Гайд, как превратиться из великого мастера в обычного ремесленника.

Сюрприз: «Аладдин» оказался не таким криповым, как многие думали после выхода промо-материалов. На бумаге наряды и образ Джина, сыгранного Уиллом Смитом, выглядели смешно, но в кино всё встало на свои места. Костюмы и эффекты – однозначно лучшая и по-настоящему выдающаяся часть фильма, а Уилл Смит – его душа, которая постоянно вытаскивает за волосы регулярно проседающий сюжет.

«Аладдин» хорошо развлекает, выглядит в лучшем смысле пёстро и ярко, заряжает детским задором и эффектно кланяется оригинальному мультику. Но при всех достоинствах он не избежал родовой печати последних фильмов Disney – это такой же однообразный конвейер-калька, как «Дамбо» и «Книга Джунглей». Судя по трейлерам, то же ждёт и «Короля Льва». Мышиная корпорация нащупала очередную золотую жилу – переснимать собственные классические мультфильмы в виде игрового кино. Но есть одна проблема – они начисто лишены оригинальности и авторского подхода. Кажется, именитых режиссёров – Тима Бёртона и Гая Ричи – нанимают исключительно в качестве ещё одного маркетингового рычага.

В «Аладдине», вроде бы, всё на месте, сюжет постепенно разгоняется и увлекает, а каждая сцена поставлена качественно. Но ни одна секунда хронометража не говорит о том, что это фильм Гая Ричи. Этот фильм с тем же результатом мог снять любой ноунейм, причём горазло дешевле. Этот факт символизирует полное поражение режиссёра, который даже в «Короля Артура» вплетал свой фирменный монтаж и элементы воровской культуры английского андеграунда. Вы ведь тоже представляли, что «Аладдин» будет примерно вот таким?

Но нет, SuperVHS за пару минут справился лучше, чем Ричи за два часа. Ещё «Шерлок Холмс» был тревожным звонком – фанаты задумались: «Кажется, брак с Мадонной совсем плохо повлиял на гения, видимо, он забил на принципы и погнался за баблом». С каждым проектом киноманам было всё тревожнее наблюдать за Ричи – вместо сиквела «Рок-н-рольщика» он всё глубже погружался в голливудскую гору бабла. Пока совсем в ней не потерялся – неужели даже в семейный фильм о воришке было так трудно вплести пару авторских шуток и хоть сколько-нибудь оригинальные режиссёрские ходы?


Зато теперь у любого режиссёра с большими авансами есть пример, как делать не надо, чтобы не потерять себя. Давайте коротко проследим за творческой смертью Гая Ричи и отыщем точку невозврата.

«Карты, деньги, два ствола» (1998) – идеальный старт карьеры. Снятая за копейки полностью авторская история, которая, при всех неуместных сравнениях с Тарантино, не похожа ни на что. Одним выстрелом поразить и въедливых кинокритиков, и пацанов с района – это дорогого стоит. Многослойная и нелинейная манера повествования, чёрный юмор и атмосфера криминальной Англии на долгие годы станут главными элементами авторского почерка, за который его обожают как Брэд Питт, так и простые зрители из России (аж 22 место в топ-250 КиноПоиска).

«Большой куш» (2000) – идейное продолжение дебюта, в котором увеличился масштаб и слегка сместились акценты. Гоблинский перевод «художественного фильма «С***дили» давно стал классикой, а цитаты про пёсиков и ненависть к цыганам выкупит, кажется, любой собеседник мужского пола. Сейчас фильм выглядит как вершина творчества Ричи и успех, который он вряд ли сможет повторить.

«Унесённые» (2002) – первая ошибка и первый симптом голливудской болезни режиссёра, в короткий срок ставшего культовым. Жёнушка-Мадонна выклянчила фильм своей мечты, который по итогу совсем не получился. Благо, Ричи вовремя одумался.


«Револьвер» (2005) – самый недооценённый фильм британца. Из полукомедийных криминальных историй Гай Ричи подался в красочные планы и философские монологи. Крайне сложная и многослойная головоломка, где вообще нет лишних деталей. Настоящий шедевр и роль всей карьеры для Джейсона Стэтхема, которого именно Ричи привёл в большое кино. «Револьвер» был тотально не понят на момент выхода и жёстко провалился в прокате – всего 6 миллионов долларов сборов при 45-миллионом бюджете. Судя по всему, именно после этого провала и неоднозначной критики режиссёр решился на радикальный поворот в карьере.

