Дело явно не в ручной клади, уверен Александр Муйжнек.

Самолет уже полностью остановился, задняя его половина охвачена огнем. В небо поднимается столб дыма, но в кадре еще ни одной пожарной машины. В передней, целой части открывается аварийный выход, из него выпрыгивает надувной трап, по нему начинают скользить пассажиры. «Пожалуйста, давайте быстрее! Быстрее, … [блин]!» — нервно требуют зрители из автобуса на другой взлетной полосе.

Другое видео, на заднем плане – тот же горящий SSJ 100, трапа два, пожарные на месте. По летному полю разбредаются люди, даже не бегут, словно понимают: самое страшное уже случилось. Истеричный женский крик, сигналит пожарная машина, все это не фоне то ли порывов ветра, то ли ревущего пламени от баков с топливом.


В руках у людей – багаж. Кто-то закинул на спину рюкзак, кто-то катит чемодан, у многих – и то, и другое.

«Интерфакс» бомбит инсайдом: «Основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке Superjet-100, загоревшегося при жесткой посадке в московском аэропорту «Шереметьево», стала попытка некоторых пассажиров достать из багажных полок свои вещи».

Попытки достать багаж тут же стали главным фактором катастрофы.

Маргарита Симоньян призывает судить «пассажиров, спасавших свои кошельки и айпады ценой жизней стоящих за спиной». Не нужно расследований, вопросов к службе безопасности «Шереметьева», «Аэрофлоту» и МЧС или историй об эксплуатации «Сухих» — ведь «эта история называется непредумышленное убийство».

Оказывается, люди обменяли свой никому не нужный скарб на тринадцать жизней. А как выяснилось позже (сильно позже, в ночи), сорока одного.

Худшее медийное последствие любой громкой трагедии – уроки правильной скорби и манипуляции новостями. Таксисты в дни терактов «задирают цены», в Европе «не скорбят» о русской трагедии, хотя мы красили аватарки в их триколоры – а жадные пассажиры пекутся об айпадах, а не друг о друге.

Поиск крайнего, на которого можно все повесить, а для начала выместить злобу – какой-то совсем странный психологический прием. Не факт, что всегда намеренный, но точно вредный.

Во-первых, эвакуация с багажом в руках – не сенсация. Такое бывает часто, не только в России и не только с самолетами. Грустно, но не тянет на топ-инфоповод.

Во-вторых, финал следствия не близко, и сейчас не время строить из себя специалистов по авиаперевозкам. Из официального пока есть только заявление «Аэрофлота»: эвакуация заняла меньше минуты, а норматив – 90 секунд. Если кто-то и задерживал выход пассажиров, то явно не старался.

Сколько времени уходит на поиск багажа, сколько людей похоронила каждая спасенная сумка, а сколько – пламя? Не факт, что это достоверно знают даже выжившие. Разумеется, в аварийной ситуации полагается покидать самолет самому, а вещи не трогать – допустим даже, что пассажиров успели об этом предупредить до эвакуации. Но разумеется и то, что в критичный момент люди бросаются к самому дорогому, даже если это дорогое – портфель с барахлом, а не ближний.

И на всякий случай: не барахло и не его обладатели допустили борт к полету, объявили экстренную посадку и трижды ударили самолет о землю.

В-третьих, «Аэрофлот» наверняка ужесточит нормы провоза ручной клади – но это потом, а пока багаж в салоне допустим, люди будут его тащить туда. Десятикилограммового чемодана вполне хватает на неделю путешествия, а тратить время у стойки на сдачу багажа – не то, что хочется делать в аэропорту.

Ручная кладь в салоне – вполне окей, если это не нарушает правил перевозчика. «Аэрофлот» тут явно не в одиночестве, а в лоукостерах, допустим, багажа нет вовсе. Блокировать путь к аварийному выходу кладь, возможно, способна, но мало кого из вас это смущало по дороге на борт.

Наконец, главное: в состоянии ужаса и шока люди ведут себя как угодно. Да, в том числе нехладнокровно и нерационально – но это не повод осуждать задним числом. «Интерфакс» так и пишет: «Некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок» — поразительно, но в панике не любой осознает опасность сразу и целиком.

Это точно не призыв поддаваться панике всегда, закрывать глаза на халатность и вообще плевать на правила. Светофор надо переходить на зеленый, ремень безопасности застегивать, а эвакуироваться без задержек – все так. И конечно, нельзя не ценить тех, кто выслушивает каждый инструктаж по безопасности и четко знает, как выжить в любой ситуации. Тем, кто плюет на документы и ноутбук и прыгает в огонь, чтобы спасти ребенка – браво.

Но нельзя и проклинать тех, кто попался под руку, нельзя плевать на фактчек, нельзя замещать одну тему другой, как только представился шанс. Героев среди людей — единицы, люди слабы, но это все еще люди, а не мудаки.


Этот пост проспонсирован Telegram-каналом «Палача». Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать больше текстов не ради кликов. Фоллоу
Главное по теме «SSJ 100»
Раскрыть комментарии