Старые годные игры для ПК, которые зайдут и в 2019 году

Летняя распродажа Steam закончилась 9 июля – у меня есть иногда пара лишних соток, чтобы подбить библиотеку старыми достойными играми. Люблю иногда поностальгировать и вспомнить начало 2000-х, когда мы с пацанами обменивались дисками и гоняли друг к другу с патч-кордами, чтобы рубиться по сетке. В маленьком северном Салехарде не было компьютерных клубов, поэтому мы создавали их сами. 

Казалось бы, за 20 лет игровая индустрия прокачалась уже настолько, что запускать старье на современном железе – просто абсурд на фоне всех предложений на рынке. Но приятным сюрпризом для меня стало то, что некоторые игры из того «детского» списка засасывают даже сейчас. Понятно, что солидная доля этих впечатлений состоит все-таки из упомянутой выше ностальгии, но вряд ли эмоции перекроют совсем уж лютое убожество. Поэтому вот небольшой топ.

Project I.G.I.: I’m Going In

Шутер с элементами стелса. Сюжет достаточно простой – есть некий сумасшедший c русскими корнями по имени Джозеф Прибой, который в свободное время торгует оружием, в том числе и ядерным. Специальный агент организации IGI Дэвид Джонс прибывает в Россию с целью выяснить, что за мутные дела происходят на военной базе Прибоя. В итоге, события принимают нехилый масштаб, и в каждой миссии бравый агент Джонс методично сокращает поголовье местного населения.


Отличительной особенностью игры является то, что в Project IGI нет возможности сохранения. То есть если убили – все по новой. А умереть можно было в любой момент – от двух попаданий из снайперской винтовки, от выстрела дробовика в упор, от гранаты, в общем, каждый неправильный шаг становился фатальным. Ну и по тем временам игра радовала разнообразием тактики – аккуратный дистанционный отстрел вражеских головорезов совмещался с увлекательным месивом в закрытых пространствах. Также привлекал солидный набор оружия – от Glock 17 и штурмовых винтовок с подствольником до РПГ и мин-липучек. 

И да, у игры был просто шикарный саундтрек – музыка Кима Йенсена прекрасно дополняла холодный игровой мир. По нынешним временам графон и туповатые NPC выглядят смешными, но хардкорный геймплей и музыка все компенсируют.


Казаки: Европейские войны

Самая первая часть легендарного клона Age of Empires. Почему именно «Европейские войны»? Во-первых, там нет имбовых свистоперделок из следующих частей типа дорогущего линкора, который за несколько секунд уничтожал инфраструктуру любого игрового города. Во-вторых, в «Европейских войнах» были очень душевные кампании. И при этом сложные, на одну миссию уходило, помню, даже по несколько дней. Англия воевала за влияние в Карибском море – морские сражения, стычки с пиратами, поиски сокровищ, все как надо. Только посмотрите на этого обнаглевшего одноглазого хмыря.

Во французской кампании была какая-то запредельно хардкорная первая миссия, которую нельзя было пройти без окончательно сгоревшей жопы, не менее хардкорными были украинская и русская кампании.

«Казаки» от многочисленной родни по жанру RTS отличались адекватной и понятной любому додику экономической моделью. Ну типа вот жрачка – ее добывают на мельнице, вот золото – его добывают на шахте, вот дерево – его добывают, вырубая деревья. Для особых случаев существовал рынок. Слабым местом «Казаков» был сетевой режим, который GSC не наладила даже после выпуска третьих «Казаков». Разрывы соединений соседствовали с задротами, которые всегда играли лучше, чем я. 


Но как сингл «Казаки» – это самая понятная и самая сбалансированная стратегия из числа старых RTS, а «Европейские войны» помимо богатой исторической базы знаний привлекает отлично проработанными кампаниями. К слову, в стимовской версии «Казаков» под названием «Снова война» все кампании из двух предыдущих частей были собраны в один комплект.

Commandos: Behind Enemy Lines

Тактическая стратегия с элементами Action и самая настоящая головоломка. Вкратце, суть такова – Вторая мировая война, элитный отряд диверсантов работает в тылу немцев, каждый боец обладает уникальными скиллами. Десантник таскает бочки и трупы, у морпеха есть надувная лодка, сапер взрывает, шпион шпарит по-немецки и переодевается во вражескую форму, водитель, как ни странно, водит.

Ну и так далее. Что помешало диверсантам в процессе подготовки овладеть всеми компетенциями – загадка, но зато это распределение ролей становится основополагающим элементом игрового процесса. Перед диверсантами стоят различные задачи – как обычно, взорвать что-то непонятно для чего, спасти пленного пилота, угнать танчик, украсть документы, в общем, обычные рабочие моменты. 

