Панихида по именитому китайскому бренду.

Вот уже на протяжении года компания Meizu испытывает финансовые проблемы: денег нет, продаж нет, а Xiaomi и Honor окончательно поделили рынок между собой. Дошло до того, что компания частично стала государственной ради того, чтобы не умереть окончательно. Представительства по всему миру закрывают, в том числе и в России.

И казалось бы, что могло пойти не так? Все мы помним 2016 год – тогда компания была на плаву, и именно Meizu считали главным конкурентом Xiaomi. На YouTube были тысячи обзоров-сравнений в духе Meizu M3 Note vs Redmi Note 3 Pro, Meizu M3s vs Redmi 3S и так далее. Тогда у китайцев была активная фан-база, по крайней мере, на просторах СНГ. До сих пор не могу забыть те многочисленные споры о том, что лучше – Flyme или MIUI.


Теперь всё иначе. Ниже – несколько причин падения компании Meizu на рынке смартфонов.

Заблокированный загрузчик

Разблокированный загрузчик даёт возможность юзерам ставить кастомные прошивки, а энтузиастам с XDA и прочих ресурсов – эти прошивки пилить. На ранних девайсах компании бутлоадер можно было разблокировать, но вскоре эту возможность прикрыли.


Почему? Как и любая компания, Meizu объясняет это тем, что такое делается ради безопасности пользователей. Но на деле причина проста – делается это ради выгоды и ради того, чтобы юзеры оставались на стоковых прошивках и пользовались сервисами компании, на которых Meizu может зарабатывать. По такой же схеме, кстати, действует Huawei/Honor. И это – очень жесткая ошибка китайцев.


Возьмём ту же Xiaomi. У этих китайцев есть возможность ставить кастомы – и именно во многом поэтому у компании такое огромное и активное комьюнити. Зайдите на ветку любого Redmi на 4PDA, найдёте там миллион кастомных прошивок. Люди обсуждают их, делятся опытом, и это – главное.

Далеко не все покупатели Xiaomi обожают стоковую MIUI, но абсолютно все они или не любят переплачивать за А-бренд, или просто не имеют возможности купить что-то дороже. А чистый Android иногда хочется! Вот даже я на свой девайс Xiaomi накатил стороннюю прошивку, и скажу честно – да, после чистого Android китайская MIUI действительно противна.

Так что вывод таков – Meizu с такой политикой однозначно теряет потенциальную аудиторию, что идёт ей в минус.


Flyme

Никто не отрицает, что Flyme внешне приятная оболочка – точно покрасивее чем MIUI, EMUI, Color OS и FunTouch OS. Но у этой прошивки есть критический недостаток – сырой софт.

Дело в том, что Meizu выкатывает свои девайсы с недопиленными прошивками, в которых присутствуют значительные и не очень баги. Но потом ты ждёшь обновлений, они не приходят месяцами, а сидеть на сырой прошивке месяцами сильно выбешивает.

Сам пользовался Meizu M3 Note, так что я знаю, о чём говорю – каждый апдейт для меня был как праздник. Да и не только для меня – для всех юзеров Meizu. И если вы думаете, что проблема только с бюджетками, то вы ошибаетесь. На флагманах прошлого года (Meizu 15 и Meizu 16th) за полгода-год пришло только (!) одно обновление. Юзеры не терпят такого скотского отношения и оставляют гневные комменты в официальной группе во ВКонтакте.

Ну, и конечно, не забываем про частые проблемы с Google-сервисами: на старых девайсах Meizu некоторое время назад они не работали, и смартфоны реально фризили и перегревались. Спросите у любого владельца M3S/M3 note – он вам это подтвердит.

Так что наплевательское отношение к глобальным прошивкам стало второй роковой ошибкой Meizu, из-за этого от них отвернулось много юзеров. Единственным выходом из такой ситуации, на мой взгляд, стал бы следующий ход: Meizu пилит для глобального рынка устройства на базе Android One, а на рынке Китая сосредотачивается полностью на своём Flyme.

Все были бы довольны, но пока что Meizu поставила чистое ведро только на один девайс – Meizu C9. Но этот гаджет, по сути, аналог Redmi Go, только ещё хуже – хотя бы потому, что процессор в этой модели –  позорный Spreadtrum. И как раз об ущербных бюджетках мы поговорим в следующем пункте.

