Отстаньте от Евгения.

Я не отказываюсь ни от одного из своих критических текстов о BadComedian’е. Он по-прежнему слаб как киноблогер и деградирует с каждым обзором. Начать рефлексировать и размышлять о кинематографе достаточно глубоко вряд ли возможно с его подачи, а ещё – сложнее смеяться со скетчей в духе КВН и вставочек а-ля Соболев.

Но, несмотря на все проблемы, Баженов всегда создавал впечатление приятного и адекватного человека. И определённо выполнял полезную функцию как минимум в своём сегменте – обращал внимание на возмутительные прецеденты (например, скандал с финансированием шедевра «Взломать блогеров») и постоянно советовал своей широкой аудитории действительно хорошее российского кино – даже во вчерашнем видео почти весь список отличный.

Относиться к творчеству стагнирующего Бэдкома можно по-разному, но история с судом и потенциальным закрытием одного из популярнейших каналов российского YouTube возмутит даже заядлого хейтера.


И здесь вопрос далеко не в том, что надо пожалеть нашего бедного белого рыцаря, борющегося с ветряными мельницами минкульта. Реальная опасность для Евгена вряд ли существует – в суде ему максимум грозит крупный штраф, который не так уже сложно собрать донатами. Сам скандал уже приносит новые просмотры и новых подписчиков, а за блогера вписался даже сам Александр Роднянский.

View this post on Instagram

Меня сложно заподозрить в любви к Евгению Баженову, также известному миллионам подписчиков его канала как BadComedian. Особенно после того обзора, который он сделал на фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Несправедливый и неточный, на мой взгляд, был обзор. Но я уверен – и это важный момент – что критика, даже острая и неприятная для авторов обозреваемых фильмов, является неотъемлемой частью здоровой индустрии. И шире – здорового общества. Я могу быть согласен или не согласен с высказываниями конкретного влогера, но его смотрят миллионы, смотрят по своему выбору и его мнение важно для огромной части нашей аудитории. Именно поэтому сегодня, когда на BadComedian, как оказалось, оказывается мощное давление с помощью крайне странных судебных исков, мне кажется важным сказать: для развития нашей индустрии нужны люди, которые честно и непредвзято, остро и неподкупно высказываются о наших фильмах. Пусть это бывает порой обидным и незаслуженным, но мне кажется важным, чтобы его голос был услышан. Скажу прямо – попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры – это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура.

A post shared by Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky) on

Поэтому дело здесь не конкретно в Бэде, а в том, что он сам не раз озвучил на видео: запрет на высказывание личного мнения превратился в тенденцию. Борьба со свободой слова в России за последние пару лет, к сожалению, стала систематической: почти все заметные и оппозиционно настроенные деятели культуры подвергались каким-либо репрессиям.


Но ситуация намного сложнее, чем кажется. Взять тот же Минкульт – его образ, как цитадели зла, создал сам BadComedian. На деле же почти никто толком не представляет, как именно работает министерство и чем оно занимается. Его образ остаётся радикально негативным, хотя Минкульт совершенно точно делает и достаточно полезного.

Но в медиа мелькают исключительно абсурдные и радикальные решения, что сформировало представление о министерстве культуры как о министерстве цензуры. Мы уже не единожды писали о конкретных примерах: раз, два, три, четыре. А сейчас медийный шлейф деятельности Мединского и Ко ещё более отвратительный: одна из самых важных премьер года, байопик об Элтоне Джоне «Рокетмен», изрезан для российского проката и превращён в совсем другое кино.

Да, это действительно выглядит как цитадель зла и министерство цензуры. Но, самое страшное, что зачастую Минкульт как раз ни при чём. Однополую любовь и наркотики из «Рокетмена» вырезал сам прокатчик, «Мстителей» тоже якобы никто не передвигал, а на Бэдкома в суд подала студия Kinodanz, связь которой с властью юридически никак не докажешь. Да, их регулярно финансируют, да, они в ответ делают максимально ленивый продукт, да, Баженов намекает на их связи с властью, но это всё равно судебный процесс с конкретным юрлицом по притянутым за уши обвинениям.


Руководители Kinodanz

Поэтому в сегодняшней России правильнее говорить не столько о цензуре со стороны государства, сколько о самоцензуре, которая практически повсеместна. Власть планомерно запугивает народ, заставляя прокатчиков перестраховываться, а зрителей терпеть переделанные фильмы (что, разумеется, происходит не только в мире кино). В условиях затягивающейся на шее петли главным оплотом свободы слова в России стал YouTube. Сейчас начинается уже явное противостояние ярких представителей площадки с системой.

Да, и здесь иногда проскакивает самоцензура – например, вырезанные панчи на «Версусе» – но в последний год, с приходом на видеохостинг больших звёзд, наметился явный крен в оппозиционную сторону.

У Дудя за последний месяц один выпуск остросоциальнее другого и даже интервью с Егором Кридом внезапно превратилось в изобличение власть предержащих с конкретными примерами.

Политическая позиция Леонида Парфёнов известна уже не первое десятилетие, а на YouTube он высказывается ещё ярче, острее и чаще – даже выпуски «Намедни» будто бы намеренно наполняются рифмами с сегодняшними реалиями. Его бывший коллега, Алексей Пивоваров, делает целые выпуски с явно оппозиционным подтекстом и рассуждает на тему, возможно ли вообще договориться с сегодняшней властью. Даже Николай Соболев с репутацией двуличного хайпожора и кейсом Парка Горького неуклюже пытается критиковать власть.  

Конструктивная, стабильная и смотрибельная критика режима сегодня существует только на YouTube, причём она уже давно вышла за пределы канала Навального. И, разумеется, власти это не нравится. Принятый закон о суверенном интернете, вероятно, направлен именно против YouTube. Точечными блокировками и страйками ничего изменить не удалось, а рубить с плеча этот режим умеет и любит.

Закон о суверенном интернете вступает в силу 1 ноября, поэтому оппозиционная активность на YouTube растёт всё сильнее. Инцидент с BadComedian’ом легко может стать Рубиконом – его стабильно поддерживают популярные блогеры и многие знаменитости, аудитория нездорово преданная и активная, а сам скандал уже окрасился в умах зрителей, как противостояние именно с властью.

Очень многое зависит от комментария кого-либо из политического лагеря, но уже очевидно, что противостояние YouTube-блогеров с режимом становится всё более серьёзным. Возможно, именно от его исхода зависит будущее свободы слова в России и медийный образ системы на ближайшие годы.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.