В нее до сих пор играют.

Если зайти на YouTube-канал самого популярного русскоговорящего стримера – Arthas a.k.a Папич, можно увидеть, что Dota 2, благодаря которой он в том числе и стал звездой, сильно проигрывает по количеству сыгранных в последнее время часов игре, которую сделали в прошлом тысячелетии – «Героям Меча и Магии». Из последних 30 стримов на девяти Виталий Цаль играл в «Героев»

Папич не юзает в сингл-плеер, он рубится по сети против лучших игроков СНГ. А десятки тысяч людей это смотрят.


Более того, до сих пор проводятся LAN-турниры по третьим «Героям». СНГ – сильнейший регион, но недавно мощные игроки начали появляться в Польше и других европейских странах.

28 февраля «Героям Меча и Магии III» исполнилось 20 лет: в этот день игра поступила в продажу в США. С небольшим запозданием «Палач» рассказывает об одной из величайших игрушек в истории.


В чем секрет бессмертия?

Это очень простая для понимания стратегия: не надо долго вникать, чтобы понять, что требуется от геймера. Вот город, ты его улучшаешь, строишь новые здания, чтобы стать сильнее. Вот герой, он бегает по карте, собирает ресурсы, качается, дерется с монстрами и завоевывает города. Хочешь – у тебя будет несколько героев. Круто играешь – захватишь еще несколько городов.


Графика – проще некуда, но эта простота и пиксели завораживают. Музыка – волшебство: она настолько крутая, что однажды на чемпионате мира по фигурному катанию пара откаталась под мелодию замка Некрополис, а Пол Ромеро разъезжает по городам и исполняет с оркестром саундтрек игры.

В «Героях» были бесконечные возможности: помимо миллиарда различных кампаний и одиночных карт, в некоторых версиях был редактор карт. Многочисленные дополнения увеличивали количество игровых часов, которые геймер тратит на прохождение, в десятки раз.

Одно из моих ярчайших воспоминаний детства – я приезжал в гости к другу в середине нулевых, мы забирались к нему на мансарду и два дня подряд рубились в третьих «Героев» с перерывом на прогулку по поселку и перекус. Самые беззаботные и приятные выходные проходили у него в гостях: дома мне практически не давали поиграть в компьютер, а тут можно было практически не отлипать от экрана.


Каждый раз, когда я вспоминал о «Героях» – кто-то упоминал в разговоре или я натыкался в интернете на мем, связанный с игрой – у меня возникало сильнейшее желание установить эту игрушку и порубиться несколько часов. Разумеется, я всегда поддавался соблазну и скачивал «Героев».

Как создавалась игра?

Большая часть разработчиков, работавших над второй частью «Героев», ушла в другие проекты. Над третьей частью работал только один программист, создававший вторую – в остальном команда была полностью новой.

Разработка шла 14 месяцев – ребята подготовили к выпуску без нарушения дедлайна.

Игра была усовершенствованной в дизайнерском стиле версией второй части серии: графика была более реалистичной (насколько это было возможно в 1999 году), а многообразие способов прокачки, артефактов и сборок достигло невообразимого предела. Один и тот же уровень можно было пройти сотней способов – и многие убивали десятки часов жизни, чтобы это сделать.

Критики высоко оценили игру. Habr откопал рецензию на игру 1999 года: «Нам пришлось приковать рецензента наручниками к трубе, в противном случае пациент отказывался писать обзор на игру и продолжал тянуться к клавиатуре с мышью».

Почему более поздние части не стали такими культовыми?

Отчасти это связано с тем, что для третьих «Героев» придумали очень много дополнений. Я в детстве не рубился в классических HoMM 3 – мой отец скачал дополнения, и я бегал за Тарнума по гигантским картам. «Клинок Армагеддона», «Дыхание Смерти», «Хроники Героев» (их, кажется, восемь штук) – разработчики и обычные юзеры, которые хотели разнообразить любимую игру, сделали серию бесконечной.

Другой важной причиной стал провал следующей части. Компания 3DO, занимавшаяся разработкой серии игр, испытывала финансовые трудности, несмотря на коммерческий успех третьих «Героев». Некоторые ведущие разработчики покидали проект, потому что корпорация перекидывала их на создание других продуктов. Почти все идейные вдохновители были задействованы в разработке других игр.

Придумывая одно из дополнений третьих «Героев», главный геймдизайнер проекта Грег Фултон захотел включить в игру новый город – в нем можно было делать гоблинов с бластерами и минотавров с джетпаками. Консервативные любители «Героев», которые были без ума от лора игры, захейтили эту идею. Грега даже угрожали убить. Отчасти из-за этого он покинул проект.

Это была лишь малая часть кадровых проблем команды, которая работала над новой игрой серии. Четвертую часть разрабатывали лишь два программиста, один из которых был еще задействован в бесконечных спин-оффах третьих «Героев». Кроме того, между дизайнерами уровней и геймдизайнерами произошло недопонимание. Они спорили над тем, на что должна быть больше похожа игра (на стратегию или на квест) и никак не могли договориться.

Провал четвертой части сделал третьих «Героев» еще более легендарными. Пятая часть вышла сильно позже, в 2006 году, ее разрабатывала уже российская компания Nival Interactive. Но она была слишком современной: трехмерная графика, мощный движок – абсолютно другая игра. Ассоциаций с третьими «Героями» практически не обнаруживалось.

Кроме того, для начала нулевых «Герои» были прорывом: аналогичных квестов-стратегий почти не существовало.

«Герои» сейчас

28 февраля на Cybersport.ru вышел лонгрид, посвященный организации турниров в третьих «Героев» сейчас. Большая часть из них проходит в СНГ, потому что именно в этом регионе игра пользуется наибольшей популярностью.

Создатели «Героев» не делают турниры, все это – инициатива участников. Игровое комьюнити организовывает соревнования, само находит локацию и собирает деньги на проведение турнира.

Сейчас «Герои» живы в том числе благодаря мультиплееру по интернету: если еще 15 лет назад было трудно представить, что ты можешь найти соперника по сети, то сейчас это проще простого.


Я всего несколько раз был в компьютерных клубах. Каждый раз я расстраивался, когда находил на рабочем столе все – Warcraft 3, CS: Source, GTA – но не «Героев». Очень хочу, чтобы игра не умерла и через 10 лет: она настолько крутая, что я точно залипну в ней на несколько часов, пусть мне и будет уже 32 года.