В какой-то момент в «Фермера» рубились 10 миллионов человек.

10 лет назад раздел «Приложения» во «ВКонтакте» был дико популярен. Там лежал обычный Flash-мусор по типу тех, которые можно было найти на сайтах мини-игр. Но в это почти никто не играл, в отличие от более социальных приложений, где можно было взаимодействовать с друзьями и другими юзерами «ВК».

Самой первой и культовой вещью был «Счастливый фермер».

Откуда он взялся?

Все просто: в Китае компания Elex разработала игру Happy Harvest, которую перевели и выпустили в России в апреле 2009 года. За издание «Счастливого фермера» отвечала компания I-Jet Media.

Она стала относительно известной после того, как запустила на Rambler игру Maffia new. После издания нескольких приложений на «Рамбреле» компания выпускала социальные игры в фейсбуке и даже открыла офис в Калифорнии. А в 2009-м I-Jet Media скентовалась с китайскими разработчиками и вышла на новый рынок – «ВКонтакте».


В апреле 2009-го I-Jet кое-как перевела «Счастливого фермера» и влила его в ВК. Это была бомба.

А что, игра реально была очень популярной?

Я помню, что когда я создавал первую страницу во «ВКонтакте» в 2008 году, мой айди был в районе 10,9 млн – то есть я был в числе первых 11 миллионов юзеров сайта. Тогда игры еще не было в соцсети, зато уже через два года в «Счастливый фермер» играли те же 10 лямов.

В нее рубились, кажется, все. Она постоянно висела в топе поисковиков по приложениям. Согласно статистике ВК, в 2010 году во «ВКонтакте» было около 60 миллионов уникальных пользователей. Шестая часть из них полола грядки и подкидывала червей в морковку друзей.

Почему игра стала культовой?

Непонятно как, но эта простейшая вещица затягивала. От тебя требовалось лишь заходить в приложение несколько раз в день, чтобы собирать урожай. Впоследствии сорванные овощи можно было переделывать в сок, а картошку – в чипсы Lay’s. А еще надо было обязательно поливать грядки – в противном случае ты терял урожай. Я очень расстраивался, когда приходил домой, а папа не пускал меня за компьютер: на следующий день я наблюдал выжженное поле на своих виртуальных сотках земли.


Некоторые фичи – например, пес, который охранял тебя от набегов друзей – приобретались за деньги. Но я вложил в «Фермера» 2-3 голоса (10 рублей по тогдашнему курсу), понял, что это бесполезное занятие, и забил: лучше на эти несколько рублей купить себе батончик в магазе.

Тем не менее, безумцев, которые вкладывали состояния в новые грядки, собак и прочую лабуду, было очень много. Менее чем за год игра заработала 20 миллионов долларов – на тот момент это был рекорд Рунета. Правда, половину выручки за «Фермера» I-Jet Media передала «ВКонтакте».

Главный скандал, связанный с «Фермером»

4 сентября 2009 года разработчики обнулили часть прокачанных аккаунтов. Первой версией было, что таким образом разрабы борются с юзерами, которые читерят при прокачке своих ферм.

При обнулении пострадали 15 тысяч аккаунтов – это примерно 0,6% от всех людей в игре. Люди писали гневные сообщения, создавали специальные форумы и угрожали создателям игры. Хейт даже отпугивал рекламодателей: «Уралсиб», который собирался купить интеграцию в игре (страховка участков от набегов друзей за деньги), не хотел запускаться из-за такого количества негативных комментариев.

Информацию о том, что игра обнулила аккаунты читеров, вбросил I-Jet. На самом деле, причина потери некоторых сильно апдейтнутых ферм, была в китайских разработчиках. Они обнулили достижения случайных юзеров без причины – просто потому что захотели.

Самая известная цитата про «Фермера»

«Хорошая игра, правильная. Вырасти огород, укради у соседа. Но почему нельзя грамотность проверить? «Семяна», «потвердить», вы где такие слова выучили? Хотел поиграть, но ошибок не выношу. Исправляйте. А задумка хорошая», – Владимир Жириновский потестил «Фермера», а потом снес игру.