«Рок-н-рольщик» (2008) – последний «настоящий фильм Гая Ричи». Прощание с изменившимся за десять лет Лондоном, который наводнили русские олигархи, циничные бизнесмены и безумные мажоры. Самый драйвовый и визуально экспериментальный фильм в карьере режиссера (даже пьянку русских бандитов под саундтрек «Сектора Газа» завезли). На титрах Ричи ещё был уверен, что снимет сиквел, но быстро прогнулся под регулярными предложениями из Голливуда и успехом прорывных рекламных роликов.

«Шерлок Холмс» (2009) – переезд в Голливуд, после которого всё изменилось. Очень спорный фильм. Оригинальный взгляд на классического детектива быстро померк уже через год – после выхода британского сериала. Камбербэтч создал новый и актуальный до сих пор образ, пока Дауни-младший по второму кругу отыгрывал Железного-человека в сеттинге стимпанка. Визуал и монтаж всё ещё указывали на руку Ричи, что выделяло «Шерлока Холмса» на фоне всех блокбастеров того времени, но идейно и сюжетно проект был чисто продюсерским.

«Шерлок Холмс 2: Игра теней» (2011) – абсолютный провал на фоне переживавшего пик популярности сериала и меняющегося мира. «Игра теней» настолько сильно пострадала от классических проблем сиквела, что не спас ни гениальный саундтрек Ханса Циммера, ни роскошный актёрский состав. Заметный спад и откровенно лишний фильм для того времени – даже удивительно, что в разработку запустили триквел.

«Агенты А.Н.К.Л» (2015) – попытка вернуться в свою кожу и попутно поиграть с комикс-стилистикой. Усидеть на двух стульях, конечно же, не получилось: всё указывает, что это фильм того самого Ричи, но блокбастер начисто лишён его юмора и драйва. Выглядит, как безуспешная попытка побороть болезнь.

«Меч короля Артура» (2017) – стадия принятия. Британец Гай Ричи забыл, как выглядят подворотни Лондона и безвозвратно ушёл в голливудские блокбастеры. Гениальный монтаж вступления, боёвка в стиле Конора Макгрегора и милые пасхалки, вроде камео Бэкхема, не затмили погрязший в клише сюжет. Гонорар у режиссёра растёт с каждым проектом, но авторской принципиальности – всё меньше.

И вот «Аладдин». Полнейший комфорт для режиссёра, который умеет хорошо снимать – предоставляют все удобства, засыпают кучей бабла и не требуют ничего прорывного. 50-летний состоявшийся на Западе британец успокоился и принял свою сущность. А режиссёр Гай Ричи остался там же, где и «Рок-н-рольщик 2» – в наших ностальгических фантазиях.


Главное
Андрей Ставицкий
05 Мар '21
3 175 
Спешите взять Samsung Galaxy S10 Lite. Девайс сильно подешевел в Билайне и МТС
Очищают склады, раздают скидки.
Андрей Ставицкий
04 Мар '21
2 144 
Xiaomi привезла в Россию пылесос с экраном. А еще у него часовая автономность и функция влажной уборки
Ценник жирный, но не очень страшный.
Андрей Ставицкий
04 Мар '21
5 017 
Samsung Galaxy Note 10 Lite отдают с гигантской скидкой. Копируйте промокод и ставьте таймер
Не проспите распродажу.
Андрей Ставицкий
03 Мар '21
4 306 
Мировая премьера Xiaomi Redmi AirDots 3. Сейчас наушники можно купить по самой низкой цене
Ценник очень гуманный.
Андрей Ставицкий
03 Мар '21
5 776 
Стоимость Xiaomi Mi Watch Lite на время обрушилась. Нужно просто забрать промокод
Совсем скоро они станут бестселлером.
Андрей Ставицкий
02 Мар '21
5 501 
Стоимость лучшей версии iPhone 12 опустилась ниже важной отметки. Хотите скидку 15 тысяч рублей?
Скидку пришлось ждать четыре месяца.
Комментарии