Александр Муйжнек вспомнил всю сагу Темы и Паши.

Можно утверждать смело: ребут ютуб-канала Артемию Лебедеву удался. Почти триста тысяч просмотров у пилота – шикарный показатель для рестарта. Казалось, дальше Тема забукусует, но нет – второй ролик собрал на уровне первого.

И это при том, что Лебедев явно снизил градус: тамбнэйл все еще притягивает клики, но заголовок явно уступает прошлому («В жопу власть // Цирк на Украине»), да и так, как на Зеленского с Порошенко, Тема уже ни на кого не срывается. Мизулину пощадил, про тюрьму повторился, религии посвятил два блока, но оба вышли гораздо мягче, чем обычные темины набросы на православие и патриарха.

Начался же выпуск с логотипов «ВКонтакте» – Артемий как раз недавно писал о вариантах, не принятых Павлом Дуровым, и теперь по сути пересказал пост. Это один из главных студийных кейсов последних лет – рассказываем, с чего все началось.



Тема завел страницу во «ВКонтакте» в 2011 году. Тогда же в студию поступил заказ из дома Зингера. Но не просто на новый логотип – как рассказывал Лебедев в интервью vc.ru, задача стояла шире: перепридумать «ВКонтакте», создать новую концепцию и задать направление на годы вперед»: «Было несколько проектов, которые мы обсуждали, и один из них — пофантазировать над дальнейшим развитием».

Впервые Тема поддел Дурова еще в 2010-м, указав на вторичность его проекта. «Интересно, когда наконец до создателей Контакта дойдет, что пользоваться цельнотянутыми шаблонами из Фейсбука и цельнотянутым логотипом из Линкедина моветон? Ну взрослые же уже, могут ведь свое сделать-то», – писал Лебедев в рецензии на «Социальную сеть». Любить ФБ Теме совершенно не за что – «эстонский интерфейс», путаные ветки комментов, огороженность от других платформ. Как будто этого было мало, Лебедев вскоре столкнулся с шизоидной модерацией «Фэйсбука» и проклял Цукерберга за бесконечные баны.


Тем сильнее Лебедеву хотелось улучшить «ВКонтакте». Тема давно считал главным козырь Дурова доступ к пиратским музыке и видео, важным для молодой аудитории «ВК». Требовались новые.

«Мы предложили главную страницу, на которой собираются вообще все интересные вещи. Может быть, кастомизированно, под тебя, но не только из твоих друзей и более «богато». То, куда сейчас идут «Дзен», Medium и другие листалки, и то, что в конечном счете сделал Facebook, когда ты залипаешь и просто час скроллишь ленту, потому что тебе интересно, мы придумали еще тогда».

В августе 2011-го Тема выложил фото из знаменитого шара (чуть позже примерно с этой позиции Дуров отметил день города запуском самолетиков из пятитысячных купюр). За тот год Лебедев катался в Питер четырежды, при этом, как рассказывал позже, лично с основателем «ВК» виделся только раз.


По воспоминаниям Влада Цыплухина, студия получила от «ВК» приличные деньги – Тема работает строго по предоплате. Но вскоре дискуссия о будущем «ВК» схлопнулась: Лебедев и Дуров сконцентрировались только на обсуждении логотипа.

И так ни к чему и не пришли. «Перебрали все возможные варианты, – вспоминает Лебедев сейчас. – Было очень хорошо, очень красиво, очень разнообразно. Где-то на двухсотых вариантах была вообще красота, а на трехсотых все сдулось».

«Огромная, титаническая работа» закончилась «тем, чем обычно заканчивается у нас в стране дизайн»: «Главный (то есть Дуров) взял бумажку из жопы, нарисовал авторучкой то, что считает самым правильным вариантом, и прислал дизайнерам типа: «Вы там поработайте чуть-чуть здесь вот, я тут наметил направленьице».

Итоговый вариант – тот, что сейчас украшает левый угол сайта и иконку приложения – Тема считает «куском беспросветного позора». От авторства студия отказалась: подписываться под таким логотипом Тема посчитал стыдным.


«ВК» официально обновил логотип в январе 2012-го, а Артемий вроде как закрыл историю с Дуровым. И все же время от времени давал ему пинки. В 2013-м Артемий назвал Павла человеком, который хочет привлечь к себе внимание, оставаясь при этом загадочным, а его проект – в очередной раз – сворованным и вторичным.

«Почему он (Дуров) считает, что копировать – это его призвание, мне непонятно. Он вполне мог бы что-то свое создавать. Он не может остановиться, он может только копировать. Начиная с того, что дизайн … [слизан] с Фэйсбука, логотип … [слизан] с Линкендина, все откуда-то взято… Можно подумать, что он пытается съесть какой-то священный кусочек врага, чтобы получить его положительные качества».

Досталось и логотипу. По мнению Лебедева, даже иконка приложения «ВК» для iOS позаимствована у Apple: «Он вот этот блик, который был на яблоке у эппла, просто поставил туда. Зачем? Абсолютно не понятно».

Год спустя – новый укол, и тоже не в блоге, а в видеоответах к экспедиции.

«Контакт» мало что собой представляет. Никогда не понимал кайфов от контакта. Сделать ничего хорошего там все равно нельзя».


1 апреля 2016-го «Вконтакте» выкатил новый дизайн – примерно тот, что вы видите и сейчас. Для начала – только в тестовом режиме: перейти на новый облик можно было по ссылке. Теме оперативно прислали скриншот на рецензию – прямо из поста Андрея Рогозова – и через три дня получили  ответ.

