Не ведитесь на агрессивную рекламу.

Михаил Идов и его дебютный фильм «Юморист» заполонили рунет. Уже и не вспомнить, когда столь агрессивно пиарили не федеральный проект и не очень зрительское кино. Бесконечные интервью, интеграции и короткие рекламные ролики на YouTube уже откровенно бесят. Но это Идову только в плюс – мало кто так умело выстраивает стратегию.

Режиссёр-дебютант уверяет, что почти ни за что на платил: все интервью и сопутствующие видео – личный интерес другой стороны и простая договорённость, даже не бартер. В случае Дудя легко поверить – его, насколько я знаю, деньги не очень возбуждают. Хотя интервью справедливо кажется излишне положительным и рекламным, оно всё равно остаётся лучшим во «вДуде» за последние месяцы.


А вот дальше уже сложнее. Неестественный ажиотаж вокруг проекта подробно расписал один из редакторов «Афиши» в своём телеграм-канале. Сразу несколько интервью в один день и «Вечерний Ургант» накануне премьеры, допустим (очень натянуто допустим), обычная некоммерческая договорённость – по старым знакомствам с GQ и московских светских тусовок.

Но поверить, что Поперечный и Хазанов вот просто так решили собраться и записать часовой подкаст, где они раскрывают основные темы «Юмориста», просто невозможно.


А ещё смешнее история с Фейсом, которую Идов рассказывает в каждом интервью. Якобы позвал одного из популярнейших рэперов на предпремьеру, поболтал с ним после, а Дрёмину всё так понравилось, что он решил написать сильнейший свой трек за последний год и подарить его для титров.


Если верить Идову и допустить, что бюджет в 1,3 миллиона евро подсчитан с учётом рекламного (что в киношном бизнесе делается не так уж часто), то он просто гений маркетинга. Бесплатно за пару недель создать реальный ажиотаж вокруг своего, не самого известного, имени и явно не народной картины – это круто.

Но очевидно, что Михаил в каких-то моментах всё-таки лукавит. Что, впрочем, не отменяет некоторых отличных стратегических приёмов. Серия из предпоказов – это не только шанс проверить качество фильма до выхода в прокат, но и возможность договориться о сотрудничестве с блогерами и другими популярными людьми, имеющими какой-либо авторитет или медиаканал. А дальше включается обаяние – Идов на интервью чудо какой приятный человек, а Поперечный, Дудь и остальные будто бы правда под впечатлением от просмотра и общения хвалят фильм, чего обычно никогда не делают.

Но не всё так и идеально – появился BadComedian и всё испортил. Евген рассказал каналу «360», что ему предлагали пропираить «Юмориста» за деньги, но блогер отказался, потому что фильм ему не понравился.


И это редкий случай, когда позиция Бэдкома мне ближе. Режиссёрский дебют Идова получился довольно сомнительным. И при всех стараниях он вряд ли окупится финансово, о чём автору прямо говорили в интервью на RTVi – самом жёстком и содержательном разговоре из всех.

Михаил – талантливый сценарист, в чём можно убедиться хотя бы по «Лету» или «Лондонграду». Но далеко не каждый хороший сценарист становится крутым режиссёром. Клип «Монеточки» получился отличным троллингом и социальным жестом, но в режиссёрском плане видео слабое, что отмечали более-менее все медиа.

А на полном метре повылезали сразу все дилетантские моменты. Ужасно сведён звук, часть персонажей говорит крайне неразборчиво, слишком много суперкрупных планов, от которых любому зрителю будет жутко некомфортно, сбивчивый и совсем не киношный ритм (некоторые сцены кажутся затянутыми только из-за плохого монтажа) – лишь самая очевидная часть проблем «Юмориста». Дебют Идова выглядит полулюбительским – большое желание в этом случае явно не перебило отсутствие опыта.

Сценарий тоже слабее, чем в его предыдущих работах. Сама задумка и проблематика – оригинальны и актуальны. Линия выдуманного юмориста Бориса Аркадьева тоже прописана отлично.

Но всё, что вокруг него – сплошь условности и личные «тараканы» автора. Очень общий и клишированный советский быт с минимумом деталей, на фоне которого бросается в глаза перебор с американщиной и провокацией (порно на семейном застолье – вероятно, историческая правда, но плохо знакомая зрителю). Большинство персонажей низведены до клише, а подтемы и символы считываются моментально – да-да, Михаил, мы заметили надпись «Космос» на сигаретах.

Даже несмотря на все упрощения и слишком плоский для кино язык символов, история всё же увлекает. Но не так, что вжимаешься в кресло или задумываешься надолго после просмотра. Зрительское внимания, прежде всего, крадут актёры.

И если вся «семья» Аркадьева отыграла отвратительно (приглашение дочери Хазанова на роль жены, скорее, вызвано сценарными и маркетинговыми интересами), то Алексей Агранович просто великолепен и реально держит на себе весь фильм. А редкие хорошие сцены получаются исключительно при его столкновении с опытными мастерами – Юрием Колокольниковым и Юлией Ауг.

Попытки придать фильму глубины кажутся искусственными. Уже упомянутая линия с космосом – хорошая, но лобовая и слишком контрастная относительно всего сюжета находка. А кульминационная сцена в бане скачет от отличных моментов (стендап Аркадьева) до провальных (реакция генерала с ужасной игрой Котенёва). Аллюзию на Древний Рим тоже пояснять в каждом интервью незачем – она и так очевидна. Как кульминация бытописания выдуманного советского комика – идея отличная. Но при этом весь сюжет «Юмориста» умещается в один куплет Фейса – явно не очень хороший симптом.

Дебютный фильм Идова плохо стоит на ногах, но отрицать его главный плюс невозможно: «Юморист» вышел очень вовремя и сказал нам правильные вещи, прямо как Аркадьев в той самой генеральской бане.

Конечно же, это кино не о советском 84-м, а о нашем 2018/19. Здесь легко считываются и антикультурная политика государства (премьера удачно состоялась сразу за скандалом с отменой концертов), и лёгкая оттепель в юмористической цензуре на ТВ – на ТНТ вон даже пытаются шутить про Навального.

https://www.youtube.com/watch?v=yHGNW8x5Now

Предперестроечная эпоха крайне складно рифмуется с закатом путинской эры. В этом смысле короткая финальная сцена – лучшая находка Идова, пусть и полностью рушит развязку линии Аркадьева из 84-го года. Во многом из-за таких социальных подтекстов «Юморист» сделан нарочито несмешно – как потуги КВНщиков иронизировать над политикой. Между комедийными сценами фильма будто просвечивает народная интернет-поговорка: мем смешной, а ситуация страшная.

По сборам «Юморист» даже не в десятке

Как зафиксированное состояние общества, «Юморист» – вполне себе сильное высказывание. Но как кино он довольно слабый и неумелый. Поэтому, как справедливо заметили въедливые интервьюеры RTVi, не очень понятно, кто фильм посмотрит.

Идов, как и Быков, в этом случае разрывается между авторским и мейнстримным, одинаково плохо попадая в обе целевые аудитории. «Central Partnership» второй раз за месяц выпускает «среднее кино», которое в России не любят и не смотрят. Потому что снимать его так толком и не научились.

Главное по теме «Дудь»
Раскрыть комментарии
Реклама и рекомендации
Загрузка...