Гений, который занялся не своим делом.

Полтора месяца назад мы сидели в ресторане после концерта Джонибоя – Денис рассказывал, как давал интервью Дудю. «Мы болтали с Юрой перед записью, и он произносил слова, значений которых я тупо не знал. Больше всего боялся, что он задаст вопрос, а я его не пойму», – признавался Джони. Я сразу же понял, о каких словах идет речь – периодически Дудь переходит на итальянскую терминологию, понять которую обычному человеку действительно тяжело. А еще тяжелее, если ты вырос в Риге.

Пришлось рассказать Денису, кто научил Юру такой лексике. Сэнсэем главного интервьюера страны был Игорь Порошин – великий спортивный журналист, который в начале нулевых шумел в «Известиях», затем перешел в легендарный журнал PROспорт (эпохи Романа Абрамовича), а потом продюсировал шоу «Удар головой» и даже мелькал там в кадре. Ниже, например, интервью Порошина с Лучано Спаллетти – абсолютно бесфактурное, но невероятно атмосферное.


Судя по всему, ранний Дудь был капореджиме при Порошине: тот учил его писать, говорить, думать и анализировать. При этом из Юры не выросла копия Игоря – они хороши по-разному. Дудь практичный, принципиальный, естественный и гиперпорядочный, а Порошин – артистичный эстет и фанат всего итальянского, который может хоть каждый месяц сверкать с обложки журнала «Сноб».

При этом у Игоря, в отличие от Дудя, полно пробоин в репутации – хватило бы на пару сезонов шоу «Зашкварные истории». Проблема в том, что изучать промахи Порошина практически никому не интересно.


Лично я узнал о существовании Игоря как раз в 2012 году, когда он заседал в «Ударе головой» и виртуозно провоцировал местного фрика Александра Бубнова. Тот выбегал из студии, но лицо Порошина сохраняло полное безразличие – этот мужчина умеет владеть собой и соответствовать образу, который выбрал для себя сам.


Только представьте: через пару лет Игорю исполнится 50, но он выглядит как 30-летний Конор Макгрегор и рассуждает как прокачанный мыслитель, философ и творец. Интонации, риторика, фактура – все на космическом уровне.

В начале 2014 года Порошин стал постоянным автором Sports.ru. Фактически он заменил там Василия Уткина – комментатор забросил свой блог после того, как Дудь опубликовал интервью с Олегом Пирожковым. Уткина обидел поступок Юры, поэтому Василий (по его словам) отказался и от текстов, и от знаменитой конференции (там он посылал всех в жопу), и вообще от сотрудничества со «Спортсом».

С точки зрения кликов сайт вряд ли сильно пострадал, но Дудь все равно подписал Порошина. Вероятно, «Спортсу» требовался не журналист, а выдающийся литератор, который мыслит образами и эмоциями. Порошин занял нишу просто идеально – за 10 тысяч рублей (такой прайс Игорь сам называл в 2014-м) он сочинял тексты не только о футболе, но и об Олимпиаде-2014. Например, о фигурном катании, которое в такие периоды популярнее, чем любое класико.


Все материалы Игоря были и остаются словесной мастурбацией – он возбуждается от своей лексики, сюжетных поворотов, органично инкрустированных фактов, итальянского стиля (например, называет Колумба Кристофоро вместо Христофор) и комментариев тех людей, которые все же улавливают мысли Порошина. Впрочем, негативными комментами он тоже явно заряжается, чтобы в следующий раз повысить порог вхождения и сделать пост еще непонятнее для быдло-аудитории.

Этот бородач правда умеет резонировать: у него по сути нет активных соцсетей (средненький фейсбук – вот и все активы), но его тексты почти всегда становятся хитовыми. У меня полно коллег, которые считают Игоря высокопарным бездарем, но хватает и тех, кто искренне восхищается его уникальным стилем. Ко второй категории отношусь и я, потому что понимаю, что Порошина невозможно скопировать или заменить, а это огромная редкость для спортивной журналистики.

Главный вопрос – а зачем вообще такому многогранному, разностороннему и мультиформатному персонажу русские спортивные медиа?

Денег там мало, равных по интеллекту и эрудиции почти нет, а сам спорт (судя по рейтингам «Матча» и другим метрикам) далеко не так популярен, как условная политика, криминал или даже кино. Вероятно, дело в искренней любви Порошина к футболу (он обожает «Рому») и паре других видов (к тому самому фигурному катанию, которое ближе к искусству, чем к настоящему спорту).

И все же я с трудом понимаю, что в спортивной тусовке делает человек, который, говорят, здорово играет на фортепьяно и периодически начинает посты в фейсбуке вот так: «В Пушкинском уже больше недели идет выставка «Гости из Неаполя». Слышали о такой? Понятно, что нет».

Наверное, Игорю нравится это ощущение интеллектуального доминирования, когда никто и близко не способен поддержать разговор о Пушкинском музее или миланской опере. Надеюсь, я ошибаюсь, иначе все выглядит довольно жалко: Игорь вырос в культурной среде, пришел к тем, кто живет строго аутами и офсайдами, и теперь тешит свое эго разговорами с неучами.

