В день самой громкой свадьбы года пробегаемся по основным этапам биографии знаменитого режиссёра.

Детство и поэзия

Константин Богомолов родился 23 июля 1975 года в семье кинокритиков и киноведов Юрия Богомолова и Ольги Ульяновой. По его же словам, детство было беззаботным, счастливым и насыщенным частыми посещениями Дома Кино и различных театров. Но продолжать дело родителей, в отличие от старшей сестры Ольги, Константин не стал. В школьные годы он увлекался поэзией, любовь к которой ему привил школьный учитель литературы. Позже обучался в мастерской писательницы и поэтессы Ольги Татариновой «Кипарисовый ларец», где тоже сосредоточился на написании стихов.

Любовь к литературе стала ключевым элементом творческого метода Богомолова. Закончив филфак МГУ, он поступил в ГИТИС, окончив который, начал активные эксперименты с литературной основой пьес. Даже в недавнем интервью в «Осторожно, Собчак!» подчёркивает свою текстоцентричность, заявляя, что в его методе «текст интерпретирует актёра».


Несмотря на успех в театре, поэзию Богомолов не бросил. Ещё в 90-х его произведения печатались в журнале «Мы» и альманахе «Вавилон». Сейчас же отголоски старого увлечения видны в недавно вышедшем экспериментальном сборнике стихов и текстов «Так говорил Богомолов», а также, по мнению Сергея Шнурова, в инстаграме Ксении Собчак.

Театр и популярность

Но, прежде всего, Константин Богомолов известен как режиссёр театра. Зарекомендовав себя на малой сцене Театра имени Гоголя в середине нулевых, Богомолов обратил на себя внимание именитых людей из театральной Москвы. В итоге уже в 2007 году первым его захэдхантил сам Олег Табаков – сначала в «Табакерку», а позже и в МХТ. Именно в последнем театре Богомолов поставил самые известные свои спектакли.


Наряду с Кириллом Серебренниковым на стыке нулевых и десятых он мгновенно получил статус главного театрального революционера и новатора. Большинство зрителей до сих пор ошибочно связывает актуальный русский театр исключительно с этими двумя именами. Но отрицать, что Богомолов внёс огромный вклад в изменение сценического языка и театральной эстетики в России, всё-таки невозможно.


Основа творческого метода режиссёра, который каждым спектаклем в то время провоцировал скандал, лежит в полноценной переработке литературного первоисточника. Богомолов считает, что классический театр, создающий иллюзию реальной жизни, давно умер, поэтому предлагает новые формы переживания текстов. От оригинальных произведений в лучших спектаклях Богомолова остаётся минимум – все они сделаны очень по мотивам. Например, в «Карамазовых» фигурируют менты, попы и другие архетипы современной России, а действие «Короля Лира» перенесено в финальные годы Второй мировой войны. Сценарии Богомолов пишет полностью сам, смешивая оригинальное произведение с другими знаковыми текстами – философскими трактатами, поэзией, культовыми романами или даже поп-музыкой.

Спектакли Богомолова пикового периода считались провокационными и эпатажными. Например, с премьеры «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций массово уходили зрители – режиссёр настолько явно вывернул все телесные элементы романа Рабле, что даже сделал отдельного персонажа под названием Какашка. Для самых популярных спектаклей Богомолова того времени характерны провокации, ярая критика богемной, «рублёвской», тусовки, использование актуальных мемов современной культуры, кросс-дресс (женщины часто играют мужчин и наоборот), низкие до глупости абсурдные и почти КВН-овские шутки и препарирование политической повестки с оппозиционной стороны. Богомолов одним из первых активно начал использовать экраны, авторские комментарии по ходу действия и вторжение российской действительности в классические тексты.

В то время его постановки ненавидели консерваторы, считая радикальными. Но прогрессивный Табаков поддерживал режиссёра-новатора. В итоге МХТовские «Карамазовы», «Мушкетёры» и «Идеальный муж» стали хитами и знаковыми ступенями для современного русского театра. По просьбе Табакова Богомолов поставил один из последних и наиболее знаковых спектаклей с его участием – «Юбилей ювелира», где ослабленный и борющийся с раком 80-летний актёр играл персонажа с практически той же судьбой и болезнью.


