Александр Муйжнек посмотрел и кайфанул.

Артемий Лебедев пришел в Фэйсбук в 2010-м, в инстаграм – в 2012-м, в телеграм – в 2017-м. К апрелю 2019-го в ФБ Темы – 271 тысяча подписчиков, в инсте – 350 тысяч, в телеге – 188 тысяч. Неосвоенным оставался ютюб.

Каналу temalebedev вообще-то уже 11 лет, но заливал туда Лебедев всякую мелочь из тревелов и студийную рутину. Даже свой самый стабильный видео-формат – многочасовые ответы на вопросы читателей – существовал у операторов этнографических экспедиций, организуемых Темой. Только две серии он запостил к себе, и ответы после УикЭндЭтноЭкспа – в топе самых популярных теминых роликов: 261 тысяча просмотров. Его перебивает рассказ про диету (268к), все остальное – заметно слабее.

На новые площадки Тема выходит через отрицание. Телеграм-каналы он называл «самой большой тупостью на свете»: «Ну реально, это же все равно что подписаться на ньюсгруппу или получать новости в смсках». А через два месяца давал ссылку на страницу в телеге – с понятными мотивами: «ЖЖ катится в сраное говно, а фб показывает один пост из десяти». В конце поста Артемий оставил постскриптум: «Такими темпами и на ютюбчике канал надо будет завести полноценный».


Сегодня в час ночи – завел.

«Тут какого-то говна нападало на айфон за неделю», – вступление исчерпывающе описывает шоу: Лебедев сидит напротив камеры и комментирует новости. Первым идет Конор – читая заголовок, Тема говорит «Мэ-Мэ-А», предполагает, что «чувак на чем-то сидит», и переходит дальше – к Кокорину и Мамаеву.


«Они … [били] чиновника в той самой “Кофемании”, где я пил кофе накануне. Их надо подольше держать в тюрьме. Во-первых, им там стало по кайфу. Как я понял, их там никто не обижает, респект и уважуха. Ребята ровно сидят. И они прокачали всю систему ФСИН — всю систему фитнеса, кроссфита. Повесили турник, сделали беговую дорожку, какие-то тренажеры минимальные. Это очень полезно. Когда человек сидит десять лет в тюрьме, у него в жопе пролежни. Когда на свободу выйдет, его сразу надо в больницу. Двойная нагрузка государству. Сначала его кормить макаронами и пшенной кашей в тюрьме, а потом еще лечить от того, как его … [плохо] кормили».

Затем – хит выпуска, Украина. Странно, если вы еще не видели этих цитат на лентах новостей – ничего глобально нового здесь нет, Тема обобщает все посты по теме аж за несколько лет, но с фирменным напором и экспрессией.

«У вас обратно … [отняли] Крым, который все равно всегда был наш, и еще что-то предъявляете за вопрос «чей Крым». Крым тех, кто там живет. Три миллиона предателей перешли, со всеми пирогами, ювелирными магазинами, электростанциями, ФСБ. Попробуйте ограбить ювелирный магазин без единого выстрела! И я виноват, что произнес слово «Крым»? У вас реально … [ужас] в башке».


«У вас комик, … [блин], стэндаповец, комедиклабовец непонятный, который гонит пургу в своем «95-м квартале», собрал в два раза больше голосов, чем ваш текущий президент – пропойный алкаш, мудак вообще, пропойный одноклеточный шоколадный, … [блин], пидорас. Это и есть ваша современная политика, вы ее заслужили! У вас даже нормальные люди не участвуют в выборах. Комик-кавээнщик победил шоколадного олигарха! Просто подумайте, что у вас происходит, кому вы доверяете свое будущее».

Снапчат, Чернобыль, флешмоб в поддержку барнаульской учительницы – остальные темы будоражат меньше, тем более, что все основательно просрочены: на Украине прошел только первый тур выборов (видео записывалось как минимум неделю или две назад). И все равно ролик за 13 минут не провисает и проскакивает легко. Ничего нового Тема не изобрел – этот формат на русском ютюбе освоил еще Руслан Усачев, а сейчас его флагманы, наверное, Харламов с Батрутдиновым. С «ХБ-шоу» Тему роднит графика – до уже культового заставщика тут далеко, карандашные рисунки скорее подошли бы «Блокнотусу» от студии.

Студии в ролике вообще много. Само видео снималось в офисе на улице 1905 года, заставка исполнена в духе креативного директора студии Александра Штефанца, титры пишутся студийным шрифтом «Контракт». В ролике есть и аккуратная реклама попсокета (держалки-подставки для смартфона), который Тема тоже предлагает купить в «Магазинусе».

Пока блог Темы выглядит именно как промо его компании, а не личный проект. Логичный ход: на сайте студии адаптировали мобильный дизайн и добавили кнопки для шэров, вложились в соцсети, сделали упор на видео – почему бы первому лицу не шагнуть на самую актуальную площадку?

При этом перезапуск ютюба уместен и для самого Темы. Телеграм успешен, но уже приелся, инстаграм осваивается, но совсем уж для фана – пришла очередь видео. Выбранный жанр удобен и привычен – новости Тема комментирует с тех пор, как завел ЖЖ. Микро-форматы – тоже: аппы на айфон (в видеоблоге – Everyday) Лебедев рекомендует часто, экспресс-линч (в ролике уничтожен директ инстаграма) даже выводил в офлайн. Экспериментировать и искать новые формы Тема еще будет: неделю назад вышла игра в города с яндексовской «Алисой».

«Никогда в жизни не знал, как люди зарабатывают на ютюбе, не очень представляю, что для этого надо сделать», – признавался Тема в 2017-м. Сейчас это представляет уже любой – когда Лебедеву будет нужно, до монетизации канала дойдет и он. И это должен быть увлекательный путь.

Этот пост проспонсирован Telegram-каналом «Палача». Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать больше текстов не ради кликов. Фоллоу

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.