В какой-то момент в «Фермера» рубились 10 миллионов человек.

10 лет назад раздел «Приложения» во «ВКонтакте» был дико популярен. Там лежал обычный Flash-мусор по типу тех, которые можно было найти на сайтах мини-игр. Но в это почти никто не играл, в отличие от более социальных приложений, где можно было взаимодействовать с друзьями и другими юзерами «ВК».

Самой первой и культовой вещью был «Счастливый фермер».


Откуда он взялся?

Все просто: в Китае компания Elex разработала игру Happy Harvest, которую перевели и выпустили в России в апреле 2009 года. За издание «Счастливого фермера» отвечала компания I-Jet Media.

Она стала относительно известной после того, как запустила на Rambler игру Maffia new. После издания нескольких приложений на «Рамбреле» компания выпускала социальные игры в фейсбуке и даже открыла офис в Калифорнии. А в 2009-м I-Jet Media скентовалась с китайскими разработчиками и вышла на новый рынок – «ВКонтакте».


В апреле 2009-го I-Jet кое-как перевела «Счастливого фермера» и влила его в ВК. Это была бомба.


А что, игра реально была очень популярной?

Я помню, что когда я создавал первую страницу во «ВКонтакте» в 2008 году, мой айди был в районе 10,9 млн – то есть я был в числе первых 11 миллионов юзеров сайта. Тогда игры еще не было в соцсети, зато уже через два года в «Счастливый фермер» играли те же 10 лямов.

В нее рубились, кажется, все. Она постоянно висела в топе поисковиков по приложениям. Согласно статистике ВК, в 2010 году во «ВКонтакте» было около 60 миллионов уникальных пользователей. Шестая часть из них полола грядки и подкидывала червей в морковку друзей.

Почему игра стала культовой?

Непонятно как, но эта простейшая вещица затягивала. От тебя требовалось лишь заходить в приложение несколько раз в день, чтобы собирать урожай. Впоследствии сорванные овощи можно было переделывать в сок, а картошку – в чипсы Lay’s. А еще надо было обязательно поливать грядки – в противном случае ты терял урожай. Я очень расстраивался, когда приходил домой, а папа не пускал меня за компьютер: на следующий день я наблюдал выжженное поле на своих виртуальных сотках земли.


Некоторые фичи – например, пес, который охранял тебя от набегов друзей – приобретались за деньги. Но я вложил в «Фермера» 2-3 голоса (10 рублей по тогдашнему курсу), понял, что это бесполезное занятие, и забил: лучше на эти несколько рублей купить себе батончик в магазе.

Тем не менее, безумцев, которые вкладывали состояния в новые грядки, собак и прочую лабуду, было очень много. Менее чем за год игра заработала 20 миллионов долларов – на тот момент это был рекорд Рунета. Правда, половину выручки за «Фермера» I-Jet Media передала «ВКонтакте».

Главный скандал, связанный с «Фермером»

4 сентября 2009 года разработчики обнулили часть прокачанных аккаунтов. Первой версией было, что таким образом разрабы борются с юзерами, которые читерят при прокачке своих ферм.

При обнулении пострадали 15 тысяч аккаунтов – это примерно 0,6% от всех людей в игре. Люди писали гневные сообщения, создавали специальные форумы и угрожали создателям игры. Хейт даже отпугивал рекламодателей: «Уралсиб», который собирался купить интеграцию в игре (страховка участков от набегов друзей за деньги), не хотел запускаться из-за такого количества негативных комментариев.

Информацию о том, что игра обнулила аккаунты читеров, вбросил I-Jet. На самом деле, причина потери некоторых сильно апдейтнутых ферм, была в китайских разработчиках. Они обнулили достижения случайных юзеров без причины – просто потому что захотели.

Самая известная цитата про «Фермера»

«Хорошая игра, правильная. Вырасти огород, укради у соседа. Но почему нельзя грамотность проверить? «Семяна», «потвердить», вы где такие слова выучили? Хотел поиграть, но ошибок не выношу. Исправляйте. А задумка хорошая», – Владимир Жириновский потестил «Фермера», а потом снес игру.

Почему проект закрылся?

Весной 2011 года китайские разработчики перестали работать над проектом, поэтому спустя полгода он загнулся и в России. Дата смерти «Счастливого фермера» – 5 октября 2011 года.

Спустя год распалась и I-Jet Media: в какой-то момент в компании работало больше сотни человек, в марте 2012 года их осталось трое. Забавно: основатель I-Jet Алексей Костарев за полгода до краха оценивал компанию в 100 млн долларов и искал инвесторов, чтобы нанять несколько команд разработчиков в разных странах.

Чем занимался основатель I-Jet потом?

В 2012 году, после того, как I-Jet переквалифицировалась из компании, которая издавала соц-игры в контору, основная специализация которой – реклама в социальных сетях, Алексей Костарев запустил три стартапа, два из которых уже мертвы (Fotter и «Изохроника»).

Третий – Giftoman – жив: с его помощью можно оформить тематический подарочный сертификат, а еще по линку на сайте можно получить демо-версию электронного управляющего для торговых точек. Короче, ничего общего с сорняками, морковками и онлайн-играми. Имеет ли Костарев сейчас отношение к Giftoman, неизвестно.

Сейчас Костарев, вероятно, работает в ФРИИ – венчурном фонде для стартапов.

Так, а кто такой тогда Сергей Володин?

Это администратор, который, судя по всему, залил игру во «ВКонтакте». В других источниках он указывается как создатель игры, что, конечно же, не совсем корректно.

У него была закрыта личка, но люди все равно писали ему сообщения – видимо, через инвайты в друзья. Во «ВКонтакте» можно было написать один месседж с ограниченным количеством символов при отправлении заявки. Еще одним лайфхаком, с помощью которого можно было прислать сообщение человеку с закрытым акком, были подарки: покупаешь за голоса презент, пишешь сопроводительный месседж – профит. Люди связывались с Сергеем (без обратной связи) и просили пофиксить баги приложения, вернуть валюту и даже кидали ему угрозы.

Сейчас его профиль тоже закрыт.

Люди сильно страдали после смерти игры?

Не очень. Из-за безумной популярности приложения в начале десятых годов в Рунете появилось овермного клонов «Счастливого фермера»: всякие «Веселые фермы», «Шустрые фермеры», другие фермеры и фермы – их реально была бесконечность.

Домохозяйки и пенсионерки до посинения рубились в эти клоны. Возможно, величайший пример – моя бабушка.

У меня и у сестры были почтовые ящики на Mail.ru, и там тоже можно было играть в какую-то из ферм. Мы дали бабушке пароли от наших почт, и она играла в «Фермеров» с трех-четырех почт: заходила, поливала грядки, дарила семена и прочую муть с одного аккаунта другому, занимала какие-то призовые места в еженедельных соревнованиях.

Топовыми в рейтинге всегда были те, кто донатил настоящий кэш, но наша бабушка была не из таких. Она просто тратила примерно полдня на то, чтобы прополоть и полить все грядки на четырех аккаунтах. Как ей это не осточертело спустя неделю, я не представляю.