Нам срочно нужен министр гик-культуры.

Очередное спорное заявление от министра культуры РФ Владимира Мединского разошлось на цитаты в сети. На открытии Московской международной книжной выставки-ярмарки Владимир Ростиславович рассказал о своем отношении к комиксам:

«Комикс – это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Что такое комиксы? В принципе, это как жвачка, это не еда. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы… Мне кажется это убожеством»

Квен бы после такого даже общаться не стал

Давайте просто перечислим вещи, которые игнорируются Мединским в этом заявлении:

1. Существует огромное количество комиксов в формате 16+ или 18+;

2. Объемы текста в комиксах бывают крайне разными. Каждый, кто читал хотя бы «Хранителей» Алана Мура, в курсе, что по количеству символов графические романы не всегда уступают ортодоксальным. Не говоря уже о сложности;

3. Комикс и не должен сравниваться с книгами. Из-за сочетания визуального и нарративного наполнения, он скорее ближе к кинематографу. Это, скажем так, его застывшая покадровая версия. Особенно это бросается в глаза, если посмотреть раскадровки и сценарные заметки к любому популярному комиксу;

4. Вопрос, на который отвечал Владимир Ростиславович, касался изучения истории через комиксы. Как ни странно, то, что «Маус» Арта Шпигельмана является комиксом, никак не помешало ему получить Пулитцера в 1992 году. И это достаточно неплохое введение в Холокост;

5. Раз уж на то пошло, Мединский в последние годы носится с интерактивными выставками. Например, «Романовы. Моя история», которая неплохо так покаталась по различным музеям. Чем интерактивные выставки, по сути, отличаются от предложения изучать историю по комиксам? Там ведь тоже графические решения, покадровая подача визуальной информация и сжатый нарратив. Так и в чем проблема?


Очевидно, что господин министр никогда не держал в руках по-настоящему сложный или хотя бы просто серьезный комикс. Его представления ограничены тем, что это «картинки вместо текста», и размытыми знаниями о каких-то там супергероях. Я приведу в пример только три комикса, которые можно найти в каждом специализированном магазине и в каждом втором хорошем книжном. Но их гораздо больше и это только первое, что пришло мне на ум из распространенных.

Арт Шпигельман, «Маус». Уже сказали об этом. Автор через мышиную метафору показал историю своего отца Владека Шпигельмана – польского еврея, пережившего Холокост. Перечислять награды бессмысленно, достаточно упомянуть только Пулитцера. Уж во всяком случае, «Маус» не хуже исторических фильмов на ту же тему;

Брайан К. Вон, «Львы Багдада». История прайда львов, сбежавшего из багдадского зоопарка в 2003 году, во время бомбардировки города американцами. Конечно, здесь есть место фантазии, но это только лишнее доказательство того, как с помощью красивого и талантливо написанного комикса можно заставить людей сопереживать реальной истории сильнее, чем если бы они узнали ее из новостей или какой-нибудь подборки фактов;

Джо Сакко, «Палестина». Вот этот экземпляр нужно нести Мединскому в первую очередь. Тут много текста и комикс полностью документальный. По сути, это серия репортажей из горячих точек в форме графического романа.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии