Алена Груздева – о бесплатных, но резонансных сериалах.

Глубоко под слоем «вДудя» и его клонов, Юликов, «Кликклаков» и трендовых слаймов ютуба прячется индустрия русского веб-сериала. Это очень популярный формат за рубежом, который в России пока не прижился.

Жаль: это удобный способ рассказать историю, ужавшись в небольшой хрон и бюджет. Грандиозный промоушен и желание угодить требованиям телеканала тоже не нужны — достаточно загрузить серии на YouTube, RuTube или Vimeo.

Инди, спонсированные и брендированные, драмеди и хоррор, с хроном на 3 и 20 минут — мы покопались в самых заметных проектах и отобрали топ и антитоп на случай, если долгие сирики приелись и надо чем-то занять 20-минутный обед в офисе.


Отличные

Миллионер из Балашихи, 2019 год

Статус: завершен, 6 серий. Будет ли продолжение — неизвестно

Мокьюментари-проект, под конец которого выяснилось, что за ним стоит большой бренд — банк для предпринимателей «Модульбанк». В 2017-м ребята отметились сомнительной рекламой (рядом со слоганом «Бесплатная. Твоя» разместилась леди в выгнутой позе, одетая в короткое платье и чулки), но пару лет спустя сделали крепкий и смешной веб-сериал, стебущий мир Аязов Шабутдиновых и его армии достигаторов и инфонаебизнеса с «Бизнес-молодостью» во главе.


Главный герой сериала — 22-летний Богдан Кондауров, живущий в подмосковной Балашихе с бабулей. Он случайно покупает на «Авито» секс-шоп вместо пекарни, заняв деньги у своей же бабки, и далее на протяжении  6 серий (по 5-7 минут каждая) искренне использует методы инфобиз-паствы, чтобы достичь успеха в новом деле.

Уровень шуток в сериале вполне доходит до качественных ситкомов ТНТ, хотя сюжет в целом держится на самоповторах и одной схеме: Богдан пользуется тупейшей бизнес-схемой с семинара для богатых и успешных, которая, разумеется, терпит крах.

«Модульбанк» только в финале рассказал зрителю, что проект срежиссирован. Это мудро по нескольким причинам: скорее всего, масса зрителей бы отвалилась, если бы сразу узнала, что это брендированная штука от банка для юридических лиц..


Во-вторых, с первой по шестую серию среди подписчиков немалая часть верила, что это дневник реального парня по имени Богдан – и только несколько ютуб-шнырей узнали Владимира Канухина – актер озвучил Человека-паука в «Первом мстителе». Создатели потроллили зрителей-сыщиков и стилизовали заставки серий под «Тинькофф», «Сбербанк» и «Точку» (после каминг-аута на заставках разместили лого «Модульбанка»).

Топ-3 цитаты:

«Успех — это ложиться спать ночью, просыпаться утром, а в промежутке делать что-то. Я делаю бизнес»

«Попытаетесь меня сломать — вы сломаетесь о мой характер»

«Возможность поработать с Богданом Кондауровым как солнечное затмение — случается раз в сто лет»

В постели, 2018 год

Статус: один сезон (10 серий, итоговый хрон — час); продолжение запланировано

Единственный в списке почти классический драмеди с тремя сюжетными линиями, которые развиваются параллельно. В течение 10 серий нам рассказывают о жизни трех парочек: несчастливо женатых Анне и Андрее, молодых любовниках Ларисе и Денисе, а также о Жене и Кате, которые весь сериал виртуально тянутся друг к другу и получают офлайн-дейт только к финалу.

Главный герой сериала — постель. Здесь ругаются уставшие супруги, обсуждают Крым, заводят любовниц, думают о финансах — все как в жизни.

Качественная и грустная ирония сексуальной жизни напоминает сразу о двух ТНТ-шных проектах, «Измены» и «Сладкая жизнь». И забавно, что роли влюбленных исполняют актеры этих сериалов, Денис Шведов (брутальный байкер в «Изменах») и Дарья Белоусова (циничная Мишина в «СЖ»). Каст в принципе не подкачал, и на фоне остальных выделяется трудноопознаваемая Кисегач («Интерны») в амплуа замученной бытом тетки. Светлана Камынина, респект вам за то, что не повторяете за Охлобыстиным, который везде дает доктора Быкова.

