Ностальгический олдскул, который теперь не увидеть в кинотеатрах.

Месяц назад Скорсезе выдал пару реплик про Marvel и запустил грандиозную дискуссию о современных блокбастерах. Конечно же, всё это делалось с простым расчётом – направить на себя внимание медиа и тем самым промоутировать предстоящую премьеру «Ирландца». Хоть мэтр и привык действовать по старинке, но на стриминг-платформах всё-таки совсем иная экономика, чем в кинотеатрах.

Реплика про аттракционы вместо кино вряд ли была оскорблением и попыткой развязать войну с мейнстримом. Позже сам Скорсезе подробно разъяснил, что говорил, скорее, о мирном сосуществовании и радикально изменившемся рынке. Да, на сиквело-ремейки от Marvel люди идут охотнее. Но зрители даже не осознают, что таким спросом лишь отнимают сеансы у независимого кино, которое появляется в кинотеатрах всё реже.

Эмоции Скорсезе понятны и ничуть не эгоистичны: «Ирландец» – это фильм, который создан для просмотра на большом экране. Но сегодня каждая большая студия понимает, что платить 160 миллионов долларов за три с половиной часа хронометража стариковских диалогов – затея нерентабельная. И наличие таких богов Голливуда, как Скорсезе, Аль Пачино и Де Ниро – совсем не аргумент. Гораздо разумнее зарядить те же деньги в заранее просчитанный под зрителя блокбастер и гарантировано срубить миллиард.

Блокбастеры окончательно вытеснили рискованное независимое кино с больших экранов. И это, конечно, задевает режиссёров из 70-х, которые создавали тренд на авторское кино в США и «новый Голливуд» – неслучайно Marvel громче всех критикуют именно Скорсезе и Коппола.

Но революция случилась уже давно – в тех же 70-х Спилберг придумал формулу блокбастера, а Лукас позже её максимально успешно применил. 90-е были последней эрой, где палитра западного кинематографа была более-менее гармоничной. Но сегодня времена, когда широкая аудитория шла на режиссёра, уже прошли – имена в титрах мало что значат, в мейнстриме окончательно восторжествовали студии и продюсеры. И в этом смысле «Ирландец» – трогательное прощание с великой эпохой.


Но, в то же время, новый фильм Скорсезе, который действительно ощущается как последний в его карьере, одновременно возвещает о начале новой эры – той, где малые экраны уже победили большие. Для киноманов фраза о том, что «самое интересное сейчас происходит на ТВ» – уже давно клише, но вполне правдивое. Сегодня дорогущие блокбастеры – это бесконечный самоповтор. Весь лучший западный креатив сначала проявился в сериалах, а теперь и в фильмах, снятых для стриминговых сервисов. Если Disney победил всех, то Netflix перехитрил всех.

Платформа эволюционирует гигантскими темпами, но всё ещё находится в начале пути, поэтому думает не столько о деньгах, сколько о статусе. По этой причине боссы Netflix легко переманивают именитых режиссёров, обещая им полную свободу творчества и любые ресурсы. И те отплачивают им самой дорогой монетой – репутацией.

Прошлогодний триумф «Ромы» Альфонсо Куарона на Венецианском фестивале и «Оскаре» окончательно утвердил Netflix в статусе серьёзного игрока и спасителя независимого кино. И компания всё больше культивирует столь положительную репутацию – несколько дней назад она, например, спасла от смерти культовый кинотеатр Paris в Нью-Йорке (разумеется, и из корыстных побуждений тоже – кинотеатральный прокат упростит попадание фильмов на «Оскар»).


«Ирландец» – первая по-настоящему масштабная атака новых игроков на «глобальное блокбастерное зло». Поэтому вполне закономерно, что Скорсезе в интервью о фильме постоянно говорил про Marvel. Живой классик теперь снимает для Netflix – лучше средства для привлечения других талантов на платформу просто не существует. А через пару недель так же на Netflix появится и безумный 150-миллионный камбэк Майкла Бэя «Шестеро вне закона» – кажется, скоро и для блокбастеров кинотеатры уже не понадобятся.

Забавно, что «Ирландец» тоже говорит о смене эпох, но в другом ключе. Фильм о стареющих гангстерах – это сентиментальная иллюстрация безвозвратно ушедшего времени. Герои постоянно бубнят о том, как быстро всё меняется, персонаж Аль Пачино не понимает, как можно опаздывать и приходить на встречи не в костюмах, а троица старичков, как ни старается, но выдаёт реальный возраст даже при всех спецэффектах и гриме. О Джиме Хоффе миллениалы вообще ничего не слышали, а времена, когда гангстеры управляли страной, давно прошли – к сожалению, как и эпоха Скорсезе, Аль Пачино и Де Ниро.

Именно поэтому «Ирландец» – главный маствотч 2019 года. Такое кино – это призрак из прошлого, который непонятно как появился в нашей реальности. Каким-то чудом он превращает в ворчливых стариков даже самую молодую аудиторию – все поголовно боготворят фильм именно из-за того, что он так выделяется на фоне однообразных толерантных агиток, ремейков и претенциозного фестивального кино. Бренд «Скорсезе» чувствуется на интуитивном уровне – даже не решаясь посмотреть эти незаметно проходящие 3,5 часа, вы примерно понимаете, что это за кино и почему оно заслуживает внимания.

Первое в истории единение на экране троицы Аль Пачино, Де Ниро и Пеши ещё 15 лет назад произвело бы эффект, сопоставимый с предпремьерным ажиотажем вокруг очередных «Мстителей». И тем показательнее, что абсолютно всех звёзд переиграл в новом (ужасающе спокойном) для себя амплуа Джо Пеши – старикан, который двадцать лет почти не снимался и с большой неохотой решился на камбэк. Согласитесь, всё это явно попахивает чем-то из прошлого – того самого, когда подобные фильмы были главными хитами года.

О достоинствах «Ирландца» и его недостатках (с технологией омоложений реально вышло не очень) вам уже всё разжевала и ещё повторно разжуёт профессиональная кинокритика. Но важен сам факт, что такое кино вообще продолжает жить и точно не намерено пропадать. В конце концов, лучше, чем 77-летний Мартин Скорсезе нам о бесповоротно уходящем времени и неотвратимости смерти никто в 2019 году не расскажет.

Мастодонты старого Голливуда, кажется, уже сказали своё последнее слово. И большое счастье, что оно всё-таки останется в истории.

Главное
Шамиль Газибегов
18 Май '21
744 
Этот Realme уникален и чудовищно хорош. Девайс пора брать, но есть один нюанс
Про этот смарт должны знать все.
Андрей Ставицкий
18 Май '21
1 130 
Приставка Nintendo Switch Lite доступна со скидкой. Объясняем крутость этой консоли
Годная вещь для отпуска.
Андрей Ставицкий
18 Май '21
809 
Неубиваемые часы от Amazfit приятно подешевели. Скидка будет доступна всего несколько дней
Идеальный гаджет для путешествий и спорта за адекватный прайс.
Андрей Ставицкий
17 Май '21
1 747 
Huawei Freebuds 4i доступны с огромной скидкой. На вашем месте я бы поспешил
Дешевле еще не было.
Шамиль Газибегов
16 Май '21
4 903 
Asus ZenFone 8 уже рухнул в цене на Али. Это лучший компактный девайс на чистом Android
Конкурентов почти нет.
Андрей Ставицкий
16 Май '21
4 140 
Ценник на «Яндекс.Станцию» рекордно снизился. Это щедрая акция на Али
Подарок на выходных.
Комментарии