Вспоминаем путь одного из самых странных персонажей рунета.

Если честно, я бы никогда не подумал, что в 2019 году Гоблин вообще будет релевантной темой для разговора. В качестве видоса, где Пучков снова ругается в студии дерьмового ток-шоу с каким-нибудь Стасом Барецким – может быть. Или очередной эпизод скандала с угрозами продюсеру, что-нибудь в этом духе. Но обсуждать его как контентмейкера, лидера мнений или что-то около. Разве это не моветон?

Так или иначе, мы уже говорили о Гоблине в контексте коммунистов в русском сегменте YouTube. А это значит, что он присутствует в инфополе достаточно сильно, чтобы обращать на него внимание. К тому же, Пучков крайне показательно делит аудиторию на фанатов и хейтеров, по возрастному и интеллектуальному признаку. Естественно, будучи малолетними дебилами, мы наточили топоры и готовы разбирать все титулы и регалии господина Пучкова.

Переводчик

Сразу стоит сказать о корнях слова «переводчик». В девяностые этим словом называли всех, кто говорит в микрофон при помощи рта, а не авторов переводов как таковых. Такое простое и понятное слово «озвучка» вошло в обиход гораздо позже. Но с понятием «перевод Гоблина» все еще сложнее.


Здесь стоит забежать вперед и сказать, что почти для всего в этом тексте существуют две версии. Версия самого Гоблина и версия продюсера Иванова, с которым Дмитрий Юрьевич громко поссорился в 2012-м. Расхождения достаточно велики, учитывая, что сам Пучков говорит о своей службе в органах исключительно в статусе старшего оперуполномоченного. Иванов же добавляет к этому работу Дмитрия в качестве тюремного надзирателя, о чем тот предпочитает умалчивать.

В любом случае, заниматься любительской озвучкой Пучков начал в 1995 году, еще до увольнения. Знакомство с Ивановым и появление профессионального образа случились только в 1998-м. Ранее Дмитрий пользовался тем, чем его наградила природа – то есть узнаваемым тембром – и тем, чем наградили обстоятельства – компьютером жены и чужими переводами.


По поводу переводов спорная тема, но знаете что? Пучков утверждает, что выучил английский на курсах при питерском ДК милиции. И я не верю, что это возможно. Базовый A capital of Great Britain – окей, но точно не на уровне переводчика, способного справиться с адаптацией шуток и игрой слов. Поэтому я более чем уверен, что Дмитрий просто-напросто редактировал чужие переводы, вставляя туда побольше крылатых выражений, тюремной лексики и мата.

Никаких претензий по этому поводу. В конце концов, стольким фильмам это действительно шло. Например, «Карты, деньги, два ствола» стали культовыми для русского зрителя именно в адаптации Пучкова. Как и «Большой Куш», превратившийся в художественный фильм «Сп***или». Позже это стало называться выражением «правильный перевод», что никоим образом не уменьшает количество чудовищных ошибок в этих переводах. Творчество ушло в народ.

В 1998 году началось сотрудничество с Сергеем Ивановым, поставившее Гоблина на более профессиональные рельсы. Хоть и пиратские, но тогда пиратским было все и это был единственный способ завируситься. И Гоблин завирусился, хотя настоящий хайп начался с выходом «смешных переводов».


Как ни странно, очень многие – то есть, почти все, кто не интересовался – до сих пор думают, что переозвучка «Властелина колец» и «Матрицы» – творение Пучкова. Хотя он сам однажды сказал «Коммерсанту», что «Братва и кольцо» – коллективное творчество посетителей форума, сведенное воедино Евгением Овсянниковым, а последующие части Евгений уже делал самостоятельно.

Таким образом, Гоблин-переводчик – это раздутый миф, разрушенный Сергеем Ивановым в 2012-м. Естественно, никаких свидетельств разговоров Дмитрия на чистейшем английском или хотя бы работы в качестве синхронного переводчика вы не найдете.

Зато Пучков смог стать мемом в те времена, когда информация распространялась медленно и сами мемы появлялись достаточно редко. Естественно, тогда это давало кредит доверия на годы вперед, которым нужно было удачно распорядиться. И у команды, занимавшейся Гоблином, это неплохо получилось. Те же частные показы фильмов с его озвучкой собирали довольно неслабую кассу.

Писатель

Как ни странно, Дмитрия Пучкова везде указывают и представляют, как писателя. Но его единственное настоящее писательское достижение – смесь фанфика и руководства по игре Quake II под названием «Санитары подземелий», в дальнейшем переросший в материал для одноименной игры. Но саму игру делали уже совершенно другие люди, а Гоблин выступал в лучшем случае супервайзером. Поэтому никакого пункта «Игродел» тут не предвидится. Это было бы слишком смешно.

Во многом «Санитары подземелий» стали основой для появления «Тупичка» и формирования народной любви к Гоблину в конце девяностых, когда он публиковался в «Навигаторе игрового мира» и других геймерских СМИ. На самом деле, причуды старого игрожура – тема для отдельного большого материала.

