Виталий Халюков попробовал и требует книгу жалоб.

Знаете, жить в современном обществе довольно сложно. Вам то и дело приходится учить новые термины – от гендерфлюидности до бадибэга. Представляю, что где-то прямо сейчас из комы вышел видный советский журналист, звезда профессии, не знающий о конвергентных СМИ и нативной рекламе и привыкший обзванивать экспертов для никому не нужных комментариев. Сейчас он практически бесполезен.

Так вот, я довольно поздно для 2019 года выучил разницу между понятиями «фуд порн» и «мокпан». Первое – это просто визуальная эстетизация пищи, позволяющая подогревать аппетит одним только видом блюда. Второе – околоизвращенское движение в блогинге, пришедшее из Азии. Буквальный гастрономический вуайеризм. Людям нравится смотреть, как их собратья жрут и чавкают в экран.


Легко могу представить, как адепты этих учений дружно садятся и смотрят сериал «Ганнибал». Но упаси господь их от включения гастросегмента русского YouTube, откуда на них уже ехидно смотрит откормленная ряха Славного Друже Обломова.

Я выработал отвращение к нему довольно давно. И это не распространяется на личность, так как мы, естественно, не знакомы. Но сейчас мы с вами разберем деятельность этого бравого щекастого парубка, чтобы понять, что это мусорный и бессмысленный контент, который портит нашу общую медиакашу.

Обзоры доставок – скучные и почти бесполезные. Зачем вы их смотрите?

Нет, серьезно, зачем? Да, доставки – это ядерный контент канала, без которого Друже было бы не так просто подняться в ютуберские топы и, соответственно, накачать столь корпулентное щачло.


Когда-то эти обзоры были действительно полезны. Петербуржцы могли досконально изучить свой рынок, владельцы доставок услышать из первых уст жалобы и понести репутационный урон, если все совсем плохо. Да и в целом такого жанра не было, а его появление наверняка так или иначе повлияло на саму культуры доставки еды.

На этом похвала заканчивается и начинаются проблемы. Как только Олег (настоящее имя Друже) прошелся более-менее по всем типам доставок, он неизбежно начал повторяться. Претензии к курьерам из раза в раз одни и те же: соус идет сразу в салате, булочки размякли, роллы слишком маленькие, горячее и холодное положили в один пакет и, конечно, бессмертное – слишком мало салфеток!

Видите, это не так уж сложно. Посмотрев один-единственный обзор, вы уже можете выучить все критерии. А если вы не из Питера, то для вас нет ни малейшего смысла смотреть остальные. Там все точно так же.


К тому же, мы хоть и живем в интернете, но сарафанное радио среди знакомых и специальные локальные паблосы вроде «Черных списков» и так помогут найти нужную доставку. А там вы уже и сами решите, мало вам салфеток или достаточно.

Душнильская подача и бесконечные ремарки

Настоящий могильный камень обзоров Олега – его любовь распедаливать одну тему по десять минут. Да, братан, мы поняли, что эта рыба выглядит несвежей, пожалуйста, заткнись и двигайся дальше, время идет. А если это не первый обзор Обломова, который вы видите, то чувство, что все это уже было в «Симпсонах» делает сальто. И это действительно раздражает.

Но самое чудовищное – это дисклеймеры. Перед каждым роликом Олег максимально подробно расписывает свои ожидания и выдает тонны ненужной информации. И да, в комментариях, конечно же, есть таймкод. Он сам об этом шутит. И что, после него всё кайфово?

Допустим, Обломову неплохо оформили доставку, но он, будучи дотошным критиком, начинает искать в заказе минусы. Абсолютно нормальное явление. Делайте так, чтобы стремиться к лучшему. А вот чего делать не следует, так это в миллионный раз обращаться к подписчикам с ремарками вроде «Вы сейчас напишите, что Друже зажрался». Услышав это в десятый раз, начинаешь сходить с ума.

Мне даже кажется, что Олег с командой остановились на моменте, когда у них зашёл какой-то из пробных форматов, и просто отказались его оптимизировать.

Тут стоило бы обрезать хронометраж и не мучить зрителя сорокаминутными роликами-оглоблями, но лучше же бесконечно зумить и фокусироваться на том, как они издеваются над несчастным бургером. Просто съешьте его, пацаны. И вообще, это уже мокпан или еще нет?

