Региональные медиа делают очень душные ребята.

Стоит обозначить сразу: никакого столичного снобизма здесь искать не надо. Это не слепой хейт всех журналистов из регионов. Есть классные примеры, как делать бодрое и просто хорошее СМИ на местах — «Знак», «Инде», «Тайга.инфо». Им респект, но это — исключения из общего правила.

Ниже по списку — три типичных греха провинциального писаки.  

Творческая инертность и отсутствие амбиций

Посмотрите на состав редакции рядового местечкового СМИ — там очень мало молодых людей. Подавляющее большинство — дяди и тети в возрасте, которые работают в этом издании уже много-много лет и делают все по старинке. Хотите пример? Вот издание «Оскольский край» из города Старый Оскол и попробуйте найти там человека младше тридцати.


Средний путь действительно хорошего журналиста выглядит так: сначала ты пишешь новости, ближе к тридцатнику берешься за большие фичеры, а после тридцати либо меняешь профессию, либо уходишь в редактуру, либо становишься звездой жанра/крутым спецкором. Если ты реально в порядке, то после тридцати тебе доверят нечто большее, чем новости.

Увы, в регионах эта схема дает сбой. Дело тут не в эйджизме — проблема в другом: люди годами просиживают жопу за новостями, делают отбивки для сюжетов и не стремятся двигаться либо дальше, либо в сторону. Стоит ли говорить об уровне этих заметок и сюжетов от авторов, которые заканчивали журфаки десятилетия назад? Думаю, нет. Тут и так все очевидно — тугой канцелярский язык, штампы и седатив длиною в простыню.


Тупость и непрофессионализм

Помните скандал с Киркоровым и розовой кофточкой? Последствия знаете точно: Филипп нагрубил, видео утекло в интернет, случился скандал.

На причине скандала не сфокусировался, кажется, никто. А зря — ростовская журналистка Ирина Ароян задала вопрос «Почему у вас так много римейков?», который разозлил Бедросовича. Разозлил, кстати, абсолютно закономерно. Филипп, конечно, наговорил много постыдных гадостей, но среди прочего была и разумная претензия: к звездам на пресс-конференции нужно приходить подготовленными.

Вопрос про римейки и правда был ужасным — задан вне контекста и оттого выглядел как предъява на ровном месте. Хуже того, Ароян не смогла забаттлить по фактам и ответить на вопрос, что за ремейки. Не подготовилась.


Это очень характерная черта для журналистов из регионов. Когда Оксимирон порвал все отношения со СМИ, наверняка сильный вклад в это внесли провинциалы, задававшие тупые и банальные вопросы про творческие планы.

Готовясь к интервью, я обычно смотрю публикации с героем — давно заметил, что самые бесполезные из них всегда оседают на региональных порталах. Там задают одни и те же вопросы, фактуры, чуткости и знания героя — ноль или минимум.

Заметка на полях: ежегодно проходит пресс-конференция президента, куда приезжают журналисты со всей России. Понятное дело, что вопросов по существу там никто никогда не ждет, но регионалы превращают действо в балаган уровня прямой линии и задают частные вопросы про надои, колхоз и вятский квас.

Бесхребетность

С одной стороны, тотальный контроль над СМИ в регионах — это больше беда, чем вина людей, которые там работают. С другой — авторы оказывают ноль сопротивления, не хотят профессионально развиваться и за копейки оказывают пиар-поддержку губернатору, мэру или главе района.

Поддержку, к слову, никудышную. Посмотрите, например, газету «Вперед» (домен на «рф», ухх!) из Чухломы (Костромская область) — там нелепо накидывают на несчастного Грудинина, топорно и неумело диссят местных коммунистов, называют статьи «Студенческий десант» и «Не теряй веру в чудеса» и пишут дежурные заметки, как кто-то кого-то назначил. Если вы никогда не видели, как выглядели газеты в СССР — вот вам аттракцион.

Газета «Вперед» из депрессивной Чухломы — очень частный пример, но показательный: по стране таких тысячи. Там работают ленивые овощи, на глазах которых разваливается их регион, но они продолжают за гроши покорно обслуживать местную власть. Очень плохо обслуживать.

Что в итоге? Провинциал-журналист просто жалок — это отличный пример того, как продаться с потрохами и остаться нищим — и денежно, и духовно, и профессионально.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.