Однако книг под авторством Пучкова выходило гораздо больше. В основном они представляют собой практически необработанную распечатку комментариев Дмитрия и других пользователей с сайта oper.ru, появившегося во многом благодаря нишевому успеху «Санитаров».

Внимательный зритель заметит, насколько Дмитрий Юрьевич гордится санитарами. Например, когда в рамках «Разведопроса» они с историком Борисом Юлиным обличали неоязычников как нацистов, которым не хватало только еще носить форму, Гоблин отпускает нелепое замечание о том, что в игре «Санитары подземелий» все нацисты тоже ходят в форме. И к чему это?

А так, о работе Гоблина в качестве сценариста лучше всего скажет внушительное количество незавершенных проектов. Тут и фильм «Правда о 9-й роте», который так и не вышел. Невышедший же проект «Зомби в кровавом угаре» и другие вещи.

Два самых больших разоблачения Гоблина – от продюсера Иванова и от Ильи Мэддисона – во многом сходятся (Илья, если что, общался с людьми, которые пишут тексты Пучкову). Поэтому, когда речь заходит о Гоблине, как об авторе вообще чего угодно, нужно подходить к этому с особой осторожностью. Сомнения не вызывают только ранние работы в игрожуре и «Санитары подземелий». О переводах мы уже сказали. Тем более, что права на часть из них уже успешно отсудил Сергей Иванов.

Создатель «Тупичка»

Форум «Тупи4ок Гоблина» появился в 1998 году и оформился как самостоятельный проект в 1999-м в виде сайта oper.ru. Для тех времен ресурс был настоящим Оазисом в безжалостной пустыне раннего рунета. Можно было обсуждать кино и игры со своими единомышленниками, а еще делиться историями и фирменными «гоблинскими» казарменными шуточками. В конце 90-х это в целом попадало в общую эстетическую волну, так что многим заходило. Тогда люди буквально жили на форуме.

Я впервые зашел на «Тупичок» году в 2005-м и продержался года три-четыре, пока мне не перестал заходить юморок в стиле «тупое говно тупого говна». Но тогда это был прям глоток свежего трафика. Павел Дуров еще не запустил «ВКонтакте», а «Тупичок» был прямым аналогом Ответов Mail.ru для знатоков слова «жопа». Можно было поднять любую тему и получить заряд мудрости от завсегдатаев. Сейчас такой стиль письма и набор интересов вызывает исключительно стыд.

Но то, что происходило в середине 2000-х, не идет ни в какое сравнение с современным адом и демонами. Oper.ru не просто жив, а очень даже жив, хоть и напоминает гетто для самых нелепых обитателей интернета – злых школьников и недовольных простачков 35+.

По сути, это напоминает уродливую версию «Палача» из Зазеркалья. Да, тут тоже высираются на инфоповоды. Сначала это делает Дмитрий Пучков, один или в компании Клима Жукова, а после доедают обитатели. Акция #СпаситеСибирь неправильная! Фильм Дудя – плохой! И так далее. Сейчас это, по большей части, подавление любых оппозиционных или антикоммунистических мнений. Вот так, оказывается, выглядит ресурс для реакционеров.

Но могло быть и хуже. Если верить Мэддисону, года четыре назад там в основном обсуждали Донбасс, собирали пожертвования и призывали идти воевать. К счастью, я в тот момент не заходил на форум, благоразумно считая его мертвым придатком ушедшей старины.

Если составить портрет типичного посетителя «Тупичка», то получится озлобленный милитарист левого толка, симпатизирующий СССР и ненавидящий все западное; любитель армейского, кабацкого и тюремного юмора и, ко всему прочему, геймер из начала нулевых. Поверьте, получается очень страшно.

Но не следует недооценивать преданность этой аудитории. За ее счет был отчасти профинансирован фильм «28 панфиловцев», правда, впоследствии все равно взявший деньги у Министерства Культуры. Возможно, кто-то из посетителей сайта до сих пор верно ждет выхода фильма «Зомби в кровавом угаре». К счастью, на него деньги не собирались.

Первый видеоблогер

Естественно, Гоблин – это бренд, над которым работает команда авторов, пиарщиков, монтажеров и так далее. Формирование этой команды произошло очень вовремя. Например, та же передача «Синий фил», где Гоблин рассказывает о кино, вышла аж в 2008-м году и продолжает, пусть и не всегда регулярно, выходить до сих пор.

А когда узнаваемое лицо говорит о вещах, в которых предположительно разбирается, это всегда хорошо. В этом смысле Гоблин очень удачно зашел на несформированный рынок с уже готовой аудиторией.

Позднее к «Синему филу» добавился и «Опергеймер», и программа, где Пучков готовит еду, и какие-то влоги, и автомобильные обзоры. Для наивной аудитории все, конечно, выглядит так, что Дмитрий Юрьевич просто человек с большим количеством интересов, успевающий тут и там, а не бренд, который пытаются доить по каждому поводу. Зато схема работает.