Оппозиционная деятельность

Благодаря громким успехам в театре, Богомолов стал широко известен за его пределами. В то время медийное лицо режиссёра идеально совпадало с его авторскими высказываниями на сцене – Константин не скрывал оппозиционные взгляды, открыто поддерживал Навального и участвовал в протестных акциях 2011-13-ых годов. На выборах мэра Москвы 2013 года был одним из наблюдателей. Вот, например, цитата Богомолова того времени о Навальном:

«Я буду голосовать 8 сентября. Хотя в эти дни у меня премьера в театре Римаса Туминаса, Вильнюсском Малом. Но я специально прилечу на один день, чтобы проголосовать. И голосовать я буду за Алексея Навального. И вовсе не потому что благодаря ему в Россию наконец вернулась надежда на обновление, настоящая политика, что он – может быть, последняя надежда, что его, в конце концов, посадят в тюрьму по явно беззаконному приговору, если он проиграет…

Я, знаете ли, эгоист и прагматик в этом вопросе. В том, что касается власти и моего дома. И у меня интерес простой. Эгоистичный. Я родился в Москве. Вырос в ней. Я здесь живу и работаю. Здесь живет и работает моя семья. Здесь растет моя дочь. И я твердо знаю: это лучший город на свете. Но последние 15-20 лет этот город болеет. Он захвачен коррупцией, глупостью, нелюбовью и невниманием к его жителям и проблемам… Из него высасывают соки и силы. Он борется, он сопротивляется. Но так не может длиться вечно. И мы должны помочь нашему городу.

Я уверен, что Алексей Навальный – это лучшее, что может случиться с моим городом за многие годы. Я уверен – он станет лучшим мэром за многие десятилетия. И я желаю ему победы. Просто потому, что я очень люблю Москву. И кстати. Я решил поддержать кампанию Навального финансово. Это моя скромная возможность не просто словом, но и делом приблизить перемены. Это моя пусть простая, но искренняя и посильная форма участия в судьбе города».

Дебют в кино и перемены в стиле

В 2016-м Богомолов пробует себя в статусе режиссёра совсем иного рода, сделав для группы «Винтаж» клип с явными элементами авторского стиля.

Но уже через год всё резко меняется: как в масштабах, так и в эстетике. В 2017-м Константин Богомолов дебютирует в кино, экранизировав свой любимый рассказ Владимира Сорокина «Настя». А через год он перенёс на экран уже свой собственный спектакль – «Год, когда я не родился». Примечательно, что оба фильма крайне малоизвестные, а до проката в итоге так и не добрались.

Более удачным опытом в кино считается недавний сериал «Содержанки». Но и здесь есть множество проблем – истории из жизни жадных и циничных любовниц московских бизнесменов будто бы запоздали лет на десять. Откровенные сцены на фоне многочисленных западных аналогов ничем не удивляли, визуальную эстетику трудно назвать прорывной, а сюжет попахивает перемалыванием тем из творческого прошлого, которые с современной аудиторией уже не резонируют.

И эта история симптоматична для творчества сегодняшнего Константина Богомолова. Многие критики считают, что сейчас в карьере режиссёр наступил кризис. Перемены в творческом методе действительно трудно не заметить. Да, вполне классические постановки были частыми и у пикового Богомолова, но их не просто так вспоминают реже, чем того же «Идеального мужа». С 2017 года режиссёр будто бы ушёл в холодный реализм. Сначала в МХТ вышли вполне невинно классические «Мужья и жёны» и «Три сестры», а позже случился питерский период, за который Богомолова регулярно критикуют прогрессивные журналисты и блогеры.

Год назад в БДТ прошла премьера «Славы» – «сталинского мюзикла» забытого писателя Константина Гусева. Произведение из тоталитарных 30-х в 2019-м – это, конечно, само по себе выглядит как перфоманс, но на деле за ним ничего экспериментального не стоит. Богомолов просто выверено и со зрелым мастерством ставит вполне зрелищный, но совершенно обычный спектакль. Минималистичная, но эффектная сценография ранних работ осталась на месте, но всё остальное будто бы пропало. Ровно то же самое можно сказать про такие же «серые» (относительно раннего творчества) спектакли, как «Преступление и наказание» и «Одиссея 1936». За питерский период Богомолова жёстко раскритиковал самый яркий и актуальный театральный блогер Виктор Вилисов. Текст в итоге вызвал бурный срач в фейсбуке и странную реакцию Богомолова, который «читал его вслух и ржал».

