Худшее завершение 19-летнего сериала.

«Игра Престолов», Marvel, «Звёздные войны» – идет абсолютно беспрецедентный год по количеству финалов важных для поп-культуры франшиз. Но все почему-то вдруг забыли о Fox и «Людях Икс». Именно на них, а не на Marvel, росло большинство из моих сверстников, а сам Кевин Файги размечтался о собственной киновселенной как раз во время работы над фильмами про мутантов.

Интернет красиво прощался с крупными проектами, но что Marvel, что «Игра Престолов» – не такие уж и длинные. Фоксы же растянули свою неровную вселенную аж на 19 лет, став в этом деле первопроходцами. С фильмами о мутантах у многих, в том числе и у меня, связано много запоминающихся моментов: первая кассета, первое знакомство с любимыми актёрами, первый прогул уроков в день премьеры и так далее.

Как бы часто в последнее время фоксов ни забывали на фоне более хайповых франшиз, они всё же занимают особое место в сердцах фанатов кинокомиксов. Поэтому конец истории обязан был стать эпиком, который быстро отодвинет «Мстители: Финал» на второй план. Для успеха было всё: культовая история (уже экранизированная, что позволяет провести работу над ошибками), выдающийся каст и огромный бюджет в 200 миллионов долларов.


Но в итоге вышло не просто худшее завершение легендарной франшизы, а вообще самый убогий кинокомикс за долгое время, в котором нет буквально ни одного сносного момента.  

В это очень сложно поверить (я сам скептически относился ко всем отзывам до премьеры), но «Люди Икс: Тёмный феникс» – это до невозможности плохое кино, без всяких преувеличений. То есть существует намеренный треш, бывают просто плохие фильмы, над которым можно посмеяться, а есть вот это – когда в каждой секунде чувствует невероятная халтура. Даже из-за тупости фильма «Миллиард» можно было улыбнуться, здесь же не смешно и не кринжово – просто тотально скучно и обидно. Это худший вид плохого кино – когда у зрителя даже эмоций никаких нет от картонности, происходящей на экране.


Был бы этот фильм снят в России, все бы уже говорили о распиле бюджета. Здесь и близко не видно 200 миллионов. Даже если Честейн с Лоуренс забрали себе по 50, всё равно это не фильм на 200 миллионов. 40-миллионный «Дэдпул» выглядит в разы эффектнее и зрелищнее. В «Тёмном фениксе» нет ни одной вменяемой экшн-сцены, а графика на уровне оригинальной франшизы из начала нулевых. Даже фирменную сцену с Ртутью в этот раз не сделали – просто короткая затравочка и необъяснимая пропажа любимца зрителей в середине фильма.

Уже по актёрской игре ясно, насколько этот фильм никому не нужен. Превратить в поленьев Фассбендера, МакЭвоя, Лоуренс, Честейн и Холта – это особый талант бездарной режиссуры, которым до этого никто не обладал. Зачем было подписывать на роль злодейки именно Джессику Честейн – решительно непонятно. Даже 3D-моделька с такой ролью справилась бы не хуже. А весь роскошный каст из приквелов здесь будто бы по приколу разыгрывает плохой школьный спектакль – только ни им самим, ни зрителям не смешно.

Более бездарный сценарий блокбастера сразу и не вспомнишь – страшно сказать, но «Годзилла 2» и «Веном» написаны лучше. Диалоги тотально слабые: они звучат так, будто  придуманы ребёнком, насмотревшимся клишированных боевиков 20-летней давности. Это буквально уровень российского кино, которое обозревает BadComedian.


Даже не описать, насколько плохо всё звучит. Но вот простой пример. В «Тёмном Фениксе» есть абсолютный победитель в номинации «Самая тупая и прямолинейная пропаганда феминизма в истории кино». И да, она хуже даже той самой сцены из «Финала».

У Мистик и Профессора Икс идёт тупой клишированный диалог об отношениях людей и мутантов, как вдруг, буквально беспричинно и внезапно, героиня Лоуренс кричит: «И вообще, женщины столько раз спасали мужчин, что не пора ли поменять название на «Женщины Икс?» Ещё раз: эта фраза идёт без какой-либо подводки, абсолютно выбивается из контекста диалога и тематически никак не продолжится до титров. Что. Это. Было.

При этом, как ни странно, «Тёмный феникс» вообще не про толерантность и не про феминизм. Но даже без любой дальнейшей эксплуатации трендов создатели всё равно зачем-то сделали Чарльза Ксавье главным мудаком всего сюжета. Харизматичный инвалид по факту ничего плохого не сделал, но каждый персонаж, особенно женский, унижает его на протяжении всего хронометража. Эта метаморфоза, противоречащая всем прошлым фильмам, тоже никак не объясняется. Остаётся только предполагать, что Профессору достаётся тупо за то, что он белый мужчина средних лет на руководящем посту и со способностью влезать в голову женщинам.