Естественно, на стороне противника – численное превосходство, бесконечные патрули с автоматчиками и тревожная сирена, которая возбуждалась от малейшего пука. Сложность росла от миссии к миссии и, по-моему, я полностью ни одну из частей Commandos так и не прошел. Был и еще один нюанс – если отряд терял хотя бы одного человека, то миссия считалась проваленной. Дело спасали бесконечные сэйвы. В следующих частях разработчики зачем-то нагрузили Commandos лишними элементами и ламповая атмосфера Behind Enemy Lines была утеряна. 

Сейчас Commandos – это интересный кейс по решению тактических задач в условиях ограниченных ресурсов и наличия злобных нацистов.

Jagged Alliance 2

Пошаговая стратегия с элементами Action и RPG. Была выпущена в 1999 году и на тот момент была одной из самых продуманных игр, причем настолько, что засасывала без шансов. Сюжет достаточно простой – есть вымышленный остров Арулько, там существует диктатура радфемки по имени Дейдрана, а изгнанный законный наследник престола (там еще и монархия была) обращается к главному герою с предложением свергнуть самозванку (естественно, за бабло). И здесь начинается самое интересное – для решения этой увлекательной задачи игрок сам собирает отряд из числа наемников, которые любезно предлагают свои услуги на специальном сайте.

Чем круче наемник – тем он дороже. Так как денег для разгона нет, игрок приглашает на остров 2-3 опытных бойцов и перспективную молодежь. В процессе масштабного замеса с бойцами Дейдраны участники отряда прокачивают свои навыки по разным направлениям. И да, наемники иногда погибают – это влияет не только на боеспособность отряда, но и на мораль бойцов. А в личной анкете словившего маслину наемника на сайте появляется грустная запись «Умер».

Остров населен туповатыми NPC, из которых можно сколотить лояльное народное ополчение. Дополнительные бабки появляются после захвата шахт, причем игрок постоянно испытывает проблемы с боеприпасами и вечно набегающими отрядами Дейдраны. При этом игровой процесс плотно затягивает – постоянно надо что-то придумывать для того, чтобы отряд наемников не превратился в кучку бомжей.

Небольшие стычки оперативно перерастают в жесточайшее месиво, где на счету каждый выстрел. Ну и помимо основной сюжетки в Jagged Alliance 2 полно побочных квестов, каждый из которых по-своему интересен. К слову, игра полностью русифицирована и озвучена, в частности, персонажи выдают такие вещи: «Если есть на свете боец хуже, чем этот мешок дерьма, то мне его встречать не приходилось».

Max Payne 2

Шутер от третьего лица, который считается заслуженной классикой (собственно, как и первая часть). Главная особенность игры – так называемый режим bullet time, когда при нажатии волшебной кнопки подрубалось замедление времени, в течение которого Максюша эпично расстреливал злобных бандосов (а при перезарядке совершал оборот на 360 градусов, правда, по каким-то причинам релоуд осуществлялся без смены магазинов, ну и хрен с ним, по тем временам и так было нормас). Вторая часть также примечательна мрачной атмосферой, интересным сюжетом и цепляющим саундтреком за авторством Кяртси Хаттаки и Киммо Каясто. 

Физический движок Havok делал перестрелки еще более красочными, хоть и не всегда реалистичными – люди и предметы интерьера не подчинялись законам физики и после каждого выстрела отлетали на приличное расстояние, исполняя в воздухе замысловатые акробатические трюки. По этой причине я и гонял по локациям с помповым дробовиком наперевес. К слову, радовал широкий выбор оружия, весь арсенал которого Макс, естественно, таскал в карманах – в лучших традициях старых шутеров. Собственно, игра была крайне проста в управлении, но на высоком уровне сложности требовала от геймера отточенной реакции на события – Макс был дохловат и без солидного запаса обезболивающих частенько не доживал до зимы.

Единственный минус – линейность игрового процесса, который ближе к финалу изрядно надоедал. Все фишки типа упоротых снов Макса и внезапных скриптов разработчики вываливали на игрока в первый час игры – потом все превращалось в классический забег по коридорам с массовым отстрелом врагов. Но и в 2019 году в Max Payne 2 остается незамороченным шутером с адекватным графоном и с высокой динамикой. Для тех, у кого до сих пор в пользовании старый комп со слабым железом – самое то. 

У нас есть канал, где мы регулярно постим ссылки на гаджеты. Акции, промокоды, распродажи – там есть всё.
Скорее подписывайтесь!
Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.