Возможно, это последняя роль второго плана для Александра Кузнецова. Дальше – бесконечная череда главных.

«Братство» выходило со скандалом. На специальном предпоказе для ветеранов афганской войны он спровоцировал настоящий «Пусть говорят». Машина возмущения раскрутилась до общероссийского холивара – к критике присоединились Никита Михалков и чиновники. Но Владимир Мединский, на удивление, в этот раз защищал фильм, который ему по-настоящему понравился. Министр предложил альтернативу – запрещать кино мы не будем, но перенесём с 9 мая на 10, чтобы избежать скандала.

Почти удалось – основные волны негодования со временем размылись, интернет отсмеялся после переноса на один день, в прокате «Братство» встречают достаточно нейтрально. Потому что ничего провокационного там и не оказалось. Ветераны цепляются за ряд незначительных сцен: ограбление каравана, воровство вещей у афганцев, водка и периодические склоки между своими. Всё это – абсолютно традиционный показ последствий бессмысленных войн. Включите любой великий американский фильм о Вьетнаме – подобного там будет в разы больше.

В целом же новая картина режиссёра уже классического «Острова» получилась на редкость хорошей. Глубоко, достаточно масштабно, с элементами боевика и детектива, а также обилием боевых сцен – так у нас очень давно не снимали. От «Братства» веет атмосферой перестроечного кино и маскулинностью – женские персонажи практически начисто отсутствуют. Зато полно брутальных диалогов и батальных сцен под музыку Егора Летова, снятых практически как документальное кино. На выходе получается идеальный фильм для твоего бати, включающий в себя сильнейший антивоенный манифест.


В этом плане праздничный прокат 2019 года выдался на редкость удачным. В кинотеатрах сразу три потрясающих авторских фильма: на пару дней вернули прекрасно отреставрированную копию «Летят журавли», в историю русского кино напрашивается «Война Анны», а за органику и масштаб отвечает «Братство». Да, не обошлось и без пустого праздничного проходняка – «Коридор бессмертия», «На Париж!», «Спасибо деду за победу» – но все прошлые годы прокат в майские выходные состоял исключительно из подобного ширпотреба. Сейчас же есть отличная альтернатива.

Достоинств у «Братства» много – их уже описали и продолжают описывать критики. Отдельно остановлюсь на одном – актёрской игре, а конкретно роли второго плана от Александра Кузнецова. Сходите на фильм хотя бы из-за него и запомните это имя – в ближайшие годы оно будет везде.


В «Братстве» у него роль небольшая (больших и главных там почти нет – слишком много персонажей и каждый несёт важную функцию), но знаковая – игрой на втором плане он украшает фильм и создаёт ему харизму, раскрывая разные стороны солдатского быта. Если вы видели Кузнецова в «Скифе», «Кислоте» или «Лете», то забудьте – тут он совсем другой. 26-летний актёр каждой работой доказывает, что умеет быть разным – абсолютно меняются даже взгляд и голос. Редкое качество для молодого и востребованного российского актёра.

В нашем кино есть негласная и очень странная традиция выбирать главного героя на ближайшие годы. Сначала актёром, которого снимали везде, был Хабенский, потом Безруков, затем наступила и ещё не завершилась эра Козловского, но за эстафетную палочку уже схватился Петров. Каждый выбирается из статуса заезженной физиономии по-разному: Хабенский научился мудро выбирать проекты и стал культовым, Безрукова народные насмешки практически сожрали, Козловский поставил на деньги и успешность, а Петров пока лишь провоцирует мемы и снимается, кажется, во всём, что предложат.

Кузнецов вряд ли повторит путь трёх последних. Более того, при уже начавшейся мании снимать молодую звезду везде, он сам отбирает проекты с умом и пока ещё не вляпался во что-то спорное или стыдное. «Скиф» и «Папа, сдохни» были первыми шагами для российского кино в новых жанрах, «Лето» с его удивительным персонажем-лайфхаком Скептиком вообще один из лучших российских фильмов «десятых», сериалы «Больше, чем люди» и «Содержанки» достаточно успешные и тоже новаторские для нашей индустрии, «Спитак» – неоднозначная, но важная картина, а «Кислота» стала главной сенсацией прошлого года (хоть и очень далека от идеала).


На грядущем «Кинотавре» будет сразу три фильма с участием Кузнецова: «Гроза», «Люби их всех» и «Большая поэзия». Уже сейчас Александр признаётся, что отказывается от многих проектов и выбирает очень аккуратно. В пример он приводит Райана Гослинга, который практически безошибочен в выборе проектов. Невероятно фактурный для молодого российского актёра Кузнецов мечтает вовсе не о славе «нового Козловского», а об отъезде из России и съёмках у иностранных режиссёров. Причём не просто мечтает, как Петров об «Оскаре», а делает – совершенствует язык, ищет проекты и уже готовится к съёмкам франко-бельгийского фильма «Mon Legionnaire».

Российский кинематограф, помимо всего прочего, надоедает одинаковостью лиц. Одни и те же актёры играют примерно одни и те же образы из фильма в фильм. Кузнецов уже на старте карьеры пошёл иным путём, создавая для каждого кино абсолютно нового человека. Он не гнушается ролями второго плана, которых у него пока большинство, но которые почти всегда запоминаются лучше основных персонажей. Пластичный и смелый Кузнецов – символ новой волны в отечественном кино.

У нас наконец-то научились хорошо и метко снимать про войну, с каждым годом всё больше экспериментов и талантливых зрительских проектов, а количество молодых одарённых актёров растёт в геометрической прогрессии. Кажется, через несколько лет выбирать одного-единственного главного российского актёра уже не придётся.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.