Владимир Завьялов о самой противоречивой группе русского рока.

С чем современник ассоциирует «Алису»? С православием на грани войны, имперками, красно-черным фанатьем с имперками и голым торсом Кинчева, проповедующего со сцены под индастриал-молотилово морали про Россию в окружении врагов.

Справедливо — но лишь с одной стороны. Другое дело, что мазать все творчество «Алисы» одной краской — чересчур однобоко. И вот почему.

Ранняя «Алиса была крутой

1985 год. «Экспериментатор движений вверх-вниз формирует новые модели сознания» —декламирует молодой человек стиляжно-щегольского вида на фоне кирпичной стены. У него прическа «под Боуи», гладко выбритое лицо и зачем-то закатанные рукава пиджака. Рядом с ним играют музыканты схожей наружности, на этом фоне лупит драм-машина и какое-то дурашливое соло на грошовом синтезаторе.

Я только что описал один из первых клипов группы «Алиса». Они как раз записали альбом «Энергия» и эффектно взбодрили русский рок: мало кто звучал тогда свежее и наглее, чем они.


Послушайте его: там сразу после боевитого «Экспериментатора» — тихая клавишная интерлюдия песни «Ко мне»: ничего не предвещает беды, но Кинчев причитающим тоном как заорет «Кааа мааанеееееее», и как заскулят духовые — очень зрелищно.

Помимо классических кричалок «Мы вместе» и «Поколение» там можно встретить поистине изобретательные и причудливые вещи.

Пожалуй, главный козырь той «Алисы» — это подчеркнутое незнание меры во всем, что они делали. Кинчева с музыкантами кидало в разные стороны — надо сказать, увлекательное зрелище. При этом в любой ипостаси Кинчеву находилось, что сказать дельного.

В 1994 году вышел альбом «Черная метка» — где как-то особенно зловеще лязгали гитары, спотыкаясь, молотила ритм-секция, а угрюмейший Кинчев пел о невеселых неземных вещах. Одним словом — страшно. Контекст тоже мрачный: точка опоры записи альбома — самоубийство гитариста Чумычкина, который выбросился из окна.


Проходит два года: вчерашний злодей Кинчев обращается крунером и вкрадчивым тоном доброго сказочника поет убаюкивающие песни под тихий плач гитары в альбоме «Джаз». Посмотрите хотя бы на названия: «Колыбельная», «Лунный вальс», «У истоков голубой реки» — в голове не укладывается, что этот человек сделал «Черную метку».

Как поздняя «Алиса» перестала быть крутой

Если вам показалось, что я тут начал заниматься апологией «Алисы» — вам показалось. В жизни Кинчева последовательно случились две вещи — православие и Rammstein.

Превращение смутьяна в моралиста — в целом нормальное сопровождение человеческого взросления, но в случае Кинчева оно приобрело нездоровые меры. Он сначала конфликтовал с фанатами в 1998 году: закатил демарш на концерте, обвинив (не без основания) фанатов в быдлопаломничестве у его квартиры.

Потом начал давать интервью с щепотками морализма в жанре, который беспощадно казнил Паша Городницкий: принимал вещества, был на дне — я завязал, я герой, еще и православный.             

И в конце концов упаковал свой воинственный религиозный морализм в творчество. Характерный отправной маркер — песня «Православные» с альбома «Солнцеворот» с такими строчками: «Видеть козни врага, да по вере прощать, посягательства чад волей одолевать».

Так Кинчев из рок-звезды превратился в проводника мракобесия, национализма с черно-желто-белым оттенком и носителя «духовных скреп» в худшем их значении.  

Но это полбеды. В 2000 году Кинчев сказал в интервью буквально следующее: «Россия именно ТАК музыкально и обозначается — в хард-роке, дремучем, могучем, и конечно должно быть немного страшно. «Вставай страна огромная» — так я чувствую неодолимую мощь русской земли. Недаром у нас таким успехом пользовались все иностранные коллективы, исполняющие хард-рок, на мой взгляд, он наиболее органично воспринимается в нашей стране».

Три года спустя «Алиса» радикально утяжелилась. Изъеденный сединой Кинчев слишком превратно понял, что такое дремучий, могучий и немного страшный хард-рок — понял так, что гитарист Шаталин и барабанщик Нефедов, игравшие в «Алисе» с основания, спешно группу покинули.

Вместо них пришли другие люди, и внезапно «Алиса» зазвучала так, как будто разом сработали все негативные стереотипы о группе Rammstein — мужиковатый, крепко сбитый и дуболомный индастриал-метал.

В частности, «Небо славян», которую с удовольствием заряжает фанатье на «Вираже» — кстати, очень хорошая иллюстрация аудитории, которой такие песни нужны. Или «Стать севера». Или плюс-минус любая песня с последних семи альбомов.   

К сожалению, «Алиса» зазвучала так, кажется, навсегда. Вот уже пятнадцать лет Кинчев с голым торсом одухотворенно вещает про Христа и нехристей, славян и недругов, родину и нечисть — а разъяренные люди с черно-багровой атрибутикой (и такими же глазами) по ту сторону сцену воспринимают происходящее как проповедь.

Но мы помним и другую «Алису» — мэйкап Кинчева в стиле Боуи, небутафорский рок-н-ролл «Доктора Буги», страх и исступление «Дурака», тишь и покой «Дождя». Эту «Алису» из истории уже не выкинешь, хотя нынешний Кинчев, конечно, очень старается.


Главное
Андрей Ставицкий
25 Фев '21
2945
Xiaomi Mi 10T мощно скинул в цене. C промокодом девайс выйдет еще дешевле
Такой низкой цены мы еще не видели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
4057
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
3682
Samsung Galaxy S20 Ultra подешевел до исторической отметки. Дают не только скидку, но и кучу полезных бонусов
«М.Видео» просто раздает деньги.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
2507
iPhone XR все еще очень хорош. А теперь бестселлер стоит 40 тысяч рублей
В студии — самый сбалансированный айфон в истории.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
3179
За четыре месяца iPhone 12 Pro сильно подешевел. На сумму скидки можно купить приличный девайс от Xiaomi
Вот это сейл!
Шамиль Газибегов
23 Фев '21
9092
Берем хитовый телевизор Xiaomi на 55 дюймов по лучшей цене в истории. Вариант с 4K и Smart TV
Подсказываем, как максимально сэкономить.
Комментарии