Виталий Халюков посмотрел, как западное ТВ разбирает катастрофу в Чернобыле.

У мини-сериала «Чернобыль» есть кое-что общее с «Любовью, смертью и роботами». И тот, и другой стали хитами мгновенно. Вчера вы не слышали, что такое снимают, а сегодня о нем уже успели сказать чуть ли не все в интернете. Более того, «Чернобыль» абсолютно сенсационно умостился на первом месте среди сериалов на IMDB. Как так получилось? Для простоты мы вывели пять главных слов, лучше всего отражающих то, что происходит в «Чернобыле».

Реалистичность

Сразу скажу, что под словом «реалистичность» следует понимать именно то, что в это можно поверить, а не четкое документальное соответствие. Знаете, вообще у нас принято во всех западных продуктах, так или иначе затрагивающих русские (или советские) темы, немедленно начать поиск клюквы и рассуждать о том, какими нас видят со стороны.

Здесь это сделать не так-то просто, потому что чуть ли не лучшее, что получилось у HBO с «Чернобылем», это показать достоверную советскую дистопию 80-х. Каждый выключатель сделан если не с любовью, то с такой отдачей, какой не дождешься от сериалов про восьмидесятые, снятых в России.

Да, не обошлось и без дичи. Например, в одной сцене по недосмотру остались стеклопакеты, а в другой самые внимательные заметили памятник чернобыльцам, установленный, естественно, уже после катастрофы. Но эй, это можно списать на производственные мелочи. Особенно учитывая то, какую грандиозную работу создатели проделали в целом. Я предпочитаю проверять все следующим способом – если я смотрю сериал и мой suspension of disbelief ничего не ломает – значит, все хорошо. 

Другими словами, если никакая деталь не мозолит мне глаза достаточно сильно, чтобы я перестал наблюдать за персонажами и начал думать о производстве, то сериал работает. Конечно, вы можете меня не слушать и читать материалы со сборником неточностей, но это очень душное и неблагодарное занятие. Не делайте так.

Я лично не помню ни одного западного фильма или сериала про советскую действительность, в который можно было бы поверить так, как можно поверить в «Чернобыль». И уже это делает его уникальным.

Да, а еще там реальные фамилии исторических личностей. И речь не только о нормальном таком Горбачеве в исполнении Дэвида Денсика. Тут каждый ликвидатор имеет реального прототипа. То есть отнеслись максимально серьезно.

Срач

Естественно, сам факт хайпа вокруг сериала на такую скользкую тему породил бесконечное количество споров. Я бы разделил участников на два больших лагеря – «Вау, круто» и «Не смейте трогать нашу историю». Конечно, здесь конфликт не на уровне «Смерти Сталина», но огни в российских интернетах пылают те еще.


Особенно сильно реакторы повзрывались у коммунистов. Одна из сквозных тем сериала, как ни странно, советская ментальность. И это, по-моему, самое амбициозное, что удалось сделать Крэйгу Мазину и компании. Как бы, одно дело нарисовать выключатели, счетчики и одежду, а другое – уловить какие-то тонкие штуки в сознании граждан несуществующего более государства.

Ментальность эта заключается в строгой уверенности в том, что советские электростанции не взрываются, и это какая-то ошибка. Конечно, местами это натяжка, особенно для восьмидесятых, но в целом совпадает с воспоминаниями очевидцев, которые я видел в документальных материалах. Все бодро рапортуют о полном контроле и даже близко не представляют, что делать. В принципе, эта ситуация описывает далеко не один советский кейс.

Другим камнем преткновения стало то, что всё, дескать, слишком кроваво и экшеново. Удачи тем несчастным, кто ждал от сериала HBO скучной бытовухи. А о пункте: «Не смейте трогать нашу историю» мы еще поговорим отдельно.

Героизация

Что бы там ни утверждали комментаторы, «Чернобыль» – это не фильм о том, как в СССР оказались не готовы к техногенной катастрофе и вообще все просрали, а история о людях, пострадавших при ликвидации. Собственно, отсюда и растут все художественные допущения и тот же экшн со смертями, падением вертолета (не таким, как в реальности) и так далее.

Но в первую очередь это личная история и она тем лучше, что вы практически не увидите знакомых лиц. Из актерского состава средний зритель знает разве что Джареда Харриса. И то так, очень условно. Поэтому всех героев «Чернобыля» легко принять и смотреть, как они из простых и не очень советских граждан превращаются в настоящих героев Чернобыля. И это не нудное превозмогалово, а вполне себе живая пятисерийная драма.

Удивительно, но именно тема героев-ликвидаторов раскрыта лучше, чем в реальной постсоветской жизни. То есть, если представить, что вам, как и мне, немного за двадцать, то вы, конечно, со школы слышали, какая ужасная трагедия произошла 26 апреля и что это для вас персонально должно значить. Но вообще не закапывайтесь в этой мысли, потому что скоро 9 мая. А то вдруг не останется сил героизировать подвиги. Вот вам и неудачный тайминг.

