Но смотреть все равно интересно.

Два года назад я посмотрел DAC – турнир по доте, который проходил в Китае – и меня увлек киберспорт. Теперь я смотрю почти все крупные турниры по Dota 2 и CS:GO, а иногда меня швыряет на ламповые трансляции турниров по третьим «Героям», Tekken, Clash Royale, «Казакам» и другим менее хайповым дисциплинам.

Киберспорт – это очень зрелищно и бодро, но у индустрии есть несколько очень серьезных минусов, которые, с одной стороны, портят все впечатление, с другой – делают просмотр и мониторинг инфоповодов увлекательным.

Ниже – главные причины, почему киберспорт хуже других дисциплин.


Размытые правила

Это касается не столько киберспорта, сколько виртуального пространства в принципе. На Twitch банят за слово «п***р» и «п*****ка» или за голую грудь, которая попала в кадр, потому что стример забыл завершить трансляцию.

Но о причине бана человек, запустивший стрим, узнает постфактум: он может вести эфир и ничего не подозревать, пока ему не прилетит страйк. «Ты сказал в одном из эфиров словосочетание «тараска-п*****ка». Это оскорбление сексуальных меньшинств, сорян», – так Twitch объяснит причину бана.


Но ты не узнаешь что слово «п*****ка» под запретом, пока ты или кто-то другой не понесет за это наказание. Перечня запрещенных слов нет, перечня запрещенных действий тоже нет. Twitch банит людей за что хочет, а стример оказывается в роли ребенка, которого оставили одного в квартире с невыключенной плитой, оголенным проводом, собакой без намордника и ножом, валяющимся на полу.

И так не только со стримами на твитче, но и с правилами каста турниров. Например, Valve объявила, что студии, у которых нет прав на соревнование, не могут его освещать. Зато могут освещать их комментаторы на своих личных каналах, но без рекламы. Таланты трех студий – RuHub, Starladder и Maincast – договорились не воровать аудиторию друг у друга, а потом за столом появился четвертый игрок – WePlay – который породил главный киберсрач зимы.

Два комментатора студии WePlay стримили турнир, права на который принадлежали Starladder. Три других студии возмутились, в ответку комментаторы RuHub стримили матчи по доте, права на которые были у WePlay. В итоге одному из них прилетел бан, а в медиа развязалась бесконечная дискуссия о том, кто прав, а кто виноват. Valve никак не комментировала эту ситуацию, а всего-то надо было просто установить более четкие правила каста турниров.


Отношения игрок – организация

За последние пару лет клубы очень прибавили в организации, но киберспорт все еще больше похож на хаос, чем на индустрию. Ниже – несколько примеров.

Менеджер Team Empire весь сезон тасовал состав, потом создал две команды – Empire.Hope и Empire.Faith. Одни – опытные пацаны, основа, другие – перспективные ребята, которых взяли на перспективу. Ветераны провалились, а никому не известные юнцы прошли несколько открытых квалификаций, а в закрытых имели шансы попасть на довольно престижные турниры. Потом составы перемешали, а в конце один вообще расформировали. Зачем все это было нужно – непонятно.

Другая история – тоже про «Империю». В их состав входил Naive – молодой и перспективный игрок. Но команда перевела его в запас по непонятным причинам. В итоге он начал играть с другими ребятами, получая зарплату в предыдущей организации. Он быстро стал лидером и центральной фигурой новой команды, а сейчас их состав подписала организация Winstrike. При этом он играл за новую команду, имея действующий контракт с Team Empire. Логика?

В мировой доте были случаи, когда четыре игрока решили, что кикнут из команды пятого, а организация уже договорилась с новым игроком ему на замену. Бедняга, ничего не зная, потел в матчах, команда квалифицировалась на престижный турнир – и парня убирали из состава после прохода на мэйджор. Все потому что, во-первых, игроки влияют на состав сильнее, чем организации (в отличие от того же футбола), а во-вторых, отношения между организацией и игроком установлены таким образом, что киберспортсмен может в любой момент стать ненужным – и потерять работу. Он от этого никак не защищен.

Зависимость от создателей игр

Яркая декабрьская история: парень бросил колледж и сконцентрировался на тренировках в Heroes of the Storm – аналоге Dota 2 и League of Legends от Blizzard.

«В течение трех лет я проводил за игрой по 8-10 часов, чтобы в один день оказаться на HGC. Я даже бросил колледж для достижения цели. Я почти добился ее и должен был играть в команде Endemic в 2019 году», – накатал парень пост в твиттере.

А потом компания объявила, что закрывает главные турниры по дисциплине. Неожиданно и никого не предупредив. Ежегодно в соревнованиях, которые организовывал Blizzard, разыгрывалось 1,5 миллиона долларов – больше не будет. Компания решила, что сконцентрируется на других проектах – Overwatch, Diablo, Hearthstone. А на HOTS тупо забила.

К этому не был готов никто: ни организации, ни игроки. Некоторые студенты играли в HOTS ради стипендии – и для них закрытие киберспортивного подразделения игры стало ощутимым ударом.

Если внезапно Valve захочет прикрыть Dota 2, тысячи людей останутся без работы. И это никто не сможет предугадать.

Токсичное комьюнити

Киберспорт был бы намного скучнее, если бы не публичные срачи комментаторов, игроков, тренеров и других имеющих к индустрии людей. Аналитик раскритиковал команду за то, что она дурачится на турнире и не уважает фанатов, тренер и менеджер вспылили и встали на защиту своих игроков.

Победители пишут, что выиграли бы турнир с закрытыми глазами, игроки во время матчей в паблике оскорбляют друг друга, кто-то что-то написал в твиттере – и так бесконечно. Самая яркая история – игрок одной из сильнейших команд пожалел, что Гитлер не уничтожил всех русских. И ему за это не было ничего.

Игрок из юго-восточной Азии написал фразу Ching Chong, китайцы восприняли это как расизм, и дотера не пустили на турнир, несмотря на извинения и санкции со стороны команды – решение Valve. Чем объясняется, непонятно. Англоязычные кастеры предложили бойкотировать турнир – и очередной бесконечный срач получил еще одну жизнь.

В баскетболе, футболе и других более классических видах спорта спортсмены боятся сказать лишнее, потому что их поведение контролируют клуб и агент. Здесь контроля меньше, плюс люди привыкли к хейту: они живут в интернете и видят, что о них пишут. Киберспортсмены – намного более толстокожие люди, чем обычные атлеты. Во всех смыслах.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.