Образы, которым позавидует классическая литература.

Герои комиксов – одни из важнейших символов современной культуры. Возможно, разбирая мир после гипотетической глобальной катастрофы, потомки сочтут, что Бэтмен, Супермен и Железный Человек были богами нашего времени, культ которых мы развили с середины двадцатого века.

Значение комиксов нельзя недооценивать. Именно поэтому почти каждый уважающий себя журнал или сайт создавал рейтинг сильнейших, старейших или популярнейших супергероев.

Мы же решили поговорить о главном – о крутости. В преклонении перед какими вымышленными персонажами точно не стыдно признаваться и кто действительно самый брутальный, мощный и проработанный персонаж – давайте выясним.

7. Роршах

«Хранители» Алана Мура – памятник мировой литературы и первый аргумент в споре о серьёзности и взрослости комиксов. «Холодная война», важные социальные вопросы и рассуждения о человеческой природе – это очень хорошо. Но без Роршаха графический роман был бы явно не таким крутым и глубоким.

Первое, за что этого психопата любят нормальные пацаны, конечно же, моднейшая маска. Вот вообще не важно, как и за счёт чего чернила переливаются в различные рисунки а-ля тест Роршаха – главное, что это выглядит ошеломляюще круто. И символично – безумный антигерой не скрывает своего недуга, но одновременно и ставит диагноз всему человечеству, говоря прямо в лицо. И в итоге оказывается прав.

А ещё Роршах – это обычный повёрнутый на нуарном бормотании мужик. У него нет никаких сверхспособностей – только интеллект, ловкость и развитая детективная логика. Но по ходу действия он даёт просраться и настоящим сверхлюдям, и правительствам стран, и полубогам. А вдобавок сооружает гениальный и очень поэтичный финал для «Хранителей». Крутость Роршаха портит только фантазия современных авторов, отдавших его маску какому-то негритёнку в богомерзкой глобалке «Часы Судного дня».

6. Дэдпул

Поп-культура изрядно подпортила образ Дэдпула в последние годы, вознеся его в ранг мейнстримной жвачки. С одной стороны, это плюс и Пул давно такого заслуживал. Но, с другой стороны, пропал весь креатив и разносторонность персонажа.

А ведь бессмертный герой в маске прошёл долгий путь от серьёзного мутанта-наёмника до болтливого сумасшедшего шута. Дэдпул настолько противоречив, что одновременно совершает качественный подъём в кинокомиксах и полный упадок в бумажных: череда томов про то, как «Дэдпул убивает…» – худшее воплощение жанра.


Но даже эти графоманские поделки хорошо отражают крутость Дэдпула: только он может уничтожать всех президентов, классическую литературу и даже копии самого себя из разных вселенных. При этом оставаясь весёлым, сложным и беззастенчиво ломающим четвёртую стену.

5. Проповедник

Если вы считали комиксы и фильмы про Дэдпула верхом безумия, то после «Проповедника» вам не раз придётся выйти покурить. Это одинаково касается как графических романов, так и сериала от Сета Рогена. В них Гитлер возвращается из ада на Землю, религиозные фанатики бухают и трахаются с проститутками, а Бог оказывается эгоистичным раздолбаем.

Мир «Проповедника» уникален и пропитан притягательной атмосферой – чего стоит только образ вампира-пьянчуги Кэссиди. Но король, конечно же, сам заглавный герой. В нём сошлись все противоречия: Джесси Кастер – проповедник скромной техасской церквушки с тёмным прошлым и знанием нескольких боевых искусств. Он регулярно злоупотребляет алкоголем, не парится по поводу прелюбодеяния и обожает манипулировать другими. Последнее подкрепляется уникальным даром – на старте сюжета в Джесси вселяется сверхъестественное существо Генезис, наделяя его имбовой способностью управлять практически кем угодно.

И нет, Проповедник вовсе не станет бороться за мир во всём мире. Но в итоге море насилия, бухла и потусторонних тварей натолкнут его на буквальные поиски Бога. А погоня за сбежавшим с троном отцом всего сущего всё так же сопровождается насилием, алкоголем и сюрреалистичной инфернальностью.

4. Каратель

Да, в нашем топе перебор с «плохишами». Но реалии – как настоящего мира, так и комиксного – показывают, что подставленной второй щекой проблемы решаются крайне редко. Поэтому такие, как Каратель, не задумываясь, в эту щёку бьют, ломая челюсть и выпуская следом очередь патронов.

Все знают, что Фрэнк Касл крут, потому что убивает врагов. Отсюда у персонажа целая армия знаковых фанатов – от Хованского до Эминема. Но решение проблем не стоит вровень с проблемами, через которые персонаж прошёл во время становления. Кровавейшая смерть семьи, постоянное предательство от близких и нескончаемая боль сделали из обычного вояки машину для убийств. Никаких суперспособностей – только нереальная воля, боевая подготовка и богатый арсенал оружия. Хотя иной раз Каслу достаточно и подручных средств, чтобы разобраться с толпой вооружённых головорезов.

