Владимир Завьялов – о прощальном туре самой популярной русской группы.

Есть две точки зрения на текущее состояние ленинградской группировки. Вот «Русский Шаффл» говорит, что растут дизлайки и комментаторский хейт в последних клипах. А вот — 65 тысяч человек на «Газпром-Арене» в октябре: не хвост собачий, а лайвовый рекорд российских артистов.

Какой оптики придерживаться? Давайте разбираться.

На самом деле, одно с другим коррелирует очень слабо. Шнуров может выпускать сколько угодно проходных клипов и песен, мозолить глаза где угодно и как угодно, но раз в несколько лет легко собирать условную «Газпром-Арену».


Это в принципе нормальная ситуация для рок-музыкантов из высшей лиги — ну, например, когда у U2 или Bon Jovi выходили действительно важные альбомы? Очень давно. Это не мешает им делать кассовые шоу и зарабатывать самые большие деньги. Рок-музыка на концертах и работает как аттракцион — люди хотят увидеть шоу и послушать любимые песни.

С другой стороны, именно как поставщик инфоповодов Шнуров начал откровенно приедаться. Давайте введем хотя бы на этом сайте в поисковую строку «Шнуров». И что мы получим? Вернулся в телеграм, почитал стихи, схлестнулся с Собчак, Шнуров в Playboy, Шнуров в «Голосе», Шнуров развелся. Где музыка?


Позавчерашний скандалист и вчерашний трендсеттер сегодня стал повседневным героем светской жизни и источником типового контента для тг-канала «Антиглянец». Год назад у него вышел релиз — я написал, что он мало кому будет интересен без видеоряда и нужного контекста: так в целом и получилось. «Вояж» мы запомнили, а вот «Всякое» (мне даже пришлось лезть в гугл, чтобы вспомнить как называется альбом) — нет.    

Как я уже писал, было две группы «Ленинград». В одной был небритый алкоголик, которому запрещали выступать в Москве. В другой — инстаграм-знаменитость, бытописатель русской души и худрук эффективной экранизации этого бытописательства.

В первый раз где-то году в 2005-м наступил творческий спад — «Хлеб» и «Аврора» сияли явно тусклее, чем «Для миллионов» и даже «Бабаробот», а Шнурову перестали давать тарелки МУЗ-ТВ (тогда это было показателем). Сергей сделал перерыв, перекантовался в группе «Рубль» и перепридумал «Ленинград» в том виде, в котором мы до последних дней его наблюдаем.


Опять же, формула «женский голос плюс экранизация бытовых ситуаций и житейских мемов» работала до поры до времени, пока не стала будничной практикой, которая сопровождает инфополе.

Если года три-четыре назад клипы «Ленинграда» обсуждались, простите, всем офисом, то «Цоя», «Золото» и «Антидепрессанты» хотелось просто пролистать — динамика просмотров, конечно, показательна. У «Вояжа» и «ЧПХ» — за 70 миллионов, у «Золота» и «Цоя» — по 5. Придираться исключительно к цифрам — не самое благоприятное дело, но тут разница, конечно, пугающе заметна.

Но надо все-таки отдать Шнурову должное. С его капиталом хитов, повторюсь, он мог спокойно сделать вид, что ничего не происходит, и просто перейти в лигу рокеров-пенсионеров, спокойно старея и состригая кэш со стадионных концертов — никакие дизлайки под «Цоем» не увели бы оттуда народ, который и WWW, и «Мне бы в небо», и даже «Лабутены» запомнил и полюбил навсегда. 

Но вместо этого Шнур вовремя почувствовал, что эта схема начала давать сбои, и заморозил проект — хочется верить, что слова не разойдутся с делами.

Теперь у Сергея есть время подумать, что дальше делать с главным детищем своей жизни. Но, зная Шнурова, можно предполагать: если «Ленинград» вернется, то это будет уже другой «Ленинград».                    

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.