Владимир Завьялов — о главных русских песнях 2019-го.

Вместо каких-то выводов о том, каким был этот год в русской поп-музыке, здесь будет подборка треков, которые этот год как-то объясняют. Разброс большой: от надоедливых хедлайнеров из топа ВК до чуть менее заметных, но важных героев и песен.

Егор Крид «Love Is»

Перемены Егора Крида — едва ли не самый интересный кейс 2019-го. Важно, что забрав трудовую из офиса Тимати, Егор позволил себе все, чего не мог позволить раньше: пиво на камеру, Поперечного в клипе, участие в 17 Независимом баттле.  


Я специально не стал вспоминать «Сердцеедку»: хоть это и народный хит, но такая песня могла появиться и в эпоху Black Star. «Love Is» интереснее: это упражнения на поле поп-рока с синтезаторами вроде «Пошлой Молли», которые Егор выполняет старательно и без ошибок. Важно и то, что сама песня-то приставучая: «Что такое Love is» — пропойте в голове этот припев, а потом попробуйте от него избавиться до конца дня. У меня не получилось.

Картинки по запросу егор крид

GAYAZOV$ BROTHER$ «Увезите меня на Дип-хаус»

Смущает уже заглавие группы: знак доллара вместо «S» (привет, никнеймы в Counter-Strike в 2000-х!), грубая ошибка в написании фамилии — ну что это такое? Но реальность такова: в 2019 году такие имиджевые просчеты не мешают людям штурмовать хит-парады.

«Увезите меня на дип-хаус» — безупречная работа альянса «альфач-качок + сладкоголосый романтик». Первый говорит, что ему «нужна Меган Фокс» и как бы брутально произносит слово «мррррррразь». Второй голосом Виктора Салтыкова разыгрывает вордплей как бы на грани: «Вы мне все зае, я хочу на Бали». Песня в общем про клубы, уход в отрыв, алкоголь и прочие инструменты отдыха обывателя.


На самом деле она — об экзистенциальной тоске: когда уже не радуют ни алкоголь, ни ближайшая доступная вечеринка, а пятничный отдых превратился в такую же рутину, как и офис. Ты пьяный и недовольный, тебе больше нельзя, но ты рвешься в другой клуб, надеясь, что он тебя спасет от тоски. Но не спасет.

Cream Soda «Никаких больше вечеринок»

Три года назад эта ярославская группа играла на тематических клубных вечеринках, а потом пригласила вокалистку, взялась за песни (в буквальном смысле) и заиграла в целом понятную, но эстетскую поп-музыку с ретрошиком.

«Никаких больше вечеринок» — консенсусный хит для всех: и для привередливых модников, и для девяток в регионах. Если не вслушиваться в текст, то это дееспособный в любой ситуации дискотечный бэнгер. Если вслушаться — печальная песня о том, что все мы смертны и все когда-то да закончится. Тот самый случай, когда не знаешь: то ли рыдать, то ли танцевать.


Отдельного слова просит и клип: Гудков, Баширов и Кукушкин едут из села вроде бы на рыбалку, но на самом деле — танцевать. Хайлайт — финальная сцена с Башировым, русалкой и рыбопадом (именно так!) с неба.

RASA «Пчеловод»

Украинский дуэт RASA бьет хорошим таким хуком по расхожему суждению о том, что «вся поп-музыка из Украины — передовая и прогрессивная». RASA — это собирательный портрет всего, что есть в чартах сейчас: прямая бочка, маскулинность, порок в пределах допустимого, танцы до победного.

Что отличает их от прочих? Двухголосие «мальчик + девочка» и умение сочинять чуть более привязчивые вещи. Например, «Пчеловод» — страшно аддиктивный хитяра про отношения пчелы и пчеловода, которые ну как бы совсем не про пчел. «Ты пчела, я пчеловод, а мы любим мед» — настоящий краштест для слушателя, считающего себя хоть немного культурным.

Картинки по запросу rasa

RSAC «NBA»

Четыре года назад я любил забавлять друзей кустарным клипом, где рыжий человек картинно играет в рэпера и смешно читает про Алексея Панина (строчка «Леха Панин отказахстанен» — навсегда в сердечке).