«ВК отстал от жизни на 10 лет. Вместо экспериментов и поисков они занимаются тупой … [херней]. Возможно, эта тупая … [херней] приносит много денег».

В тот же день Лебедеву ответил бывший пресс-секретарь «ВК» Георгий Лобушкин. По его словам, новый дизайн «богоподобный», а в темином линче нет «ни конкретики, ни конструктива».

А главное – Лобушкин опубликовал эскизы теминого редизайна. «Вот это я понимаю – эксперименты и поиски», – саркастично отметил Георгий.

Лобушкина разобрали на цитаты медиа – в том числе массовые, вроде «МК». Георгия поддержал новый пресс-секретарь «ВК» Евгений Красиков – без слов, но с очевидным мэсседжем.


Тема ждал недолго и уже утром 5 апреля выкатил разгром Лобушкина под заголовком «Есть контакт». Читать это лучше полностью (посты длиннее трех абзацев у Лебедева давно редкость, нужно ценить), а вот главное:

  • Тема снова припомнил: ВК изначально украл дизайн у Фэйсбука (а название – у Linkedin) и с тех пор так ничего и не произвел сам: «ВКонтакт поменял дизайн. Точнее, «поменял дизайн».
  • Студия никогда и ничего не светит раньше времени и без разрешения. Лобушкин в данном случае поступил именно так.
  • Лобушкина Лебедев ни разу не встречал, а редизайн обсуждал лично с Дуровым. Бывший пресс-сек «позволил себе слить фотки распечаток на пенокартоне, которые к нему не имели вообще никаким образом никакого отношения».

Дальше – платина:

«Вероятно, это должно сообщить всем о том, в каком статусе сегодня находится у Вконтакта конфиденциальная информация, и насколько бережно соблюдаются положения соглашений о неразглашении. Заодно рекомендую обратить внимание новому руководству г-на Лобушкина на то, какие качества включатся у их нового сотрудника в сложную минуту».

Венчал пост полноценный, а не на пенокартоне, макет нового «ВКонтакте». Внешний вид больше напоминает древний ЖЖ – впрочем, как уточнял потом Лебедев, это лишь «фантазии над дальнейшим развитием». Судя по скринам, проектом занимался Сергей Кулинкович, сейчас – арт-директор студии.


Через пять месяцев после срача с Лобушкиным – в интервью vc Лебедев назвал его «небольшой перепалкой» – Тему спросили об эвакуации Дурова заграницу. Лебедев связал его только с личным желанием Павла, а не продажей доли «Вконтакте» и работой над «Телеграмом».

«Что он пытался из этого сделать какую-то легенду, что якобы его тут преследовали – это какая-то … [херня], байка для читателей «Медузы». Его никто не тянул за рукав продавать. Значит, нужны были деньги. Он уехал не для того, чтоб развивать новый проект – просто новый проект появился, и он его развивает».

Блокировки Телеграма Тему также нетронули: Лебедев назвал его «настоящим, международным, непозорным, назашкварным, работающим продуктом» ФСБ.

«У меня нет никаких сомнений, что сука … [нахер] ВСЕ в Телеграме полностью мониторится кем надо. И я испытываю гордость за это достижение. А всего лишь надо было – создать образ великомученника основателю Телеграма, который сам добровольно продал контрольный пакет акций своего прошлого проекта и с миром отбыл за границу (полагаю, с мальтийским паспортом, если он не дурак) и всеми деньгами.

И все думают, что его преследует ФСБ. И ФСБ даже раз в полгода штрафует сервис с очень страшным лицом на 50 000 рублей за нарушение какой-либо строчки подпункта пятого параграфа второй сноски третьего пункта какого-то закона».


Обида и подколы Темы выглядят логично – даже когда он не везде прав, а инфоповоду уже восемь лет. Лебедев смело обновляет студию (вспомните “Экспресс-дизайн”), но рьяно защищает основные законы компании – Конституцию, самую настоящую, без кавычек. Даже когда в дизайн влезает не менеджер проекта, а заказчик, Лебедев этого не приемлет – а потом отвечает так, что только держись.

Этот заказчик может быть самим Дуровым — Лебедеву плевать. Студия давно и успешно ссорится с топ-клиентами — от «Нокии» до «Тинькоффа». Оружие выбирает Тема — им становится платформа, блог или соцсети: их язык и система ценностей побеждает кондовые пиар-технологии. Пускай когда речь о визионере, который вообще-то соцсети в России и запустил — пусть и сто раз вторичные.

Тема победил бы нокаутом, если бы не одна загадка. В январе 2012-го на бизнес-линч Теме скинули новый логотип “Вконтакте” – тот самый “кусок беспросветного позора”, от руки нарисованный Дуровым. Лого посвящены три предложения – и каждое ввергает в ступор.

“… [Офигенно]! Наконец-то в нашей стране появился нормальный логотип у социальной сети. Реально … [клевая] работа”.

Под рецензией — пять свежих комментов одной тональности: Артемий, вы ничего не перепутали? То ли это очень сложная ирония, то ли пасхалка на будущее, то ли совсем внутренний подкол, часть какой-то переписки Темы и Дурова, вышедший за пределы почты.

Отрисованный Павлом лого не кажется однозначно … [клевым], но явно тянет на «нормальный логотип нашей социальной сети», и он точно радикально не хуже сотен теминых эскизов. Возникает логичный вопрос: Артемий, так что все-таки значил тот линч и тот восторг?

Ответ наверняка всплывет к осени, в очередном многочасовом видосе с ответами. И Тема даже убедительно выкрутится, а пока — сорри, но у куска беспросветного позора появились новые оттенки.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.