Обломов не умеет делать гостевые выпуски

Это стало понятно, когда Друже пригласил к себе в гости Юру Хованского. У Ховы давным-давно сформировался собственный имидж и подача юмора, местами специфического. Но раз уж ты, милейший мой человек, пригласил Юрку, значит ты должен быть готов к его личности и контенту. А так получается, что пока Хованский шутит про пенисы, Друже краснеет, извиняется и всячески осуждает Юру. Мне было за него обидно. Посмотрите сами.

Вообще, к чести Хованского, они с Обломовым сработались и начали проводить регулярные взаимные коллабы с видосами для обоих каналов. И Олег вроде бы перестал краснеть. Но все же они крайне слабо смотрятся в дуэте – это контент скорее для зрителей Юры. Причем очень предсказуемый. Каждый раз, включая это, вы заранее знаете, что будет происходить.

Рубрика с Юрой зашла, да (уже 56 выпусков!), но Обломов упустил потенциал для создания настоящего гостевого гастроформата, как на других, менее популярных, каналах. Где гость приходит, они с ведущим что-то готовят, шутят и отвечают на вопросы. Это ведь не ракетная хирургия. Черт, да даже у батл-рэперов получилось лучше. Жаль, что ни вылилось в нечто регулярное.

Отношения с вегетарианцами

Из всех повторяющихся мотивов у Славного Друже этот самый раздражающий. Ситуация всегда работает одинаково. Олег обозревает меню какой-нибудь очередной тошниловки и вдруг – о, ужас! – среди бургеров, бейглов и стейков там оказалось несколько вегетарианских блюд. Их Олег пробует с таким выражением лица, будто бы съел курьера, приехавшего без термосумки. Ну камон, чувак. Я бы сказал, что ты заказываешь куклу из секс-шопа и жалуешься, что это не женщина (или не мужчина, мы тут на «Палаче» не гомофобы), но не скажу. Потому что я, в отличие от тебя, не хочу обижать веганов.

Конечно, Друже не должно нравиться все на свете. Но зачем каждый раз задвигать телегу о том, что он не против веганов, но сам лично никогда не поймет, как можно не есть мясо и бла бла бла? Это непременно затягивается на несколько минут, и мы все это слышали в прошлых обзорах. Хватит. Мы тебя поняли.

А вот ты, Олег, мог бы потрудиться понять вегетерианцев и хотя бы не выставлять их пришельцами из неизвестной галактики. Буквально каждый спич в сторону веганов звучит как: «Я не расист, но…». Никаких «но», дружище. Да, есть люди, которые не едят мясо и для них делают специальные блюда. Неужели это так сложно уложить в голову?

Нет, надо покривиться, сделать титаническое усилие над собой, потом с удивлением посмотреть в камеру и сказать: «Ой, а вы знаете. Это даже в какой-то мере вкусненько!» Да неужели? Вот это да. А должны ведь были привезти тарелку, на которой дерьмом выложена надпись «Это не мясо».

Самое интересное и грустное тут то, что я не думаю, что эти эмоции наиграны. Скорее всего, Олег действительно такой. Вот с таким предубеждением он относится к другим людям. Без иронии, без угара, а именно с предубеждением.  И знаете, у меня много знакомых вегетарианцев. Будьте уверены, что каждый из них регулярно натыкается на дикарей с окороком из «Астерикса и Обеликса» в руках, которые с выпученными глазами спрашивают: «А как это вы не едите мясо?» Я вот тоже, может, считаю, что с биологической точки зрения быть мясоедом логичнее, но я не превращаю это в чертову истерику.

Рецепты слишком долгие. И эту болезнь уже победили другие

Ладно, если обзоры еды и гостевые выпуски – не гуд, то, может, Славный Друже в своих правах заиграет красками как ютуб-повар? Как бы так сказать. И да, и нет. Рецепты смотреть действительно интереснее, но и тут есть несколько базовых проблем.

Я не буду говорить о том, что не у каждого есть дорогущий гриль в загородном доме или тандыр. За этим все же интересно наблюдать, чтобы посмотреть, как там все делается.