Сейчас я регулярно вижу этого же рыжего на телеке в каждой забегаловке, где есть МУЗ-ТВ. В клипе он едет на багажнике машины и произносит четыре строчки про то, что все рисовались тогда, а ставка не прошла на NBA. Все остальное время поет девушка с розовыми волосами. Ее «Не мешааай» вы точно слышали.

Что произошло: рыжего человека зовут Феликс Бондарев, он десять лет занимался разной интересной, но некассовой музыкой, а потом вместе с девушкой Эллой Пономаревой записал песню, которую сначала массово экранизировали танцами в Tik Tok, а потом застримили миллионами. Песня того стоит: это обаятельный и непошлый поп, которого на условном МУЗ-ТВ хочется видеть больше.

Niletto «Любимка»

Как и любой другой герой ВК, уралец Нилетто сочинял несложные песни под прямую бочку с явным расчетом на то, чтобы оказаться в чартах, и однажды рассчитал все верно. С одним лишь отличием от других похожих случаев — он был во втором сезоне шоу «Песни». Правда, вылетел рано, и тут уже встает вопрос: а так ли сильно шоу ему помогло?   

Песня «Любимка» застряла где-то между канонами ВК-попа с одной стороны и ранним Иваном Дорном с другой. Примечательная фонетическая находка — то, как Даниил обыгрывает вот эти «палллльба» и «стрелллллллла». А еще здесь довольно стильный продакшн — я упомянул раннего Дорна, а следовало бы еще и ранних Hi-Fi и Шуру: и да, это комплимент.

Face «Мой Калашников»

Вообще, Иван Дремин — виновник моего главного авторского факапа в этом году. После «Пути неисповедимы», «Земфиры» и «Woof» у меня на руках было все, чтобы провести отповедь. Но потом пришлось заткнуться: Иван вырулил свою карьеру из крутого пике, а еще написал песню, которая вообще этот год и объяснила.

Я имел в виду «Юмориста», но выделить хочу другую. «Мой Калашников» — тот самый домкрат, катапультировавший Ивана обратно вверх. Это яркий и емкий репрезент его нового камео — не кичливого хайпбиста и последователя группы «Красная Плесень», а ребела с автоматом наперевес, борца за справедливость, парня со сложным прошлым и убедительным настоящим.  

Картинки по запросу face

Artik & Asti «Грустный дэнс»

Песня о том, что традиционная российская эстрада в ее общепринятом смысле никуда не делась, а просто приспособилась к новым условиям. «Грустный дэнс» — безусловный хит маршруток, забегаловок, радиостанций и социальной сети «Одноклассники.ру». Если вы ее не слышали, могу только позавидовать строгости вашей информационной гигиены, потому что от песни было не скрыться.  

Чем ещё функционально хороша эта песня: иностранец чуть больше поймет Россию, если увидит, как на обычном офисном корпоративе под «Грустный дэнс» отчаянно и неистово врываются на танцпол не очень счастливые женщины за тридцать.

Джизус «Девочка в классе»

Яркий новичок года, на котором одинаково хорошо сидят и свитшот GUCCI с золотой цепью, и приталенная косуха. Ближе к конкретике: Джизус умело маневрирует между рэп-кричалками и подростковым роком по конспектам 2007 года.

Свой главный хит Джизус написал в ипостаси рокстара. Здесь очень простой, а из-за этого безотказно работающий припев: «Ты была самой лучшей девочкой в классе, ты была самой лучшей девочкой в школе». Мелодически он похож на шансон, но это умело маскируется рок-оберткой и колоритом самого артиста — крашеного и татуированного. Кажется, этот человек убедительнее всех ответил на многолетнюю просьбу «Верни мне мой 2007-й».

Big Baby Tape «Trap Luv»

Кирилл Бледный, перечитав старый хит группы Reflex, запустил челлендж: возьми припев русской поп-классики и приспособь его под себя.

Это работает до сих пор: последним это доказал Big Baby Tape, которому нужно было что-то делать после большого прошлогоднего успеха. Что сделал он: взял припев «Он тебя целует» Жукова, заменил «альбом» на «айфон» и приладил к нему текст не совсем про любовь, а про трэп-будни. Шалость удалась — песня побывала на самом верху в «рекомендациях» и понравилась самому Жукову.          


Главное по теме «Face»
Комментарии