Персонаж заслуженно получил отличную экранизацию в виде сериала (первый сезон уж точно можно смело смотреть) после ряда провальных фильмов. А в комиксах он убивает вселенные эпичнее и реалистичнее Дэдпула, почти никогда не отказываясь от своих не совсем геройских принципов. Куда бы его ни заносило, что в моралистских линейках про Человека-Паука, что в более мрачных мирах героев рангом ниже, Каратель всегда крошит врагов в мясо.

3. Сорвиголова

Сериал про Карателя, конечно, очень хорош. Но лучшая супергероика как на Netflix, так и вообще – это, конечно же, «Сорвиголова». Тот Marvel, который мы заслужили. Никаких шуток для подростков и клишированных сюжетов – только бесконечный набор испытаний для настоящего мужика: как физических, так и моральных.

Никого из героев Marvel судьба не била так жёстко: стать слепым ещё в детские годы, следом пережить смерть отца, затем – воспитание фанатиками мистических боевых искусств, а после сдобрить все болезненными романами, регулярными избиениями от врагов разной мощности и бесконечным противостоянием с одним из самых могущественных авторитетов в комикс-вселенной. Попутно Мэтт Мёрдок является сосудом для крутейших смысловых и философских концептов: от очевидного «слепого правосудия» до самого Иисуса.

Большинство персонажей из нашего списка – обычные люди почти без способностей. У Сорвиголовы есть особое сверхчувствительное «зрение», но ребят, он же, чёрт возьми, инвалид! А инвалид, который строит успешную карьеру юриста, постоянно окучивает роскошных дам и надирает жопу суперзлодеям – это что-то чрезмерно крутое. Настоящий Человек без страха, достойный пера Фрэнка Миллера в его лучшие годы.

2. Человек-Паук

Да, он задрот и по-настоящему крут лишь в тех комиксах, где управляет огромной корпорацией. Но сила Человека-Паука налагает большую… Ой, конечно, же его сила, прежде всего, в значении для всех нас. Именно благодаря Спайди большинство из тех, кто читает этот текст, вообще встретилось с каким-то супергеройским контентом. Не знаю как у вас, но без Человека-Паука моё детство было бы точно хуже.

Даже постоянная унылая мораль от дяди Бэна почему-то не отталкивает. Паркер как влитой сидит в своём образе и ничуть не бесит. С ним легко себе ассоциировать в детстве, потому что он такой же простой ребёнок, но при этом – одновременно и ориентир для каждого. Не как скучнейший и суперправильный Супермен, а как человек, который иногда ошибается, но всегда делает выводы и становится чуть лучше.

Человек-Паук – один из важнейших феноменов и символов современности. Он небанально доносит такую важную для Стэна Ли мысль: героем может быть каждый. А уж каким героем и на кого ещё можно ориентироваться, любой из нас решает уже позже – после знакомств с дружелюбным соседом, с которого и начинается путешествие в мир «современной мифологии».

1. Бэтмен

Разве мог на первом месте быть кто-то другой?

Пожалуйста, хорошо прочувствуйте эту мысль: Бэтмен – обычный мужик. Обычный мужик, для которого избивать Супермена – это просто хобби. Обычный мужик, который несколько раз возрождался из мёртвых и путешествовал по времени. Обычный мужик, который, сидя в медитации, может полностью перепрограммировать сознание, будто компьютер.

Обычный мужик, который кладёт на лопатки всех сильнейших героев мира, а иногда и богов. Обычный мужик, который в какой-то момент знал абсолютно всё во Вселенной. И так можно продолжать бесконечно. У сценаристов давно есть простое правило: хочешь сделать что-то безумное, крутое и эпичное – доверь это Бэтмену.

Как и в случае с другими лидирующими героями, Бэтс шикарен и без костюма. Брюс Уэйн богат, красив, успешен, невероятно умён и крайне важен для своего города. Плюс он очень сложный персонаж – смерть родителей стала не просто необходимым фактом биографии для становления супергероем, а реально сильно травмировала Брюса, сделав его поехавшим мужиком.

Он обожает одиночество, не доверяет вообще никому, не очень ладит с женщинами, но регулярно культивирует гомосексуальное напряжения во время борьбы с главным врагом, плюс коллекционирует малолетних напарников. О печальном состоянии психического здоровья Бэтмена даже делают шедевральные графические романы – как «Лечебница Аркхэм» Гранта Морриссона.

Тёмный Рыцарь – один из лучших персонажей в истории мировой культуры. Настоящее сокровище от мира кинокомиксов, богатейший типаж, который можно бесконечно наполнять новыми смыслами. Тут и гамлетовская экзестенциальщина, и перфекционизм Гэтсби, и ахиллов рок. Бэтмен супергерой не по способностям, но по значению. Тот самый случай, когда к архетипическому тысячеликому герою Кэмпбелла можно заслуженно добавлять приставку «супер». Потому что никого круче Бэтмена просто не бывает.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии