Аналитика от реального стендапера.

Всем привет, меня зовут Никита, и я занимаюсь стендапом. Не спешите забрасывать меня камнями, я лишь хочу рассказать вам интересные вещи, которые, возможно, изменят ваше отношение к стендапу в нашей стране в лучшую сторону.

Недавно наткнулся на статью Павла Городницкого о пяти причинах его нелюбви к стендапу: по материалу и комментариям к нему сложилось впечатление, что у народа вообще неправильное представление о том, что такое стендап в России.

А конкретно Павел, скорее всего, посмотрел одно выступление Поперечного и какой-нибудь выпуск одноименного шоу по ТНТ, и имея эти вводные, решил пожурить русский стендап. Ну что ж, пускай. Только вот объективности в этом довольно мало, а больше просто личного отношения к стендапу – стендапу вообще всему, потому что почти все сказанное можно интерполировать и на американскую часть жанра.


Но я не хочу здесь выступать адвокатом дьявола и защищать Белого и товарищей. Наш стендап действительно есть за что казнить и ругать – просто не за те вещи, что перечислил Городницкий. Поэтому постараюсь объективно проанализировать состояние дел в жанре и рассказать о том, почему обычный человек может его не полюбить. А также о том, почему русский стендап все же стоит попытаться понять и начать обожать – из первых, как говорится, уст.

7 причин, почему вас русский стендап все-таки может отвратить

Важная ремарка, которая очень точно описывает происходящий негатив относительно стендапа в стране – Москва не сразу строилась. По большому счету, мы наблюдаем очень незрелое явление, и все негативные вещи – лишь побочные эффекты взросления.


1. Топовые лица – если спросить человека с улицы, кого он считает лучшими стендаперами России, то с 95%-ной вероятностью он назовет Белого, Поперечного и, возможно, Соболева. И тут, на самом деле, речь не о реальном качестве выступлений, а о том, кто когда и с какой аудитории начал.

Вот Белый начал Stand Up (именно передачу) в 2012 году, на популярном канале ТНТ. А Поперечный выпустил первый концерт в 2014 году на популярном канале “Поперечный”. Соболев начинал уже известным. То есть у них банально было больше времени и возможности раскрутиться, что, впрочем, не умаляет их заслуг.

Они неплохие стендаперы, но не лучшие. Недаром в группе стендапа на ТНТ под каждым выпуском пишут «А будет Щербаков/Нурлан/Усович?»,а у Поперечного в комментах советуют лучше посмотреть Стендап Клуб #1. И вот этот диссонанс между популярностью и качеством, тот факт, что миллионы зарабатывают эти ребята, а не те, кто этого, по идее, заслуживает – вот он-то на самом деле и раздражает людей.


Хотя свои миллионы все трое заслужили. Но поверьте мне – пройдет лет пять, и лучшими будут уже действительно самые качественные, а не самые раскрученные, потому что сам жанр станет более зрелым. Совет вам: выбирайте лучших сами, сейчас, просто сделайте усилие поискать и выбрать самим (или доверить этот выбор мне – подборка будет в конце текста), а не из того, что вам предлагают тренды Ютуба, или, Господи упаси, Рутюба.

2. Заезженные темы – “а моя девушка”, “а мой батя”, “а Путин”, “а в самолетах воду нельзя проносить” – список можно продолжать долго, а также включить сюда тех, у кого заезженной становится тема собственной внешности или принадлежности к соцгруппе, типа казахов, которые шутят про казахов, и девушек, которые шутят про девушек.

Я, например, выступаю сам не очень давно, но этим тоже грешу: вот на днях рассказывал про святейшего Патриарха Кирилла, и только потом – по реакции зрителей – догадался, что эта тема уже всех порядком достала.

Но тут важно помнить две вещи. Первое: если комик делает это хорошо, то вас это просто не будет раздражать. Всегда во главе угла юмор, хороший смех перевешивает любой негатив. Хороший пример тому: выступление от того самого чувака без руки (Сергей Детков, классный комик, кстати). Почти все – про руку, и почти все – очень смешное.

И второе: всегда есть альтернатива. Надоели шутки про отношения – посмотри про терракты в метро. Надоело про терракты – посмотри про парикмахеров. Выбор даже в нашем стендапе уже довольно большой, и если хочешь выразить свое отношение к набившей оскомину теме – просто игнорируй ее. Да, так можно делать. А если комиков не смотрят, то они, как хорошая нейросеть, сами обучатся и поймут, что от них все-таки требуется, и станут разнообразнее. Вы не поверите, но это так и работает.

Не зря же в 2019 году уже никто не шутит про говно, или типичных кавказцев, или инстателок. Все уже это переросли. Один Паша Воля сидит и пытается что-то из этого слепить. Удачи ему в этом походе против мейнстрима. А видео ниже примечательно тем, что показывает образец юмора 2010 года в обертке 2019-го. Таких сейчас, конечно, уже не делают, не то время нынче. Смотреть на свой страх и риск.

3. Клишированные словечки – “Серьезно”, “Странно”, “А мой знакомый…”.  Иногда слушаешь такое от человека и думаешь – а ты прям максимально буквально воспринимаешь, то что написано в “Библии стендапа”, да, дружище? Городницкий об этом как раз упомянул, но только он подумал, что панч строится именно на слове “Серьезно?!”

Так, конечно, никто не делает – подобные слова нужны для другого. Это палка о двух концах: рассказывая шутку про абстрактного, а не конкретного знакомого, комик дарит вам лишнюю минуту, которую он мог бы потратить на объяснение того, что это за Вася такой.

Расплачивается он за это неким отвращением у зрителя из-за клише. Особенно это отвращение ощущается от комиков неопытных или просто косноязычных, которым сложно пока передвигаться без этих костылей.

Есть ли выход? Не поверите – он даже не нужен. Пересмотрите любое понравившееся вам выступление комика неважно какой национальности. Там 100% будет одно из этих клише. 100%. Просто когда выступление само по себе хорошее, то ты на эти слова и внимания не обращаешь. Они становятся органичными или просто заменяются на более естественные, хотя суть-то не меняется. Это всего лишь вопрос опыта, которого у наших комиков все еще мало.

А вот вам Карр в качестве примера – если начнете подмечать типичные слова в его выступлении, то вам, возможно, надоест, хотя менее смешно от этого не будет.

4. Подача – в стендапе есть форма и содержание. И многие комики в России почему-то забывают про форму, считая, что подавать материал с интонацией умирающей мыши – это нормально. Я сам так делал долгое время.

Спешу вас обрадовать – диагноз поддается лечению. Посмотрите на топовых комиков – вот у них как раз с этим проблем нет. В мире стендапа сложно выбиться в люди, не имея яркой обертки. И это опять же, вопрос опыта.

Скоро до всех эта комиков эта мысль дойдет, а пока никто не отменял возможность стендап слушать как подкасты. Или просто смотреть нераскрученных комиков, у которых все хорошо и с подачей, и с содержанием (а такие есть).

5. Новички – большинство из тех, кого вы видели по телевизору или в Ютубе, занимаются этим делом не первый год. И вы, подумав, что так уверенно выступают плюс-минус все, решили пойти в ближайший бар на открытый микрофон и в какой-то момент поняли, что это была охренеть какая ошибка.

Не пугайтесь, новичков в стендапе сейчас действительно очень много, и все они живут под ободком открытых микрофонов. Слушать их, порой, крайне тяжело из-за отсутствия у них дикции и темпа, несут они околесицу – страшное зрелище. Вот они-то как раз и могут вас отпугнуть. Многие из них выступят два раза, им не понравится, и они перестанут, а вот вам – травма на всю жизнь.

Но тут стоит помнить 3 вещи. Первое: не ходите на мероприятия под названием “открытый микрофон”, если не готовы к такому. Специально для вас проводят кучу других форматов, где вы услышите гарантированно смешные вещи. Второе: на открытых микрофонах вас, по сути, развлекают за бесплатно. И туда, помимо прочего, приходят хорошие комики с хорошими шутками, так что по итогу это стоит того.

Третье: среди новичков могут быть потенциальные звезды, потому что рост никто не отменял. А вам будет через пару лет приятно, что вы заприметили хитяру раньше остальных.

6. Внутряки – это беда открытых микрофонов или ранних этапов телепроектов, где зачастую одни комики обсасывают других таких же комиков, а те – судей, жюри, Волю, Бебуришвили, бармена, собаку у входа в бар и так далее. А зритель в итоге остается не у дел. Но и тут выход есть – смотрите сольные выступления. Там такого по минимуму, а хороших сольников русских стендаперов потихонечку набирается с десяток. А дальше – только по экспоненте.

7. Телик и редактура – вот чего точно не стоит делать, так это смотреть сугубо ради стендапа такое шоу как Камеди Баттл. В таких передачах совковые и КВНовские традиции еще никуда не делись, и целые выступления могут лететь под нож.