Но вернемся к биографии Порошина. Все шло неплохо ровно до 2015 года. Тогда случились сразу две истории. Во-первых, в фейсбуке взорвали инфобомбу: выяснилось, что Порошин смачно втащил какой-то девушке в Венеции. Сведения подтвердились (точно бил с кулака), Игорь на пару дней стал самой обсуждаемой фигурой в русском ФБ, но потом все замялось. Сам Порошин наваял высокопарный ответный пост, в котором назвал обвинителя шутом – это вполне в стиле рыжебородого колумниста.

Фрагмент из интервью Дудя

Второй кейс еще более мутный. В 2015-м «Лайф» открывал в Петербурге телеканал Life78, а Игорь отвечал там за креатив. Вот фрагмент из материала бывшей сотрудницы того медиа: «Московский щеголь, который перешагнул рубеж сорока лет, но от аляповатых красных и зеленых штанов не отказался. У кого бы я ни спросила, что входит в его обязанности, — ответа никто не знал. Периодически он «спускается в народ» и читает речи относительно безупречного, по его мнению, продукта. Оператор должен снимать с явным браком, монтажер грубо сводить кадры – вот оно, телевидение будущего».

Сами понимаете, на Life78 Порошин не задержался.

Вероятно, после провала с «Лайфом» Игорь продолжил считать себя гениальным продюсером и решил что-то кому-то доказать. Он постоянно приходил с идеями на только что открывшийся «Матч ТВ», но все варианты упорно заворачивались. Потом Порошину все же доверили шоу «Детский вопрос» (школьники общаются со спортсменами), и оно было безумно странным.

«Детский вопрос» выходил нерегулярно, на съемках постоянно творилась дичь (неработающий микрофон – стандартная ситуация), а зарплаты редакторам часто задерживались. По моей информации, в какой-то момент Порошин даже платил из своих: учитывая, что речь шла о нескольких миллионах рублей, Игорь делал проект далеко не только ради кэша – с ним у него полный порядок. Сказались работа на Jaguar (там Порошин был издателем журнала) и PR-служба у Рината Ахметова.

Конечно, вскоре «Детский вопрос» тихо и незаметно захлопнулся – шоу не взлетело. Удивительно, но каждая продюсерская неудача лишь подстегивала московского щеголя. Следующий активный набег на российскую спортивную аудиторию он планировал перед чемпионатом мира 2018 года. Игорь задумывал интернет-канал (наверное, на YouTube или во «ВКонтакте») с матом, сиськами и другими запрещенными на телевидении вещами. Вот как об этом вспоминает одна из участниц кастинга на канал: «Порошин спрашивал, что общего у футбола и секса. Интересовался, какие у меня любимые позы. Потом слился спонсор и все затухло».

В итоге Порошин все же дорвался до масштабного проекта и жирного бюджета. Игорь вынес всех в тендере на создание зенитовского канала Z+ и принялся обзванивать потенциальных сотрудников. Печаль в том, что все они либо уже имели дело с этим продюсером ранее, либо слышали о методах его работы, и поэтому деликатно сливались. К тому же вопросы о гонораре Порошин или игнорировал, или отвечал уклончиво.

Финальный продукт вышел кошмарным и абсолютно безвкусным – подробно о провале Z+ можно прочитать здесь. Если коротко: ноль структуры, слабый сценарий, море мата, разочарованная и обиженная ведущая Мария Командная. Похоже, это типичное шоу имени Игоря Порошина – слишком творческий продюсер переоценил звезд («Шнур и Лебедев есть, зрелище гарантировано»), понадеялся на импровиз, не запарился по мелочам (плашка «18+» избавила бы от претензий по мату) и после убийственного фидбэка легко может лишиться контракта с «Газпром-медиа».

Я ни разу в жизни не общался и даже не виделся с Игорем Порошиным. Более того, я безумно рад, что мы не пересекались. Для меня Игорь – в первую очередь гениальный автор, талантливейший подкастер и уникальный спикер, а не бездарный продюсер, никакущий менеджер и трус, который сначала дал интервью Дудю, а потом попросил его не выпускать.

В своей нише Порошин бесконечно крут. Я с недавних пор слушаю все их подкасты с Вадимом Лукомским и мечтаю, чтобы Игорь наконец созрел на свое личное шоу на YouTube – желательно, не про спорт. Уверен, Порошин собирал бы как минимум десятки, а как максимум сотни тысяч просмотров от платежеспособной и думающей аудитории.

Игорь, будьте смелее и врывайтесь на YouTube. Не зря же вы так заботливо укладываете бороду: говорить в кадре точно приятнее, чем стыдливо молчать, когда у вас спрашивают, почему запуск Z+ получился настолько чудовищным.

Главное по теме «Журналистика»
Раскрыть комментарии
Реклама и рекомендации
Загрузка...