На экране много мата и обнаженки, но все сделано органично и аккуратно. Постельные сцены хорошо выполняют драматургические задачи: достаточно примера с мгновенной смены грустного траха Камыниной и ее жирного любовника на жаркий секс молодой парочки.

Продакшеном занималась студия Raccord, а шоураннером выступил, внимание, режиссер «Универа. Новой общаги» (!!) Шота Гамисония.

«Осмотрев полупустую  комнату, единственное, за что зацепился мой взгляд – это кровать. И все стало ясно – Он и Она, голые, молча лежат и курят в постели. В течение нескольких минут придумал главных героев, концепцию и стилистику», — сказал Гамисония Digital Reporter. Съемку десяти крошечных серий (5 минут на эпизод) упаковали в четыре дня.

Это не Ноэ, фон Триер или Озон, которые подходят к постельным сценам с высокой концентрацией метафизики. Но, может, оно и к лучшему: истории персонажей легко примеряются на себя, диалоги — смешные, ирония точная и в меру грустная, а сиськи Нино Нинидзе крайне приятно смотрятся в кадре.

Так что если есть свободный час, то беги поднимать просмотры проекта с незаслуженных 14-15 тысяч и кайфуй.

Топ-цитаты

– Крым чей? – Наш! *звук пощечины* – А чей?

– А президент здесь меняется? – Каждый год новый президент. – Тогда остаемся!

«Бар «На грудь», 2018 год

Статус: 1 сезон (8 эпизодов). Продолжение запланировано на осень 2019-го

Едва ли не единственная вещь, за которую Рутьюбу может быть не стыдно — это веб-сериал Ирины Вилковой про грудастую барменшу, к которой ежедневно стекаются разношерстные питерские персонажи: алкаши, феминистки, женатики и холостяки, бандосы и хипстеры. С хостинга, который никто не смотрит (давно он перестал быть зеленым?), серии дублировали на ютуб.

Логлайном сериала вполне может быть шнуровское «В Питере — пить», потому что «Бар» построен на алкомонологах: смешных, но всегда грустных, и очень точных и ироничных. Вереница героев в монтажной склейке рассказывает о жизненном: бабах и мужиках, соседях, футболе (о нем тут, кстати, говорит женский персонаж) и, внезапно, мощном гражданском патриотизме коренных ленинградцев. В комментариях ядовито говорят, что снято слишком по-московски, отвечу как коренной москвич — нет, это все вполне про Санкт-Петербург и бары «Угрюмочная».

Также народ жалуется на обилие мата, но и тут охота вступиться за создателей: если спирт не вкладывает в ваши чинные уста обсценную лексику, то прямо сейчас кто-то кому-то под****ывает.

Топ-цитаты:

«Я говорю им: «Я могу быть арт-директором арт-пространства! Мне говорят: «Пошел на *** отсюда»

«Люди женятся, е***я, а мне не во что обуться»

Слишком инди

«Это я» (2017-18 год; 3 сезона, закончен) и «Я иду искать» (2019-й; отснят пилот)

Андрей Феночка и Лиза Симбирская («Фенси продакшн») сняли два проекта — первый шел на протяжении трех неровных сезонов, а второй заработал внимание уже на стадии пилота и легко набил стартовую фанбазу, потому что это ЛГБТ-сериал.

Но «Я иду искать» пока что больше разочаровывает: он предлагает зрителю заманчивую обертку, а потом разворачивает перед ним зияющую пропасть бессмыслицы. Мне такое в последний раз предлагал Вырыпаев с тошнильным «Кислородом», от которого можно заработать эмоциональную травму надолго.

Главный герой (о характере и манерах которого мы ничего не узнаем) курьер по имени Сурен приносит пиццу в фэнси-квартиру, где тусуются обклеенные блестками геи, проводит с ними ночь, а потом узнает о своих латентных гомо-наклонностях.

Снято наивно, стереотипично и фальшиво. В одной картонной сцене геи с жеманными голосами обклеены блестками и ласкают друг друга под техно (покажите уже геев и лесбиянок за пределами арт-тусовки: студентов физтеха, борцов, гимнасток, гастарбайтеров, кого угодно), в другой тетка неправдоподобно ловит главного героя на лестничной клетке и отправляет смывать мейк.  

