Как компания незаметно меняет бизнес-модель.

Ожидания от осеннего шоу Apple изначально были невелики. Уже после релиза iPhone 8 стало понятно, что компания перешла на трехлетний цикл разработки, и полноценного апгрейда X стоит ждать только в 2020 году.

Но ивент, который стримился на YouTube, все равно бросилось смотреть колоссальное количество людей. В пике на трансляции было больше полутора миллионов зрителей. Однако компания из Купертино умудрилась оставить в недоумении даже самых лояльных фанатов.


Сегменты презентации, в которых Apple говорила не о смартфонах, были отработаны мастерски.

Apple+ получил шикарные премьеры и смешной прайс в 4.99$ с бесплатным годом при покупке любого гаджета от Apple. В Apple Watch теперь дисплей, который не гаснет. А фанаты iPad будут очень рады апгрейду доступного варианта, который стал существенно мощнее и удобнее. В каждой из этих продуктовых линеек Тиму Куку действительно было что показать.


Но как только речь зашла об iPhone, нарратив спикеров со сцены радикально поменялся. На рассказ об iPhone 11 ушло меньше десяти минут. Компания быстро прошлась по новым возможностям камеры и чипа, а затем перешла к сегменту, посвященному iPhone Pro. И тут началась полная дичь.


Вышедший на сцену Фил Шиллер на протяжении трех минут упражнялся в добавлении приставки «Pro» к каждому элементу смартфона. Камера, которая отличается от iPhone 11 лишь дополнительной телефото-линзой стала «Про-камерой», дисплей, который отличается от iPhone XS лишь слегка повышенным уровнем яркости, внезапно трансформируется в «про-дисплей», а добавление еще большего выступа камеры несомненно олицетворяет «про-дизайн».

Стив Джобс славился тем, что многократно повторял со сцены слово «Boom». «Pro» — новый «Boom»: это тоже слово, которое ничего не значит, и со сцены оно прозвучало не меньшее количество раз. Только теперь Apple обнаглела настолько, что использовала эту бессодержательную приставку в нейминге смартфона. «iPhone 11 Pro Max» — название, которое еще несколько лет назад звучало бы как шутка. Сегодня это реальный девайс, который скорее всего станет бестселлером.

Весь сегмент, посвященный iPhone, похож на пародии, которые снимали об Apple еще в 2011.


Что это было: постиронический арт-перформанс или реальная маркетинговая стратегия? iPhone Pro стоит на 300$ дороже iPhone 11, но оправдывает эту разницу в первую очередь пресловутой приставкой. Ведь iPhone Pro нужно покупать не потому что он лучше, а потому что он «Pro».

Apple будто полностью забила на разработки для смартфонов, но сосредоточилась на других сегментах: компания уверена, что может продавать девайсы за счет эффективного маркетинга, а не новых возможностей. Сегодняшнюю презентацию можно считать точкой в десятилетии, которое стало золотым для индустрии смартфонов. Колоссальный прогресс — в прошлом. Об этом времени фанаты гаджетов будут вспоминать с жесткой ностальгией.

Качественный смартфон теперь окончательно превратился из революционного гаджета в обычный товар. Такой, как автомобили: никто же не ожидает, что каждый год производители будут выпускать машины, которые ездят на 50% быстрее и полностью поменяют дизайн. Теперь таким станет и сегмент смартфонов.

Уверенность Apple в способности продавать девайсы при стагнации их возможностей, оправдана. Во-первых, стало понятно, зачем компания резко переключилась на развитие подписочных сервисов. Apple+ стал не конкурентом Netflix, а частью iPhone как предложения. Теперь вы платите не только за телефон, а еще и за доступ к экосистеме.

Инвесторы должны быть рады: компания обрисовала путь к совершенно новой, сверхэффективной бизнес-модели. В которой Apple, вместо того, чтобы продавать устройства, будет продавать целый пакет регулярных сервисов. В ближайшем будущем стоит ожидать появления телефонов по подписке: предпосылки к этому видны в слайде Apple про трейд-ин.

Воспользовавшись предложением, уже сейчас пользователь может за 29 долларов в месяц непрерывно пользоваться самым новым и продвинутым iPhone, в подарок к которому еще и дают сервис с сериалами. По примеру Amazon Prime, Apple может сделать подписку своим основным источником дохода. Только купертиновцы будут рубить больше, потому что положат в комплект не только сервисы, а еще и iPhone.

Людям, однажды подсевшим на такую «подписку», выйти из экосистемы Apple будет уже очень сложно. Так что в долгосрочной перспективе это существенно более эффективная схема продаж. К тому же подписка устраняет эффекты «сезонности», от которых Apple сильно страдает на протяжении последних десяти лет.

Но для того чтобы перейти от продажи девайсов к продаже подписки, Apple требуется полноценный пакет развлекательных сервисов с играми, сериалами, музыкой и образовательными материалами. Пока компания может смело поставить только одну галку из четырех. Так что нет ничего удивительного в том, что развитие iPhone как гаджета, отошло на второй план.

В списке приоритетов Apple iPhone теперь даже не в пятерке. Развитие iPad, Mac и Apple Watch сейчас важнее, ведь iPhone и без особых усилий шикарно продается

Стоит ли приобретать новые iPhone? Если игнорировать упавший прайс на XR и iPhone 8, которых хватит большинству, есть минимум две причины (помимо свежего дизайна), почему стоит подождать следующего поколения. Во-первых, новые iPhone так и не получили модуль 5G. Учитывая важность этой технологии, дорогущий iPhone Pro может устареть сразу после релиза версии с поддержкой сетей пятого поколения в следующем году.

Во-вторых, уже в следующем году мы можем увидеть от Apple первые подписочные комплекты, которые будут крайне выгодными. Но если вам просто хочется новый iPhone, магазины Apple будут вам очень рады. Ведь именно за счет вас компания и срубает рекордную прибыль из квартала в квартал.

Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!