Конечно, настоящая звездочка канала и сайта Гоблина – это «Разведопрос». При определенных обстоятельствах, он мог стать площадкой для больших сетевых интервью еще до появления «вДудя». Но по итогу там вещают практически исключительно друзья Гоблина, обсуждающие темы, интересные только нишевой аудитории.

То обличают писателя Резуна как предателя Родины и подлейшего лгуна, то уничтожают на корню кошмарный антисоветский фильм Юрия Дудя «Колыма». У определенной аудитории «Разведопрос» превратился в долгоиграющий источник мемов. Поэтому многим стримерам регулярно заказывают просмотр и критику Гоблина и его комрадов.

Уж не знаю, насколько это смешно. Но когда атака Пучкова и Жукова на «Колыму» собирает такое чудовищное количество просмотров, поневоле задумываешься. Конечно, весело посмотреть на нарезку того, как Гоблин безуспешно пытается въехать в философию, но меня беспокоит, что такие вещи привлекают к себе внимание.

В итоге один из первых больших русских видеоблогеров превратился не в лидера рынка, а в худший контент для тех, кому за, который вы только можете представить. Ныть о том, какую страну просрали, в принципе, можно и с Петровичем в гараже.

Зато каков разброс тем! Только недавно Пучков с Жуковым зачем-то начали разбирать сериал «Во все тяжкие», чем нанесли мне гигантскую психологическую травму. Но в порядке бреда за этим можно последить. Или из чистого мазохизма.

Фрик

В принципе, всю карьеру Гоблина можно поделить на два больших периода – до и после ссоры с Сергеем Ивановым в 2012 году. Продюсер вынес весь сор из избы, дав большое интервью «Ленте» и обнародовав еще кучу информации в своих блогах в ЖЖ и на YouTube. И уж как минимум этот скандал уничтожил репутацию Пучкова как серьезного деятеля.

Поссорились, конечно, из-за денег. Иванов приводил в качестве цитаты фразу «Твоя тут только грязь под ногтями». В суде шутки не оценили, обязав Пучкова выплатить Иванову миллион рублей. Какое-то количество прав на совместное творчество тоже ушло продюсеру.

С этого момента в интернете, если не считать трэш-гетто «Тупичка», Дмитрий Пучков в глазах аудитории предстает исключительно в виде фрика и стоит где-то между Николаем Должанским и Стасом Барецким. Конфликт с последним вы, должно быть, уже видели.

Именно после ухода Иванова на канале и сайте Гоблина начались совершенно адовые движухи для клуба любителей Советского Союза. С другой стороны, даже политические взгляды Пучкова претерпели определенные изменения. Если раньше демократия и власть «Единой России» им критиковались, а голосовать нужно было исключительно за КПРФ, то потом Дмитрий сменил риторику на примерно такую.

Оправдания действующей российской власти и оправдания советского режима немного противоречат друг другу, но все равно чередуются на канале Пучкова. Правда, в последнее время коммунистического контента снова стало заметно больше. Особенно это видно по «Разведопросам». Не знаю, чем вызван этот сдвиг парадигмы, но и не важно.

Целевая аудитория все еще остается верной, но все-таки делится на тех, кто уже успел разочароваться, и тех, кто еще нет. Разумеется, к тем, кто всерьез обсуждает на форуме угрозы сыну Сергея Иванова, это никоим образом не относится. Занимайтесь, ребят. Я вам не мешаю.

Но, на самом деле, мне немного грустно, что все регалии и ипостаси личности Гоблина в конце свелись к образу постепенно впадающего в маразм сетевого фрика, то и дело пытающегося заработать на еще какой-нибудь унылой движухе.

Если бы на каком-то этапе его карьеры были приняты другие решения, то мы бы меньше знали о его личности, политической позиции, об отсутствии какой-либо эрудиции и так далее. Сейчас бы на русском YouTube был бы крайне своеобразный, но все-таки культовый деятель, которого было бы не стыдно позвать на интервью к тому же Дудю.

А в итоге оказывается, что Дмитрий не переводчик, не писатель, давно уже не геймер и, судя по всему, далеко не приятный человек. Абсолютно все его проекты дали ростки, которые взошли к образу фрика и не вызывают ничего, кроме чудовищного стыда. И смеха. Если мы говорим о вечном, вроде крестового похода против малолетних дебилов™.

И все же, для рунета он все равно остается хотя бы важным осколком истории, несмотря на то, что мемы Гоблина давно превратились в мемы про Гоблина. Возможно, это какой-то индикатор конфликта поколений в интернете. Только в пустыне начала 2000-х все это смотрелось гораздо актуальнее.

У нас есть канал, где мы регулярно постим ссылки на гаджеты. Акции, промокоды, распродажи – там есть всё.
Скорее подписывайтесь!
Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.