И вместе с тем, героизация и превращение трагедии в эпос – главное слабое место сериала. Он слишком пафосный. Это свойственно HBO в целом, плюс это достаточно благородный и гуманистический пафос, но особо густым сценам от этого не легче. С другой стороны, без пафоса не было и никакого рейтингового рекорда.

Отрицание

Вот это лично для меня главная эмоция и главное впечатление от «Чернобыля». Когда ты смотришь, как громко об этом говорят HBO и Sky, начинаешь понимать, как тихо все было у нас. В постсоветском культурном дискурсе происходит какое-то феноменальное отрицание Чернобыля. 

То есть, все, что нам есть сказать на эту тему – это идиотский сериал «Чернобыль: Зона отчуждения» и пропитанные анекдотами и латентным гомосексуализмом игры серии S.T.A.L.K.E.R. Неплохо так, да?

Да, есть красивый и пугающий образ безлюдной зоны фаллаута в позднесовковых декорациях. Колесо обозрения, опять же. Рыжий лес. Даже слово-то какое страшное! Вслушайтесь: Чер-но-быль. Жуть.

Но ни слова о самой катастрофе. Как будто мы, как персонажи сериала «Чернобыль», до сих пор уверены в том, что все не так уж плохо, и советские электростанции не взрываются. Камон, ребят, завязывайте с этим. Вряд ли на вас смотрят коммунисты, они все сейчас снимают видосы для ютуба.

Стыд

Не пугайтесь, я не буду разводить ту же телегу, что во всех (ВО ВСЕХ) рецензиях на «Чернобыль» присутствует в той или иной мере. Просто посмотрим на это со стороны. Многие сейчас грустят и стыдятся по поводу того, что наши национальные трагедии взялись отрефлексировать, как говорили в 1986-м, заокеанские партнеры. Ну и как бы да, странно. Мы уже сказали и об отрицании, и о срачах вокруг сериала. Но мне немного не нравятся эти настроения.

Даже сами авторы заявляли, что восприняли «Чернобыль» как комментарий на трагедию не советскую или там украинскую, а трагедию для всего человечества. И это как заявление работает гораздо сильнее, чем если у нас уже была толковая экранизация этих событий. 

Само собой, то, что мы не можем честно поговорить с собой на тему Чернобыля и устроить такую коллективную арт-терапию – это не очень хорошо. В конце концов, США с помощью культуры переварили и Вьетнам, и 11 сентября, и Ирак. И это действительно помогает стране исцеляться. Но мы бы помогли только себе, а «Чернобыль» от HBO говорит сразу со всеми на всех языках.

К слову, я ровно по этой причине не принимаю ни один аргумент о какой-то неаутентичности. Для того, чтобы вести диалог со всем миром, а не только с носителями культуры, он более чем аутентичен. А то, что сериал стал самым рейтинговым в истории, говорит о том, что и сама тема, и заявление о ней – очень востребованы.

Даже то, что «Чернобыль» в целом вызвал такую реакцию у постсоветского сообщества – очень хорошая динамика. В этом плане стыд – очень продуктивная эмоция. Причем, даже для тех, кто сейчас бегает и кричит «Все переврали!» Зато есть о чем поговорить. «Медуза» в очередной раз напишет о том, что почитать на тему Чернобыля. А я вот при подготовке увидел самый смешной заголовок недели – «Сериал «Чернобыль» напомнил Стивену Кингу о Дональде Трампе». Вот где настоящий стыд, чуваки.

Если отбросить хайп, стыд, упаднические настроения, Трампа и прочий белый шум вокруг, останется просто очень качественный сериал. Не самый лучший ни с художественной, ни с документальной точки зрения. Даже на самом HBO. Но, похоже, что индустрия будет знать его как один из самых громких. 

Кто-то наконец узнает о катастрофе на ЧАЭС, а мы можем мощно и единовременно вспомнить. Я не уверен, что «Чернобыль» прям заслуживает своих оценок и хайпа, но он вызывает очень много эмоций. И пока получается такой эффект, пусть канал HBO и другие трогают историю как и чем хотят. Иногда это даже полезно.

Главное
Шамиль Газибегов
17 Июн '21
1 664 
От iPhone 12 mini избавляются на Маркете. Вариант с гигантской скидкой и подарком
Роскошное предложение.
Вадим Комаров
17 Июн '21
1 041 
Надо брать. Самый дешевый робот-пылесос с влажной уборкой и хорошим аккумулятором
Товарищ, который избавит вас от лишней работы по дому.
Андрей Ставицкий
16 Июн '21
3 736 
Представленный в мае Asus ZenFone 8 круто подешевел. Скидка просто сказка
Вот это распродажа!
Шамиль Газибегов
16 Июн '21
5 695 
Уникальная ТВ-приставка сейчас стоит исторически дешево. В чем её гениальность?
Вариант для геймеров.
Шамиль Газибегов
16 Июн '21
5 010 
Xiaomi Redmi Note 10 Pro отдают за гроши на Али. Это лучший девайс до 20 тысяч рублей
Подсказываем промокод.
Шамиль Газибегов
16 Июн '21
4 067 
Cамый недооцененный клон AirPods Pro подешевел ниже психологической отметки. Пора брать эти беспроводные наушники
Ниже прайса в России еще не было.
Комментарии