Позорные предложения в бюджетном сегменте

Я, наверно, надоел со сравнениями с Xiaomi, но и тут не удержусь. Благодаря чему Xiaomi получила успех? Точно не благодаря флагманам, а благодаря бюджетным Redmi. Redmi Note 3 Pro, Redmi 3s, Redmi 4x,  Redmi Note 4x, Redmi Note 5, Redmi Note 7 – все эти девайсы стали бестселлерами в своё время.

Чем же занималась Meizu? На моей памяти, последний их срезонировавший бюджетник – Meizu M6 Note. Он же – первый девайс Meizu на процессоре Snapdragon. Впрочем, у этой модели были и другие достоинства: батарея на 4000 mAh, шикарная камера для бюджетника, великолепный цельнометаллический корпус. Но этот смартфон вышел осенью 2017 года. Вдумайтесь – уже полтора года у компании не было хайповых бюджеток!

Китайцы продают в России такие модели, как Meizu M6T, Meizu M8 Lite, Meizu M8, Meizu M8c – это всё лютый шлак, который отличается от старых M3s и M3 Note только современным дизайном.

В остальном там позорные чипы от MediaTek, маленькие аккумуляторы, стыдные камеры. Пожалуй, единственным приемлемым вариантом среди смартов Meizu до 10к становится модель 15 Lite – на Алике и по скидкам в ритейле отдают по дешёвке.

Там достойно собранный корпус, быстрый сканер под экраном, норм за такую цену Snapdragon 626 и вроде как приличный звук. Но и эта модель не стала хитом. Почему? Дело в ценообразовании – на старте лайтовую пятнашку отдавали за неадекватные 20 с лишним тысяч, никто за эти деньги её не брал.

В среднебюджетном сегменте тоже всё не очень. Осенью компания выпустила модель Note 8, которая стала провалом хотя бы потому, что камера у неё была в раза три хуже, чем у предшественника M6 Note.

Как итог: Meizu разучилась делать бюджетки. Получив лояльность юзеров  благодаря ранним моделям, они подумали, что у них прокатит впаривать дерьмо также, как делала Samsung с J-серией. Но аудитория оказалась не такой тупой, как ожидало руководство компании. Из-за этого Meizu тоже потеряла покупателей – народ переметнулся к королю сарафанного радио (Xiaomi) и к королю агрессивного маркетинга (Honor).

Неадекватный PR и ценообразование

Не знаю как с этим обстоят дела у китайского подразделения, но у российских представителей Meizu всё очень плохо было с головой. Вместо того, чтобы продвигать неплохую модель X8, они продвигают M6T и так далее. Чего только стоит этот упоротый, всем надоевший рекламный ролик про M6T:

Конечно, еще одним провалом стало ценообразование.

Xiaomi и Honor грызутся между собой и устанавливают демократичные ценники, дают подарки к заказам, объявляют эксклюзивные цены для площадки Tmall. А вот Meizu как будто живет в своём отдельном мире, где нет никакой конкуренции, и компания может монополизировать рынок. Очнитесь, ребята! Даже Samsung вовремя всё поняла, подсуетилась и выкатила годную А-серию. Для наглядности, покажу вам несколько ценников на офсайте Meizu:

Про Meizu M8, думаю, объяснять не нужно. Да и 15 Plus за 32к – настоящее безумие. Кто его, чёрт возьми, возьмёт, когда в официальном магазине Meizu на Aliexpress продают тот же 16th за 22к? И ещё не забываем про Mi8, Mix 2s, OnePlus 6 – они дешевле и лучше. Да даже MI9 у официалов стоит немного дороже, чем прошлогодний 15 Plus у официалов – 35К против 33, а разница – существенная.

NFC

Этот пункт и так все знают, так что распыляться особо не будем – даже во флагманах, не говоря о бюджетках, этот модуль не ставили, не считая нового 16s. Да, в Pro 6s этот чип был. Но как уже было упомянуто ранее, из-за проблем с Google-сервисами не работал Google Pay, так что модуль был бесполезен.

Что можно сказать по итогу?

В какой-то степени компания Meizu  действительно прекрасна. Многим нравится то, что они делают упор на звук. Другие оценивают то, что у них лучший среди Android-девайсов вибромоторчик (сравним с Taptic Engine в IPhone). Третьи отмечают качественную сборку и внешний вид оболочки. Но, к сожалению, смотря объективно – всё это добро перекрывают минусы, описанные выше. Надеюсь, что китайцы пересмотрят свою политику и будут двигаться в правильном направлении, иначе скоро они правда загнутся, как это происходит с Sony Mobile и HTC.

Подписывайтесь на наших друзей из паблика «Поясни за мобилу». Там самые живые и честные обзоры гаджетов от реальных пользователей