Почему «десятые» годы войдут в историю западного кино как кризисные.

Если вы вдруг не успели посмотреть нового «Терминатора» – не переживайте, вы его уже видели. Сценаристы не придумали ничего радикально нового – лишь заменили лица. Из будущего снова прибывают один убийца и один защитник, а в центре истории персонаж, который через несколько десятилетий возглавит сопротивление в войне с машинами. Вся сценарная структура в точности слизана с великого «Судного дня», а на экране воссоединились Арнольд Шварценеггер и Линда Хэмилтон.

Культовая франшиза позаимствовала стратегию у «Звёздных войн»: делаем для фанатов, маним великими именами и копипастим культовую историю, редактируя её под тренды. Джеймс Кэмерон, вернувшийся в качестве продюсера, был как бы гарантом качества. Плюс команду он собрал внушительную: один из главных блокбастерных сценаристов «Голливуда» Дэвид С. Гойер (нолановская трилогия о Бэтмене, «Блэйд»), автор сочнейших саундтреков Junkie XL (новый «Безумный Макс», «Бэтмен против Супермена») и перспективный режиссёр Тим Миллер («Дэдпул», «Любовь, смерть и роботы»). Ожидалось триумфальное возрождение знаковой франшизы. Но его вновь не случилось – «Терминатор: Тёмные судьбы» оказался вторичным проходняком.


Проблемы в нём настолько типичные для современных блокбастеров, что вы легко и сами сможете за меня их перечислить. Здесь и погоня за трендами (значительное увеличение роли женщин в и без того довольно феминистской франшизе), и заигрывание с критикой Трампа (мексиканцы на главных ролях, мексиканские локации, сцена с нелегалами и стеной), и корявые отсылки ради отсылок.

Последнее – особенно забавно: авторы будто бы бьют себя по рукам, закладывая в сценарий пасхалки. Настолько нелепо это не выглядело ни в одном современном ремейке: сначала от одной из героинь звучит совершенно дурацкая переделка культовой фразы («Иди со мной, если хочешь прожить дольше 30 секунд!»), потом бабуля Сара Коннор повергает зал в истерику карикатурно брутальным «I’ll be back», а потом Терминатор под классическую тему берёт свои знаменитые очки, но тут же кладёт на место. Да-да, мы поняли, что вы типа отказываетесь от прошлого и начинаете новую историю, но в чём это ещё выражается, кроме такого цирка?

Этот момент, на самом деле, нечто гораздо более важное, чем просто сценарный провал. «Терминатор: Тёмные судьбы» – идеальная иллюстрация того, что происходит с западными блокбастерами в последние годы. О кризисе идей голливудских сценаристов говорят уже не первый и не третий год, но именно в 2019-м он стал наиболее острым. Почти каждое «кинособытие месяца» – это очередной сиквел культовой франшизы, который на самом деле ремейк. Голливуд разучился создавать новое, поэтому эксплуатирует старое, не зная меры.

Но к концу десятилетия у зрителей появилась тотальная усталость от одинакового кино. Практически каждый ремейк/продолжение в 2019 году получает ужасные отзывы зрителей и жёсткую критику профессионалов. Сегодня поп-культура как никогда прежде пережёвывает сама себя. Блокбастеры поделились на два типа: конвейер как у Marvel, который идёт успешно, и подобное «Терминатору» дежурное развлекалово, созданное для сбора денег с фанатов.

Сегодня даже самый простой зритель в курсе такого положения дел и легко выведет формулу современного блокбастера. Выглядит она примерно так: берём культовую франшизу, на которой росли дети 80-х и 90-х, снимаем в ней парочку важных актёров из прошлых частей, копируем сюжетную канву, разбавляем историю СЖВ-трендами, зовём знаковых и рукопожатных современных авторов для съёмок, добавляем тонну легко читаемых отсылок и делаем максимально эпичный трейлер.

Пока всё работает безотказно – зритель рад обманываться, каждый раз покупаясь на манипуляции, хоть и чувствуя подвох. Ностальгия окончательно победила качество, но стала настолько приторной, что даже сами авторы теперь неуклюже избегают очевидных отсылок. В результате вместо кино мы получаем блеклую копию великих фильмов прошлого: авторы добавляют новых никому не интересных героев, расширяя цветовую и гендерную палитру, но история от того не становится глубже. Поэтому любой насмотренный зритель заранее знает, какими будут новые «Люди в чёрном», новый «Чужой» или новый «Рэмбо». На деле они, конечно, никакие не новые – лишь самоповоторы, созданные исключительно с коммерческой целью.

«Тёмные судьбы», на удивление, получился чуть лучше указанных выше фильмов. Бездарная мексиканская вариация Джона Коннора, ужаснейший неуместный твист в самом начале и колоссальное количество ляпов, конечно, всё портят. Но ситуацию выправляет довольно крепкий экшн, не самый плохой злодей и отличная Маккензи Дэвис. Это точно не шапито «Генезиса» и явно не самый очевидный пациент для двухчасового обзора BadComedian’a. Да, от такого «прямого продолжения культовых первых частей» сгорят задницы у всех трушных фанатов франшизы, оскорбив их чувства. Но для нейтральной аудитории это не худший современный аттракцион. Хотя бы заранее знаешь, что получишь – и в этом смысле «Терминатор» не подводит.

Конечно, ругать «Тёмные судьбы» будут ещё долго. Чего только стоит роль Шварценеггера, который теперь киборг с чувством вины (!) по имени Карл (Карл!) и вместо «Hasta la vista, baby» говорит «Я шью шторы». Но вся это клоунада с попыткой в серьёзное продолжение по итогу выполняет важную роль: «Терминатор: Тёмные судьбы» выглядит последней отрыжкой кризисного Голливуда. Дальше только финальный экзамен – завершение истории «Звёздных войн». После него доить великое прошлое будет уже просто стыдно, а если случится провал, то индустрия вряд ли выдержит. Эра бесконечных копий затянулась, но, кажется, она близка к завершению.


Главное по теме «Кино»
Раскрыть комментарии