У одного знакомого хорошего комика перед финалом Баттла готовое выступление обосрали редакторы (а он готовил это выступление как минимум несколько месяцев). Вышло по итогу не очень. Да и сама система того, как готовым комикам пробиваться на телик, а потом на нем выступать – мутная и непонятная. Я рассказываю это вам, чтобы вы знали: если сами комики и организаторы не до конца понимают, что происходит, то откуда это понимать зрителю?

Отчасти это касается и других стендап-проектов по ТВ. Это не значит, что телик – дно. Сделаны шоу качественно и многим кажутся смешными – и в этом есть большая доля справедливости. Просто надо понимать, что это зрелище со своими особенностями и ограничениями.

Выход есть – смотрите все в интернете, а еще лучше – вживую. Там сейчас много хорошего. Как раз об этом и хотел поговорить.

Что в русском стендапе замечательного? Как его смотреть и где?

Настоящий стендап, вне зависимости от его национальности, начинается в баре или клубе (возможно, даже в вашей Сызрани таковой имеется), где комики рассказывают реальным людям свои шутки, и в ответ получают реальные же аплодисменты или реальную тишину. Поверьте: это идеальная и единственная полностью рабочая схема отсева плохих шуток и пестования хороших.

Это я к тому, что за где-то 6-7 лет полноценного существования стендапа в России по такой схеме все уже поняли что и как работает. Живя, например, в Питере, зритель может прийти на открытый микрофон, и услышать десяток действительно смешных и незаезженных шуток (даже от новичков типа меня), которые причем будут как-то соотноситься с его проблемами.

Потому что все комики существуют в жесткой конкуренции и действительно стараются придумать нечто смешное и трогающее – только так можно добиться какого-то успеха: выиграть несколько тысяч рублей или получить приглашение на кастинг. Все хотят успеха, денег и популярности.

А выигрывает от этого прежде всего, простите за штамп, зритель, поэтому сейчас много интересных и своеобразных комиков почти на всех уровнях. И везде есть красавцы и красавицы.

Убедиться в этом можно двумя способами:

  • Сходить на живые выступления. Вот ссылка на группы ВК, где регулярно публикуются афиши мероприятий на каждый день (для Москвы, для СПб). Это не так трудно – то же самое, что и обычное “попить пивка с друзьями в пабе”, просто с  дополнительной культурной программой. Сами выберите, что вам по душе: оупенмайк, где будут ноунеймы или известные ребята с новой программой; платные выступления, где опытные комики рассказывают свой лучший и, как правило, незасвеченный на экранах материал; или же сольные концерты – выжимка всех соков юмора из человека за ваши 300 рублей.
  • Посмотреть на Ютубе. Благо все уже понимают, что сейчас без раскрутки своего имени в соцсетях никуда. Вот вам семь интересных выступлений за последние полгода. Необязательно, что вас зацепит каждое, но что-то зацепит абсолютно точно.

Второй сольный концерт Александра Долгополова, одного из хедлайнеров самого смешного стендап-объединения в стране Стендап Клуб #1.

Как минимум нетривиально

Стендап-комики – очень простой формат от того же Стендап Клуба #1.

Три комика, три качественных выступления, вот вам последний из вышедших выпусков.


Стендап от Дениса Чужого – юмористического и немного хтонического блогера и комика.

Черно, жизненно, интеллигентно. В восторге даже ребята в комментариях на The-Flow, а ведь это самые известные ханжи Рунета.


Сборная солянка не самых известных, но крутых комиков из Питера, вот уж за это я ручаюсь своей головой!

Разнообразие во все поля.


Отличный пример того, как комик, о котором вы точно не слышали – Артем Андреев – за счет упорной работы где-то в андерграунде может выдавать такой плотный материал, что в нем не будет просто ни одной лишней шутки. Попробуйте.


Сольный стендап от Евгения Зитева, в котором присутствует какой-то дух советской школы (в хорошем смысле этого слова), и и какой-то дух е*****сти (тоже в хорошем смысле).

Довольно своеобразное зрелище, но может зайти настолько, что вы потом захотите переехать в Саратов, так что осторожнее.


И куда же без импровизации. Отличная игра на поле Ильи Соболева от Нидаля Абу-Газале из Петербурга в виде шоу, которое призвано перенести на экран дух живого угара зрителей в баре.

Вот уж чего точно не получишь, сидя на YouTube.


Все. Любите стендап.

Подписывайтесь на автора в твиттере, ВК и инстаграме – вдруг он станет суперзвездой стендапа?

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.