Да, «Крик» там тоже есть. Хотя и не совсем тот.

Многие считают, что выставки давно себя изжили: бессмысленная трата времени и денег, когда всё есть в интернете в хорошем качестве. Более погружённые люди считают, что даже самим музеям пора бы переключиться на медиа и максимально детально показывать искусство с экрана.

Но все доводы в стиле «ой, я лучше в гугл-картинках это посмотрю» рушатся о неоспоримый аргумент: вживую всё совсем иначе. И работы Эдварда Мунка – лучшее тому доказательство. Сходите на открывшуюся вчера выставку в Инженерном корпусе Третьяковской галереи и проверьте сами.


Нет, это вовсе не снобство. Подлинники, грамотно экспонирующиеся на выставках, радикально отличаются от любых репродукций и электронных копий. Суть не только в почерке автора, но и в самой вещественности: слоях, направлениях, цвете красок, которые с экрана не передать никак.

Простейший способ сравнить в любое время года – посмотреть на картины Врубеля в Третьяковской галерее или Русском музее. Творческий вихрь великой гаммы красок возможно разглядеть только вживую, а некоторые детали – только с определённых ракурсов. Врубель с Мунком, кстати, очень похожи – что творческим методом, что судьбой. Разница лишь в том, что норвежец смог обуздать своих демонов и дожить до 80 лет.


О том, как Мунк боролся с алкоголем, табаком, азартными играми, изменами и самой смертью вам полнее всего расскажет выставка – причём разными средствами. Биография – важная часть понимания произведений художника, и во внутренний мир Эдварда Мунка Третьяковка погружает просто превосходно: что последовательно выстроенной экспозицией, что лаконичными текстами, что мультимедийными находками (идея передать важных людей для художника через «его смартфон» – блестящая).


Но всё-таки первое, что бросается в глаза – не экзистенциальные терзания и жизненные тяготы, а разнообразная творческая палитра. Именно вживую это видно совершенно отчётливо: ни одна из работ Мунка не похожа на другую. Особенно наглядно сравнивать на примере портретов и пейзажей, которые работники галерее умно поместили на отдельный этаж в конце экспозиции.

Создав за долгую жизнь сумасшедшее количество произведений, Мунк будто бы ставил цель не повторяться и постоянно экспериментировать – особенно это заметно, когда проходишь мимо пейзажей позднего периода. Порой стиль столь оригинальный и новаторский для того времени, что кажется актуальным и сейчас.

В портретах, как и Серов, Мунк делает акцент на внутренний мир человека и самое произведение искусства, не собираясь никого фотографически копировать. Вместо этого для каждого портрета он использует уникальную технику и свою, подчёркивающую личность позирующего, цветовую палитру.


Вне зависимости от жанра, Мунк всегда изобретает уникальный стиль. Он будто бы намеренно убивает классическую фигуративную живопись. От полотна к полотну техника неуклонно сменяется новой и, тем не менее, абсолютно авторской: мазки то падают ливнем, то очерчивают строгие линии, то плывут вслед за героями, то рифмуются в причудливых формах, то подтрунивают над манерой импрессионистов, то небрежно стекают с краской, то обрушиваются на зрителей вихрем.

Творчество Мунка – это контролируемый хаос. Его работы словно противоречат самой логике красоты: Иисус превращается в уродливого гомункула, Мадонна – в полумёртвую болезненную даму (вдохновившую позже Линча на кадр с погибшей Лорой Палмер), а в белый и черный фон вторгаются будто бы лишние мазки жёлтого, красного и зелёного. Но из этого мрачного хаоса чудом образуется поразительно целостное произведение искусства. Недаром Мунка зовут предшественником экспрессионизма – метафизическими изысканиями он лезет вам в душу и выдирает оттуда самые сильные эмоции.

В Москву привезли главные хиты прямиком из музея имени самого художника в Осло. Здесь и вдохновивший Джармуша с доброй половиной Голливуда «Вампир», и предтеча жестоких триллеров «Убийца», и монументальная «Смерть Марата», и загадочное в своём мрачном эротизме «Созревание», и раскрывающий все стороны любви «Поцелуй», и даже одна из вариаций великого поп-культурного феномена под названием «Крик».

Но, как и на любой хорошей выставке, особенно поражают малоизвестные и новые для большинства зрителя экспонаты. Потрясающая находка Третьяковки: начать с эскизов и ранних вариаций знаменитых работ – более наглядного способа оценить творческий метод и развитие художника не придумать. А лично для меня большим открытием стал Мунк-фотограф. Оказывается, уже немолодой норвежец сто лет назад делал поразительно высокохудожественные селфачи.

Для основного здания Третьяковки подобные выставки довольно редки, но высокопрофессиональный уровень организации пространства заметен сразу же. Два этажа, три просторных и один компактный зал, которые одинаково удобно проходить по часовой стрелке. Пробыл на выставке целых два часа, но время пролетело незаметно и никакой усталости не чувствовалось.

Более удобной выставки я ещё не видел – каждую картину можно было внимательно рассмотреть, параллельно слушая диктора в приложении или аудио-гиде. Набежавшая в день открытия толпа распределилась по залу, никто не мешал друг другу. Но фоне некоторых хайповых временных выставок в Питере и Москве, где даже передвигаться неудобно, а логики в экспозиции зачастую нет никакой, это абсолютный топ-уровень.

Выставка Мунка – само по себе событие, хотя бы потому что она случилась впервые в современной России. И сразу же с оригиналами важнейших работ и шикарной организацией. Это, безусловно, главное художественное событие года. Выставка Фриды Кало и Диего Риверы оказалась довольно скудной, «Эрмитаж» очень точечно и по-минимуму привозит топов, коллекцию Морозова и Щукиных и так можно посмотреть в Главном штабе и Пушкинском музее – ни одна из прошедших и запланированных на 2019-й год выставок не сравниться с этой.

Единственный серьёзный конкурент – идущая сейчас «Лондонская школа» в Пушкинском. Она, конечно, никакая не школа, а просто талантливые собутыльники, но оригиналы Бэкона и Фрейда в России – это солидно. Плюс сама коллекция и экспозиция тоже на уровне, а остальное уже вопрос вкуса. А как шикарное дополнение в соседнем корпусе можно взглянуть на афиши Мухи.

И на фоне хитовых «гастролирующих» богов живописи, крайне странно выглядит ажиотаж вокруг Репина на Крымском Валу. Билет на премьеру Мунка я без проблем взял за сутки. Но на идущую уже месяц выставку всех главных картин Репина сейчас есть только электронные билеты и только на середину мая. В России до сих пор молятся старым богам, доставшим ещё со школы. Классический художник, который широчайше представлен во всех главных музеях страны, людям почему-то до сих пор интереснее гениев, которые сто лет назад низвергли академическую живопись.

Но в любом случае, ажиотаж вокруг любой выставки радует. В России сейчас действительно культурный бум: у зрителей (по крайней мере, в столицах) огромный интерес что к авторскому кино, что к концертам, что к живописи. Именно благодаря нему такие шикарные мероприятия происходят всё чаще.

Я был на многих выставках, как в России, так и за её пределами, но лучше Мунка в Третьяковке пока ничего не видел. Если любите художника – гарантированно взорвётесь от эмоций, если не любите – то наверняка полюбите после посещения. Ясно одно: пропускать такие событие нельзя ни в коем случае. Просто потому, что они не повторяются.

Загрузка...