Владимир Завьялов – о номерах, на которые можно взглянуть хотя бы одним глазом.

«Евровидение» уже очень давно исправно и бесперебойно воспроизводит самые пошлые клише поп-музыки прошлого и настоящего устами певцов и певиц, которых больше никто никогда не запомнит после заветного майского эфира в какой-нибудь евростолице.

Стоит ли искать там музыку? Примерами ниже доказываем, что иногда да.

Brainstorm — «My Star»

Латыши Brainstorm — тот редкий случай, когда Евровидение помогло с реальной европейской карьерой: не грандиозной, но сноcной. Были причины: став известными сначала у себя, потом Brainstorm по-английски не только запели, но и зазвучали — получилась очень породистая гитарная поп-музыка будто бы прямо с Альбиона. 

«My Star» с Евро — характерный пример такой музыки: эта песня пригодилась бы любой британской группе жанра в то время (стоял 2000-й год), от Travis до Coldplay. Эта песня — не сколько хитяра на века (такой стала Maybe через год), сколько месседж: на постсоветском пространстве тоже могут.

«Мумий Тролль» — Lady Alpine Blue

Логичная реакция России на победу Brainstorm — почему бы не послать наших главных англофилов с гитарами? Итог получился неоднозначный — если рассматривать Евро как спорт, то 12-е место так себе результат.

Но суть не в этом. «Lady Alpine Blue» (и песня, и выступление) — типовой лагутенковский номер: кошачий прищур, жеманность, манерность на максималках. В каталоге группы песня скромно ютится где-то в треклисте альбома «Меамуры» — там были вещи и посильнее: «Это по любви», «Стекла». А вот на Евро даже вроде бы проходная вещь от Лагутенко смотрелась и слушалась ультрасвежо.

Malcolm Lincoln — «Sirens»

Эстония обычно подходит к Евро максимально обстоятельно и изобретательно. Для этого там проводят ежегодный внутренний конкурс Eesti Laul, на котором и выбирают делегата. Было всякое: панки-безумцы, например.

Но мой личный фаворит оттуда — песня Sirens группы Malcolm Lincoln из 2010-го: фальцет прям трагически дрожит, клавиши переливаются (тоже трагически), а сама песня — будто с шоукейса свежих инди-скандинавов тех лет, а не с отбора на Евро. Что характерно — дальше отбора песня не прошла. Жаль — группа, кстати, тоже быстро кончилась.


Emmelie De Forest «Only Teardrops»

Этномаркер — лучший друг поп-песни на Евро. Главное — грамотно увязать с треком и не сильно переборщить. Чтоб знали, кто вы и откуда. Если все хорошо — получаются, например, «Дикие танцы» Русланы и «Fairytale» Рыбака.

«Only Teardrops» датчанки Эмили де Форест — в этом же ряду. Это вообще отличное пособие по тому, как абсолютно просчитанный поп-хит выдать за скандинавский фолк — скулит волынка, бьют барабаны, певица похожа на Дейенерис из «Игры Престолов». Другое дело, сработало бы все это, если бы не хитовый припев (прошло шесть лет, а ведь до сих пор в голове) и очень уж голосистая Эмили? Вопрос. А тут все сложилось воедино — и успешно во всех смыслах.

Увы, у Эмили дальше пошло все не так гладко. В песне усмотрели плагиат, а сама Эмили даже по меркам Дании творчески померкла — ее второй альбом никому не было особо нужен.

Tom Dice «Me and My Guitar»

В последние годы повелось, что Евро — не только про музыку, но и в значительной степени про шоу: часто второго сильно больше, чем первого, примеры — Лазарев-2016 и швед Монс Зельмерлов годом ранее.

На этом фоне в определенном смысле смело выглядят номера без какой бы то ни было визуальной помощи. Например, бельгиец Том Дис в 2010-м. Песня называлась «Me and my guitar»: вот Том, вот гитара — и все. В таких случаях буквально все зависит от песни и харизмы, обаяния и голоса артиста, и тут все сработало как нужно — это мелодраматическая баллада, какие обычно попадают в саундтреки к соответствующим фильмам.

Песня заняла крепкое 9-е место. После Евро Том записывает альбомы с такой же музыкой и имеет определенный успех в родной Бельгии.