Вроде ясно, в чем завязка: изначально гетеросексуальный парень погружается в незнакомую среду и постепенно ловит себя на незнакомых ощущениях. Но квир-мирок показан плоско и спекулятивно, а богемную или не-такую-как-все молодежь мы много где видели («Да и да» Германики, отчасти «Теснота» Балагова).

Авторы все равно заслуживают очки респекта, как все, кто ступает на плохо исследованную территорию. Если согласен, то можешь поддержать художников материально, реквизиты лежат во всех соцсетях проекта.

Другой веб-сериал — «Это я» — Симбирская и Феночка сняли в 2017-18 году. На протяжении трех сезонов (у всех — разный продакшен, что видно по качеству) девчонка-художница с задатками лузера по жизни грустно ходит по Москве, грустно рисует, грустно тусуется и участвует в грустных любовных линиях. Главная актриса, кстати, круто сыграла унылость, от которой не становится скучно.

«Это я» — стопроцентное инди для тех, кто хочет поностальгировать по своим 17-18 годам и послушать группы, под копирку снятые с «Буерака». Но ламповость и отсутствие претензии на что-то большее подкупает, поэтому два сезона можно затащить, почти не заметив, споткнувшись только на последнем. Он по-плохому артхаусный, необязательный и тяжелый для восприятия.

Плохие

Всемогущий, 2019 год

Статус: первый сезон (8 эпизодов). Продолжение планируется

Казахстанский веб-сериал от национального любимца Ердена Телемисова, чью суть можно упаковать во фразу «бойтесь своих желаний». Проект рассказывает о жизни трех братьев-джиннов, которые живут в Алматы и прячут волшебную сущность: один работает ментом, другой — фельдшером на скорой, третий хочет стать видеоблогером и рассказать людям о том, кто он такой.

Старшим браткам это не нравится — они потихоньку тырят у бро серьгу-талисман, которая отвечает за точность выполнения желаний, и теперь герой Ердена (он стал одновременно шоураннером и исполнителем главной роли), преследуя хорошие намерения, вовлекает других в неприятности.

Звучит интересно, но 20-минутные серии затянуты и скучны, актеры играют натужно, юмор не смешит. Зато сериал качественно отработал спонсорскую нагрузку. В первой же серии друг за другом идут три сцены с засвеченной продукцией KFC.

Из плюсов — панорамы красивейшего Казахстана. С плюсами скромно, а с цитатами еще хуже: запоминающегося нет.

Район тьмы, 2015-2018 год

Статус: завершен, 2 сезона

Логлайн проекта сообщает, что перед нами «хроники повседневного зла». Каждая серия — отдельная новелла, где с кем-то происходят кошмарные вещи: Дед мороз с садистическими наклонностями наказывает непослушного мальчика, а на подземной парковке эгоистичную героиню душит экс-бойфренд. Нет ни логики, ни мотивации героев, ни морали — одних «грешников» мочат другие, потому что, ну, по сюжету так надо. В комплекте идут затянутые, бесконечные диалоги ни о чем — из-за них невозможно смотреть «Район тьмы» на скорости ниже, чем 1,75. Мой любимый комментарий под одной из серий: «Все прекрасно, все на месте. Кроме смысла».

Срежиссировал проект 40-летний Арсений Гончуков, который до того отметился работой на федеральном телеке и рядом документальных работ. До и после «Района тьмы» ничем особо примечательным Гончуков не отметился, поэтому уже 4 года живет и наслаждается статусом «человека, который снял первый хоррор-сериал и первый веб-сериал в России».

Он хорошо нажился на веб-сериале, распродавая на сайте проекта всякую фирменную лабуду и, внимание, почти весь реквизит со съемок, а также написал книжку и открыл киномастерскую. Давать полезные советы о том, как снимать кино без продюсеров и кэша — дело благородное. Но становиться ментором и давать платные экспертизы чужому творчеству (от 150 тысяч деревянных мсье Гончуков готов стать вашим соавтором!) — это за гранью.

Не советую смотреть Гончукова, не советую идти к нему за экспертизой, качайте его книжку на трекерах — поддержите независимое творчество без спонсоров, как проповедовал мудрейший.

Топ-цитаты — нет.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.