Скромное обаяние лоукостера.

Сегодня был в Гатчине, городе, где провел все детство. Обычно езжу туда, чтобы разгрузиться, погулять и набраться свежих мыслей, но в этот раз трип получился максимально плодотворным.

Всё произошло внезапно. Я топал на станцию, чтобы сесть на электричку, и тут сквозь мои наушники пробились возгласы: «Носки за 55 рублей! Сумки за 99 рублей! Заходите в Fix Price!»


Ставлю музыку на паузу, поворачиваю голову – так и есть, стоит красавец-фикспрайс. Мы много раз писали про него тексты, но я ни разу там не был: смею надеяться, что просто не вхожу в целевую аудиторию этого магаза.

Разумеется, сейчас я не удержался. Взглянул на часы, убедился, что у меня есть 10 минут на исследование легендарного маркета, и пошагал к дверям. Кстати, обратите внимание на фото: на здании полно других вывесок, но у Fix Price они висят по всему фасаду. Плюс, как я уже писал, стоит орущий динамик, который портит аудиогигиену во всем квартале. Честно, не знаю, как там живут люди – я бы психовал.


Небольшое отступление. Гатчина – компактный и в чем-то уникальный городок: можно жить в любой точке, но в радиусе 300 метров от твоей хаты гарантированно будет все необходимое – и гастроном, и супермаркет, и какая-нибудь точка с одеждой/обувью, и даже несколько кафешек. Идеальная обстановка для малого бизнеса – там реально можно на равных конкурировать с огромными сетями.


Но соперничать с Fix Price бесполезно. Представьте: магаз находится на втором этаже здания, где раньше постоянно менялись арендаторы, потому что место максимально непроходное, хоть и находится в центре города. Довольно пустынная улица, несколько невысоких домов, а главное – большой рынок (и вещевой, и с едой) в шаговой доступности. Логично, что до появления FP все ходили туда. Теперь – вряд ли, потому что в субботу днем народу в Fix Price было как в отделе какого-нибудь «Ашана». Кажется, новая рокировка арендаторов произойдет нескоро.

Я специально поинтересовался у женщин, которые торгуют каким-то тряпьем на первом этаже, насколько популярен фикспрайс. Дамы махнули рукой и выдавили «Да вообще все туда ходят» – видимо, они о такой востребованности даже не мечтают.

Итак, поднимаюсь наверх, вижу фирменную вывеску, продираюсь ко входу, начинаю изучать ассортимент. Ниже – главные впечатления.


1. Fix Price феерически чистый, светлый и более-менее просторный. В этом его главная фишка: ты вроде бы гуляешь по красивому супермаркету, но все товары стоят максимум 199 рублей (в основном – 55 или 99). Почти сразу срабатывает инстинкт, который жжет изнутри: «О! Как тут круто! Мне это нужно! И это давно хотел! И вот это! Ох, и вот эта дешевая штуковина не помешает».

Полагаю, примерно с такими же эмоциями 5-6 лет назад в России знакомились с AliExpress. Мне правда пришлось напрячь силу воли, чтобы не накидать в корзину тонну вещей, которые мне никогда не понадобятся.

Другие покупатели, по моим ощущениям, ходят в FP именно за этим – сэкономить, но одновременно набрать барахла. Скажу так: можно прийти в фикспрайс, пробежаться и свалить без покупок, но уж если хоть что-то приобретаешь, заодно обязательно захватишь нечто бесполезное и дешевое.

Психологическое давление просто бешеное, инфу о скидках вдалбливают со всех сторон. Браво тем, кто создает такую атмосферу, из которой почти нереально вырваться без потраченных денег. Думаю, конверсия там суперзверская.

2. Подвальные товары – еще одна фишка, которая явно приносит владельцам маркета кучу денег. В чем суть: Fix Price толкает продукцию люмпенских noname-брендов, которые мимикрируют под нормальных производителей.

Вот, к примеру, ополаскиватель в стиле Listerine (даже цвета скопированы), только в три раза дешевле. По факту эта странная жидкость вообще стоит гроши, но человек видит полоскалку за полтос и тут же хватает – дешево ведь. И таких лотов просто полно.

3. Почти все брендовые продукты стоят либо как в обычных магазинах, либо капельку дешевле. А иногда и дороже: допустим, за энергетик Gorilla (амбассадор – Хабиб Нурмагомедов) в «Перекрестке» просят 45 рублей, а тут – на 10 больше.

Но люди все равно скупают товары с привычными ценниками, не думая о переплатах. Срабатывает ложная экстраполяция: «Ага, тут недорого, значит, весь ассортимент продают ниже рынка». Блестящий прием от маркетологов Fix Price, но покупателей немного жалко – их виртуозно дурят.

4. Отделы оформлены просто гениально. Бытовая химия и еда разложены по периметру, а в середине магазина стоит здоровенный стеллаж с носками, перчатками, сумками, колготками и другим текстильным добром.

До этого отдела неподготовленный покупатель доходит уже под воздействием магии Fix Price. В голове пульсирует «Как же дешево, как же дешево», эмоции отключают разум, и в корзину падают изделия суперсомнительного качества (это еще мягко выражаясь). Именно так делается циничный бизнес на малообеспеченных гражданах.

5. Fix Price – отличный магаз для опохмела. Терпимый пивас «Жигули барное» продают по 27 рублей (0,4 доллара) за 0,3 литра: такую можно наскрести даже в самой бедной халупе.

Здесь тоже работает магия. Пиво лежит уже перед кассами, так что покупатель доходит до него в самом конце изнурительного трипа по фикспрайсу. Ну, как тут не взять пивка для расслабончика? Всего 27 рублей!

Кстати, я специально загуглил и выяснил, что это нормальная цена. В магазе «Красное&Белое» «Жигули» вообще продают за 25,69, то есть на целых 90 копеек дешевле ФП. Классика!

6. Стенд с игрушками тоже расположен у кассы. Видимо, в расчете, что родители купят ребенку бонус за то, что тот с честью выдержал шоппинг. Сами игрушки крутые и оригинальные: всякие светящиеся мячики, здоровенные попрыгунчики, вертолеты с веревкой и другой детский стафф, рассчитанный на истерический крик «Хочу, купи!»

7. Сильнее всего меня разочаровали кассы. Их там всего две, продавцы ленивые, пробивать товары никто не торопился, несмотря на стабильный поток покупателей. Я сначала встал в очередь, потом увидел черепаший темп, в котором мужик на кассе брал товары с ленты, психанул, оставил корзину и потопал на электричку. Бездарные кассиры помогли мне по-настоящему сэкономить и не купить себе ненужного шлака. Спасибо, Fix Price.

В целом, я впечатлен. Магазины «Всё по N рублей» всегда казались мне нищебродскими лавочками и подвальчиками, а здесь этот же жанр обыгрывается со всей солидностью и вниманием к деталям. Жаль только, что персонал совсем слабый, но это уже не мои проблемы.