макса» и «Ревность», а клипы группы показывали на MTV, пока сам жанр (как институт) существовал в виде сборников на кассетах, на небольших фестивалях, первых интернет-форумах, но никак не в большом эфире.

Почему Каста и остальной русский рэп находились в разных лигах? Надо понимать: тогдашний рэп частенько просто пережевывал сам себя — много было просто рэпа про рэп для рэперов. Такая музыка обслуживала субкультуру и лексически была малопонятна для людей извне. В то же время было много рэпа «за жизнь» — о нелегком взрослении подростков 90-х и начала 00-х. Не всякому такому рэпу хотелось верить: суровый контекст панелек и наркопритонов тех лет был ясен, но сюжеты пересказывались часто слишком топорно, неталантливо, пошло и не без доли мифологии.

У Касты получилось то, что не вышло у коллег: достоверно и правдоподобно описывать быт и формулировать простые, но понятные и важные истины. Даже если это касалось внутряковых тем: пример — старая песня «Куда надо смотреть». Влади говорил: это песня «про рэп и про рэперов». Да, там есть строчки вроде «если бит жёстче, микро в руках сидит прочно / старается делать чётче, значит, чё-то точно хочет». Но, если разобраться, песня-то не столько про бит и микро, сколько про среднерядового подростка тех лет и его выбор в жизни.

Не хочется применять в отношении Касты речевой конструкт про «старших братьев» для слушателей, но ведь точнее и не сказать. Влади, Хамиль и Шым тогда на понятном для тинейджера языке объясняли про вещи, которые «на порядок выше», поучали историей «Про Макса» и давали понять: до этой сцены на самом деле короткий путь из «царства подвалов, темных улиц, грязных тротуаров».

Рабочий способ оценить музыку (да и что угодно) — проверка временем. Понятно, что к ранней Касте годы спустя можно предъявить претензии: подсмотрели куплет у Ghostface Killah, перевели его и сделали «Про Макса», аккуратно (и не очень) подрезали чужие сэмплы, неидеально сводили. Предъявить можно, но совершенно не хочется — наследие группы многократно перевешивает эти пустяковые в целом вещи. О наследии: спроси любого русского рэп-артиста последних лет — выяснится, что почти каждый первый рос на Касте.     

Картинки по запросу каста 2002

Что еще важно: у Касты сложно вспомнить то, что в просторечии называют «зашкваром». Вспоминаю лишь мутный эпизод 2010-го, где устроители концерта Касты якобы помешали состояться выступлению Оксимирона и Шокком в соседнем клубе — и то неясно до сих пор, кто там виноват. Да уже и не важно — а важно то, что у Касты получилось в токсичной среде не обрасти (как минимум публично) неприятелями и за двадцать лет карьеры не оставить какой-то памятный косяк и трэшток.

Показательный момент: на фоне шумных скандалов одного там лейбла со своими экс-резидентами Макс Корж тихо и незаметно ушел с Respect Production, лейбла Касты. Случилось как: контракт кончился, стороны пожали руки и полюбовно разошлись.

Влади, кстати, недавно прокомментировал ситуацию с Black Star: сказал, что это неправильно и «не по-пацански» отбирать у рэпера имя. Вообще, Каста — это тот случай, когда пацанские понятия трансформировались в мудрые суждения и зрелые жизненные ценности, и тут надо поговорить про взросление группы.

Русский рэп и взросление — часто истории про что угодно: наркотики, «нарнию» странные убеждения и непонимание своего места в текущем порядке вещей, стариковскую сварливость, нежелание взрослеть, но не про успех (примеры вроде Смоки Мо или Звонкого — единичные).

Картинки по запросу каста

Касте удалось сохранить не только ясный ум и творческую дееспособность, но и приобрести что-то кроме. Что именно — можно проследить по чекпойнтам карьеры: вот песня «Закрытый Космос» — Каста выходит на поле лирики под гитару и уверенно там смотрится. Вот «Можно все» с Animal ДжаZ — нечастый в те годы и очень удачный пример кроссжанровости. Вот «Самый счастливый человек»: не по-кастовски добрый рассказ Змея о том, как он стал папой. Или «Метла» — игра в не совсем серьезный рэп.  

Дальше Каста раскрылась в совсем неожиданной ипостаси — социально-сатирической. На следующем альбоме «Четырехглавый орет» есть, например, песня «Скрепы» — едкое злободневное высказывание о насущном. Кстати, очень эффектно экранизировано: Хамиль-гвардеец, Влади-полицейский и Хаски в роли задержанного.

На днях у Касты вышел новый альбом «Об изъяне понятно». Здесь Влади рассказывает о разводе, а Шым о смерти отца. Здесь есть песня «Привет, придурок» — мощный месседж «отвалившимся» друзьям юности. А еще «Молодой с молодой» — правдоподобная зарисовка о русской свадьбе. Трек «Фотка» — вообще игра в группу «Хлеб», и она смешная. «Рано еще хоронить нас» (понятно, о чем она) звучит как манифест, а «Наш гимн России» — как программное заявление о ситуации в стране.

Это альбом рассказов, юморесок и заявлений от людей, троим из которых уже за сорок, но им есть что сказать, а нам есть, что послушать. Этот альбом сильнее многого, что выходило от непоследних людей русского рэпа. И это говорит не столько о состоянии жанра, сколько о дееспособности группы, которая на третьем десятке жизни, перевидев несколько поколений, все еще увлекает сюжетами и обставляет их метким словом и броской рифмой, а еще умеет грамотно и уместно озвучить происходящее — с пониманием времени.  

Каста стала константой русского рэпа — даже хочется спошлить и заметить, что в слове «константа» есть слово «каста». А еще будет уместной фраза из старого скита: «пацанам из Касты п***й. Они е***ат на своей волне и х***ят не первый год».         


Главное по теме «Каста»
Раскрыть комментарии
Рекомендации