Сам же режиссёр отрицает трансформацию своего творчества, чему посвящён отдельный и крайне противоречивый блок в интервью Собчак. А ранее Богомолов не раз заявлял, что считает использование методов из своих ранних успешных спектаклей устаревшими и слишком растиражированными. Теперь, по заявлениям режиссёра, его главная задача – «сделать текст живым». Получается ли – большой вопрос. В последние пару лет фамилия Богомолов для театра стала настолько платиновым брендом, что зритель идёт уже не на конкретный спектакль, а на «главного режиссёра страны». На фоне коммерческого успеха он вряд ли всерьёз думает о каком-то там кризисе.

Консерватизм и поддержка Собянина

Вспомните позапрошлый блок. И забудьте. Сегодняшний Богомолов – один из главных консерваторов среди медийных людей московской тусовки. Фактически выступая против Сергея Собянина в 2013 году, в 2018-м Богомолов становится его доверенным лицом, объясняя в каждом интервью, как Москва похорошела. Журналисты связывают такое «переобувание» с конкретной целью – решить вопрос со строительством театра в родном районе Богомолова и месте худрука в нём. Правда это или нет – неизвестно. Театр в итоге не построили, но вот должность худрука Константин всё же получил – в Театре на Малой Бронной.

В последние пару лет Богомолов дал неожиданно много интервью, хотя всегда считался довольно закрытым человеком, о чём регулярно напоминает сам. Почти в каждом звучат уколы в сторону оппозиции и оправдания на тему поддержки Собянина. Например, на «Дожде» режиссёр заявил, что канал стремительно деградирует, а из либеральной тусовки «уходит талант».

Окончательно в статусе прожжённого консерватора и провластного интеллигента (что для России почти оксюморон) Богомолов закрепился после дебатов на «Эхе» с Сергеем Пархоменко. Там он очень изящно критиковал летнее протестное движение в Москве. В этом видео, как и почти во всех интервью, очень сложно не заметить нарциссичные и циничные нотки в длиннющих монологах, периодически скатывающихся в демагогию – абсолютный контраст с ранними появлениями режиссёра в медиа.

Драка с Виторганом и свадьба с Собчак

Здесь вряд ли нужно останавливаться подробно. Всё же для большинства читателей Богомолов, скорее всего, известен не спектаклями и политическими взглядами, а романом с Ксенией Собчак, итогом которого стала сегодняшняя свадьба.

Ранее Богомолов был женат на актрисе Дарье Мороз, которая регулярно играет в его спектаклях и фильмах, а Собчак была замужем за Максимом Виторганом. Как уже бывший муж отреагировал на одно из свиданий пары, вы и так прекрасно знаете.

Подробности о том, как начались их отношения, долго скрывались. Лишь накануне Собчак подробно рассказала историю нового романа. Познакомились они в 2013 году во время интервью – тогда режиссёр показался ей умным, но скучным. Но в следующую встречу, через пять лет, всё изменилось:

«Максим часто был на спектаклях Константина, и я тоже. Мы тогда совсем не общались с Костей, и вот он нас пригласил. Помню, я еще спросила: «Это точно?» Константин говорит: «Точно». Мы приходим в театр, а билетов нет. Я подумала: «Ну что за необязательный человек!» Но все началось два месяца спустя. В конце июля 2018-го – я тогда еще была главным редактором L’Officiel – мне пришла в голову идея сделать материал о двух людях, изгнанных из МХТ: о Саше Молочникове и Богомолове […]

Я этого совершенно не ждала и не желала, чтобы так происходило. Но ты не можешь этому противостоять. Собственно, любовь – единственное чувство, которое ты не в силах контролировать. У меня был период когда я честно старалась. Но как только ты запрещаешь себе о чем-нибудь думать, собираешь волю в кулак, становится еще хуже. Потому что ты начинаешь думать об этом максимально. Как о розовом слоне. Это был сложный период, который мы по-разному переживали»

Слухи о романе Собчак и Богомолова ходили уже достаточно давно, но пара скрывала всё до последнего момента. Например, часто упоминаемое в тексте интервью выглядит откровенно абсурдно – собеседники с трудом маскируют влюблённые взгляды, Собчак несколько раз поздравляет жениха с должностью худрука, а жёсткость вопросов сведена к минимуму. На выходе – скорее спектакль, чем интервью. Получится ли театр из медийной жизни пары и станет ли Богомолов идеальным мужем – узнаем уже скоро. Пока же супруги максимально огораживают личное пространство и явно не стремятся превращать роман в шоу.

Загрузка...