Самый внезапный фрешмен.

Когда в августе рванули «Мокрые кроссы», было ощущение, что Тима Белорусских – еще один герой момента. Была уже песня про марку рома и танцы в твоей кровати — ну, и где сейчас ее авторы? С пандой и гепардом, похоже, происходит та же история.

У Тимы — другая история. Пара месяцев — и выходит такая же хитовая «Незабудка». В конце января — альбом «Мой первый диск — твоя кассета». Посмотрите на чарты VK, Apple Music и других стриминг-платформ — давно никто так не рвал их.

Вопрос один: а в чем причина? Давайте разбираться.


Отмотаем календарь на год назад: допив вторую бутылку розового вина, все начали танцевать под минимал. Элджей, вероятно, ненамеренно, на весь следующий год сформулировал то, как быстрее и легче всего попасть в чарты.

Типовой хит 2018-го звучал так: прямая бочка, немного автотюна, немного речитатива в куплетах, минорный припев, герой — мачо-искуситель, который прямо или косвенно упоминает то, что хочется, но в целом небезопасно либо табуировано.


Я уже объяснял природу таких хитов. Русский песенный язык избавился от оков, и стало можно вообще все — собственно, этим весь 2018-й год и занимались. Со временем такого стало слишком много: Gazirovka, Rasa, Леша Свик, Gayazov$ Brother$ — попробуйте между ними найти хотя бы пять отличий.

Тима Белорусских — иной случай. Обратите внимание: его образ и амплуа идут от обратного. Если грубо, то Тима — это антиэлджей. Это простак-симпатяга, который своей маме поможет донести сумки, а чужой — обязательно понравится. С таким любимую дочь точно отпустят гулять: в плохую компанию он не затянет.

Образ «хорошего парня» в теории работает менее эффективно, чем рокстара-плохиша, но это в теории. А по факту на контрасте с эпигонами Элджея это, напротив, сыграло в плюс. Конец 2018-го — удивительное время, когда самым свежим оказался человек, который совсем не ругается матом и, например, употребляет в речи винтажно-ребяческое слово «девчонки».


Теперь о том, как это звучит. Если Элджей (допустим, своеобразно и упрощенно) осваивал дипхаус середины девяностых (например, послушайте большой клубный хит 1995-го года “Push the feeling on” Nightcrawlers — под этот минус вполне могли зачитать про секс и вещества в 2018-ом), то Тима Белорусских пошел еще дальше.

Песня «Незабудка» — это крайне незатейливый, но цепкий хит, абсолютно бесстыжий в своих явных отсылках к попсе девяностых: тут и «Иванушки», и «Руки вверх!» и другие герои тех лет. А в песне «Витаминка» вообще прямо цитируется «Beautiful Life» — великий бэнгер группы Ace of Base.

Это тот случай, когда ретромания сработала, как и требовалось — людям помладше его песни зашли на фоне хаус-рэпа, потому что хаус-рэп надоел. К тому же есть чуть менее винтажная «Я больше не напишу» с речитативом — чтобы иметь какую-то точку коннекта с музыкой момента.

На их родителей же подействовали явно бэкаперские настроения — потому что звучит «как тогда». Освоением золотого фонда поп-музыки кто-то должен был заняться — получилось у двадцатилетнего белоруса.

И, наконец, надо понимать, что это на самом деле очень прилипчивые песни: послушав два раза «Незабудку», очень сложно от нее отделаться. Да даже можно взять условных «Руферов»: даже самая вроде бы проходная песня звучит вполне как хит.

О чем это говорит? А все о том же, что с местной поп-музыкой происходит, пожалуй, самое интересное за всю историю ее существования — ну, вот кто год назад знал, что следующим после Элджея будет двадцатилетний белорус-ноунейм с песнями из конца 90-х? А ведь никто не знает, что с ним будет через год. С другой стороны, пять песен в топ-10 чартов просто так не попадают.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.