По большому счёту достаточно длинную отрицательную рецензию на этот фильм можно было составить только из вопросов. Почему все персонажи стали абсолютно другими? Почему Мистик резко превратилась в невыносимую токсичную самку? Почему человечество в мире фильма вдруг резко полюбило «Людей Икс»? Почему антураж 90-х никак не обыгран, хотя все прошлые приквелы основывались именно на атмосфере и особенностях эпохи? Почему даже музыка Ханса Циммера сделана халтурно и никак не запоминается? Почему финал 19-летней франшизы получился намного хуже столь ненавистной критиками «Последней битвы» по аналогичному сюжету?

Ответ на каждый из этих вопросов достаточно простой. Точнее глобально их два. Первый: фильм снимался в разгар переговоров Disney и Fox, а монтировался и уходил на пересъёмку уже когда сделка фактически свершилась. Студии плевать на франшизу, у которой точно нет будущего и которая уходит к вчерашним конкурентам вместе со всем остальным. Возможно, и было какое-то вмешательство Marvel, но даже при максимальном старании оно не могло бы настолько загубить фильм.

А второй ответ – это режиссёрский дебют Саймона Кинберга. После скандала вокруг ключевого и просто талантливого автора франшизы – Брайана Сингера – в кресло режиссёра сел сценарист. Причём сценарист плохой – Кинберг написал «Фантастическую четвёрку» 2015 года, а также слабейшие эпизоды франшизы «Иксов»: «Последнюю битву», «Дни минувшего будущего» и «Апокалипсис». Первый и последний, очевидно, проигрывают своим предшественникам и ломают общую историю, а в «Днях минувшего будущего», где нужно было исправить хронические проблемы вселенной мутантов с таймлайном, сценарист только сильнее всё запутал.

Вот вам образец важности продюсеров и режиссеров: у фильма есть абсолютно всё, чтобы стать главным блокбастером лета и как минимум просто очень зрелищным развлекаловом, но получается никому не нужный высер. Каст и деньги решают далеко не всё, если продюсер не может принять важные решения, а режиссёр – продумать сцены и сработаться с актёрами. Следует провал на всех этапах: полулюбительский невнятный монтаж, неожиданный перенос премьеры с ноября-2018 аж на лето-2019 и постыдная невозможность называть очевидных скруллов скруллами, поскольку пару месяцев назад они были совсем другими в «Капитане Марвел».

Я всегда искренне считал киновселенную мутантов от FOX лучшей среди всех комикс-франшиз. DC жутко нестабильны, а из хорошего есть только противоречивый по отзывам «Бэтмен против Супермена». Marvel делает хорошо, но конвейерно и больше для детской аудитории. FOX же всегда отличались человечностью и разнообразием. Здесь есть и детективы («Люди Икс 2», «Росомаха 2»), и грязные комедии («Дэдпул»), и классическая фантастика о путешествиях во времени («Дни минувшего будущего»), и историко-политическая драма («Первый класс»). Ни одна из комикс-франшиз не говорила с аудиторией, как, например, Мэттью Вон в том же «Первом классе» – лучшем фильме франшизы, где темы Холодной войны и анатомии человеческой деструктивности раскрываются полнее, чем традиционная для «Людей Икс» проблема меньшинств.

Причём о сложности, мрачности и серьёзности эта киновселенная заявила буквально с первых секунд своего появления. Помните, как начинался первый фильм «Люди Икс»? Да-да, с серости и грязи концлагеря, где кричащий и плачущий мальчик наблюдает, как его мать ведут на смерть. А чуть дальше по хронометражу были пугающие любого ребёнка сцены превращения политика в омерзительного жидкого монстра, похабщина от Росомахи и невероятно мрачный общий тон.

Но, конечно же, киновселенная FOX не идеальна. Но ровно поэтому и хороша. За чем-то революционным и смелым часто шёл невнятный провал, а потом опять новое откровение. Каждая из микро-франшизы жутко неровная и нестройная, но в каждой есть если не по шедевру, то уж точно по крепкому хорошему фильму безотносительно ярлыка «кинокомикс»: «Люди Икс 2», «Первый класс», «Дэдпул», «Логан». Ни Marvel, ни DC и близко не показывали ничего подобного, боясь заходить даже чуть-чуть за пределы территории «для всей семьи».

А помните ту нелепую слитую версию «Росомахи» с недоделанными спецэффектами? Вот в этом и есть весь FOX. Тоже абсолютно идиотский фильм и непозволительная утечка для компании такого уровня, но благодаря этому он стал мемом. В том числе из-за таких моментов киновселенная FOX всегда производила впечатление по-настоящему живого и душевного мира, где нет ни грамма пластмассы.

Теперь же мутантов в неё плотно запакуют лет через пять в одном из офисов Disney. В качестве эксперимента уже попытались на «Тёмном фениксе», но вместо конвейнерного клишированного кино получился уникальный в своей безобразности образец. Даже здесь FOX выделились, обосравшись с финалом громоздкой франшизы всего через месяц после суперуспешного финала другой. Хотя все неравнодушные, конечно же, ожидали совсем иного.  

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.