Проблема в том, что Славный Друже ходит вокруг да около даже в рецептах. Фактура там есть, но ее давно научились подавать гораздо более компактно. Моя девушка постоянно смотрит рецепты в инстаграме, а это, извините, таймлапс с всплывающими текстовыми комментариями. Короткими. То же самое можно без проблем найти на YouTube.

Получается, если вы хотите узнать, как приготовить этот конкретный кусок мяса со специями, вам не нужно смотреть, как Олег разговаривает с собакой или травит истории. Хотя бы потому, что он делает это не то чтобы очень интересно, а мы с вами, я наивно полагаю, занятые люди и должны экономить свое время.

Личный бренд и подача Друже как минимум странные

Но его же смотрят. Кто? В этом нам помогут разобраться те, кто покупает у Славного Друже рекламу. И когда он рекламирует ножи, грили и прочую кухонную оборудку – у меня нет никаких претензий. Это совершенно логично. Но все остальное время занимают очередные мутные игры про танчики и самолеты, в которые рубится под пивко ваш потный батя. Вот как аудиторию Обломова видят рекламодатели.

Олег же и выглядит как такой нормальный мужичок, который знает, как быстро развести костер, и гоняет на речку с пивком.

Друже не помогает своему личному бренду вот этим типичным мужиковатым неприятием веганства и топорными шутехами. Он отталкивает пласт аудитории, несмотря на общее позиционирование чувака, который дружит со всеми. Это так не работает.

Комик Саша Долгополов недавно у Дудя распинался про культ силы. Так вот, Друже очень яркий его представитель. Простой русский Ванька (Олежка) с пуританским воспитанием и добрососедским отношениям ко всем на свете.

Кстати, о вселенской доброте. Она тоже вызывает вопросы. За примером далеко ходить не надо – когда Юра Хованский, как и мы, казнил Гоблина, Друже это всячески пресекал и осуждал. Конечно, надо ведь и у Дим Юрича возле зеленого яйца лицом посветить. Окей, мнения бывают разные, но, когда дело не касается еды, разве у Друже оно есть?

Все это заставляет воспринимать Обломова либо как человека слишком наивного, либо как YouTube-оппортуниста, который за все хорошее и против всего плохого. Но разве так бывает? Да, и все с ужасно неактуальными двачерскими мемами про пони.

Я честно не понимаю, кем Олег хочет казаться для аудитории. А если этот стилёк и подача искренние – то они просто раздражают. И всё можно было бы стерпеть, если бы каждый его сорокаминутный видос нельзя было легко сократить на полчаса. Знаете, не надо быть поваром, чтобы понимать одну простую истину. Если мы варим кашу, в которую случайно попала соринка – все, скорее всего, будет нормально. А если мы добавляем ложку каши в ведро мусора – получается не очень вкусно.

В итоге выходит, что главный гастроблогер русского ютуба снимает чуть ли не малосмотрибельную шляпу. Повторюсь, у него есть плюсы. Например, он пропиарил для многих питерцев по-настоящему хорошие места и научил кое-какие доставки добавлять больше салфеток. Но смотреть его регулярно решительно невозможно. Найдите себе источник рецептов пободрее.


Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!
Главное по теме «YouTube»
Андрей Ставицкий
19 Окт '20
8 402 
Versus вернулся, но без Ресторатора. Как отреагировала публика?
Первый выпуск уже записали.
Тимофей Яценко
14 Окт '20
2 667 
Зачем Максим Кац продает рекламу дешевле, чем мог бы? И сколько у него стоят интеграции?
Просит в 10 раз меньше, чем Ксения Собчак.
Иван Ковальчук
13 Окт '20
9 924 
Оксимирон в гостях у Хованского, Мэддисон казнит Джарахова. Легендарные видеоролики российских блогеров
Так зарождалась эпоха.
Андрей Ставицкий
12 Окт '20
15 973 
«Ну, такой у меня образ был». Мэддисон извинился перед Максом +100500
Мастер извинений.
Шамиль Газибегов
21 Сен '20
3 110 
Альтернативы Wylsacom. Тут – 5 самых недооценённых техноблогеров на YouTube
Нашли кайфовые каналы.
Тимофей Яценко
19 Сен '20
15 279 
Гудков и Маркони гениально извинились за провальный выпуск «Comment Out». Они превратили покаяние в рекламную интеграцию
Лайки снова на месте.
Комментарии