Zala Kralj и Gašper Šantl  «Sebi»

Мой личный безусловный фаворит этого года. Опять же, непонятно, как эта песня попала на Евро — такие обычно ошиваются в профильных плейлистах на Spotify. Это в буквальном смысле перепрочтение конспектов группы The XX — мальчик+девочка тихо и застенчиво поют про любовь, будто бы боясь кого-то разбудить, так же тихо стрекочет драм-машина и робко перебираются струны.

Само выступление на полуфинале тоже показательно — участники дуэта похожи на подростков перед первым поцелуем: вроде бы обоим страшно неловко, но со стороны все кажется дико трогательным.

Lake Malawi «Friend Of A Friend»

Люди с гитарами — регулярное дело на Евро, но чаще всего они делают максимально обезжиренный поп-рок для кофеен и моллов. Хотя бывают и исключения — например, чехи Lake Malawi с конкурса этого года: прыгучее диско 80-х с фанковым басом, которому уместнее быть на шоукейсах инди-фрешменов, чем на Евро. Итог — одиннадцатое место.

Hatari «Hatrið mun sigra»

Поставщик фрикшоу — один из обязательных типажей Евро последних пятнадцати лет. Кажется, отправная точка — это победа Lordi в 2006 году. После этого кого только не было — украинский трансвестит, бурановские бабушки и так далее.

Другой вопрос, что все это было совсем не про музыку. Обратный пример — исландцы Hatari, про которых все только и говорят. Оставим за скобками шоу с латексными костюмами, гримом, БДСМ-намеками, огненным шоу и шарфами с палестинской символикой — в итоге получаем любопытное прочтение темной, жесткой, крикливой и не очень доброй электроники в упрощенном прочтении стилистики Евровидения. Получилось очень зрелищно: кричалка под угрюмую чеканку драм-машины одним нажатием кнопки превращается в эстрадный шлягер в духе конкурса.

Песня заняла десятое место: флаги Палестины, наверное, были и правда лишними. Переборщили.

Lovebugs «The Highest Heights»

Евровидение считается конкурсом молодых артистов лишь условно — например в 2009-м году от Швейцарии подалась группа Lovebugs, вполне состоявшаяся у себя. Типовая история: играют поп-рок для радио, поют по-английски, популярны на родине.

Зачем сунулись на Евро — не очень ясно, но зато написали хорошую песню «The Highest Heights», вполне отражающую дух времени: когда группы, которые всю жизнь играли стадионный рок, вдруг сдули с пыль со старых синтезаторов и дискошара и погнали на танцпол. На Евро, правда, не оценили — коллектив слетел еще на отборах.     

Lena «Satellite»

Накал, драматизм, патетика — почти всегда это неизбежные сподвижники номер-победителя на Евровидении.

Победная песня немки Лены Майер-Ландрут в 2010-м году эту тенденцию прямо нарушает: абсолютно непафосный, без серьезной маски, игривый и в чем-то даже дурашливый рокабилли-номер тогда с большим перевесом опередил конкурентов. Что к этому привело: тут и зашкаливающее природное обаяние певицы, и завораживающий припев, от которого и правда сложно отвлечься.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Данил Тармасинов
27 Фев '22
Кто должен был представлять Россию на «Евровидении-2022»? Киркоров требовал Клаву Коку, но выбрали джазистку
Вы вряд ли слышали об этой певице.
Иван Ковальчук
08 Июн '21
Илья Прусикин из Little Big рассказал, как он расстался с Ирой Смелой и почему отказался от «Евровидения-2021»
Внутри – все главные инсайды.
Данил Тармасинов
09 Май '21
Каким будет номер Манижи на Евровидении? Певица изменила текст песни и сшила гигантское платье
Тонкий троллинг заметили на экране за спиной артистки.
Иван Ковальчук
03 Май '21
Сергей Лазарев рассказал, кого бы он отправил на «Евровидение». И назвал две причины, почему Manizha не победит
У Манижи будет серьезная конкурентка.
Иван Ковальчук
10 Мар '21
5 странных фактов о певице Маниже. Она предсказала поездку на «Евровидение» и взбесила менеджера Ланы Дель Рей
Говорят, эта девушка поет круче, чем Лана.
Виталий Халюков
09 Мар '21
За что хейтят певицу Манижу, заменившую Little Big на Евровидении? Есть три главные причины
Какое может быть Евровидение без незаслуженной травли?
Комментарии