Почему проект закрылся?

Весной 2011 года китайские разработчики перестали работать над проектом, поэтому спустя полгода он загнулся и в России. Дата смерти «Счастливого фермера» – 5 октября 2011 года.

Спустя год распалась и I-Jet Media: в какой-то момент в компании работало больше сотни человек, в марте 2012 года их осталось трое. Забавно: основатель I-Jet Алексей Костарев за полгода до краха оценивал компанию в 100 млн долларов и искал инвесторов, чтобы нанять несколько команд разработчиков в разных странах.

Чем занимался основатель I-Jet потом?

В 2012 году, после того, как I-Jet переквалифицировалась из компании, которая издавала соц-игры в контору, основная специализация которой – реклама в социальных сетях, Алексей Костарев запустил три стартапа, два из которых уже мертвы (Fotter и «Изохроника»).

Третий – Giftoman – жив: с его помощью можно оформить тематический подарочный сертификат, а еще по линку на сайте можно получить демо-версию электронного управляющего для торговых точек. Короче, ничего общего с сорняками, морковками и онлайн-играми. Имеет ли Костарев сейчас отношение к Giftoman, неизвестно.

Сейчас Костарев, вероятно, работает в ФРИИ – венчурном фонде для стартапов.

Так, а кто такой тогда Сергей Володин?

Это администратор, который, судя по всему, залил игру во «ВКонтакте». В других источниках он указывается как создатель игры, что, конечно же, не совсем корректно.

У него была закрыта личка, но люди все равно писали ему сообщения – видимо, через инвайты в друзья. Во «ВКонтакте» можно было написать один месседж с ограниченным количеством символов при отправлении заявки. Еще одним лайфхаком, с помощью которого можно было прислать сообщение человеку с закрытым акком, были подарки: покупаешь за голоса презент, пишешь сопроводительный месседж – профит. Люди связывались с Сергеем (без обратной связи) и просили пофиксить баги приложения, вернуть валюту и даже кидали ему угрозы.

Сейчас его профиль тоже закрыт.

Люди сильно страдали после смерти игры?

Не очень. Из-за безумной популярности приложения в начале десятых годов в Рунете появилось овермного клонов «Счастливого фермера»: всякие «Веселые фермы», «Шустрые фермеры», другие фермеры и фермы – их реально была бесконечность.

Домохозяйки и пенсионерки до посинения рубились в эти клоны. Возможно, величайший пример – моя бабушка.

У меня и у сестры были почтовые ящики на Mail.ru, и там тоже можно было играть в какую-то из ферм. Мы дали бабушке пароли от наших почт, и она играла в «Фермеров» с трех-четырех почт: заходила, поливала грядки, дарила семена и прочую муть с одного аккаунта другому, занимала какие-то призовые места в еженедельных соревнованиях.

Топовыми в рейтинге всегда были те, кто донатил настоящий кэш, но наша бабушка была не из таких. Она просто тратила примерно полдня на то, чтобы прополоть и полить все грядки на четырех аккаунтах. Как ей это не осточертело спустя неделю, я не представляю.


Главное
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
2437
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
2703
Samsung Galaxy S20 Ultra подешевел до исторической отметки. Дают не только скидку, но и кучу полезных бонусов
«М.Видео» просто раздает деньги.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
2331
iPhone XR все еще очень хорош. А теперь бестселлер стоит 40 тысяч рублей
В студии — самый сбалансированный айфон в истории.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
2997
За четыре месяца iPhone 12 Pro сильно подешевел. На сумму скидки можно купить приличный девайс от Xiaomi
Вот это сейл!
Шамиль Газибегов
23 Фев '21
8877
Берем хитовый телевизор Xiaomi на 55 дюймов по лучшей цене в истории. Вариант с 4K и Smart TV
Подсказываем, как максимально сэкономить.
Шамиль Газибегов
22 Фев '21
2839
Забираем хитовые беспроводные наушники OnePlus по лучшей цене в истории. У нас есть секретный промокод
Лучший аксессуар для смартфонов бренда.
Комментарии