Продолжаем серию о недооценённых. На очереди – фильмы.

Небольшой дикслеймер – этот список сугубо субъективный, хоть и аргументированный. В каждом из текстов большинство примеров будет из современности, поскольку по прошествии лет почти всё действительно качественное оценивают по достоинству.

От списков «переоценённых» эта серия отличается тем, что к семи пунктам добавится ещё один с подборкой невошедших, но достойных внимания – поскольку недооцененного в кинематографе всё-таки побольше, чем переоценённого.

Самые недооценённые режиссёры в истории кино. Герман, Куарон, Рёфн и другие гении


Древо жизни

Сюда можно поставить абсолютно любой фильм Малика после его возвращения в конце нулевых. Все они очень хороши и очень похожи, будто бы образуя длинный сериал о бытии.

И без того экскапистского режиссёра люди будто бы больше совсем не интересуют – только природа и могучая воля: то ли вселенская, то ли божья. И сколько бы главных актёров современности дедуля ни приглашал, на первый план всё равно выходят всякие коровки, да жучки-паучки. А звёзд, снимавшихся месяцами, он легко вырезает – давно известно, что Малик создаёт кино на монтаже.


«Древо жизни» – вероятно, главный фильм в карьере режиссёра. Идею он вынашивал порядка тридцати лет и воплотил в нечто величественное. Через очаровательную визуальную поэзию Малик говорит о мире будто бы абсолютно всё, провоцируя зрителей на размышления о вечном или на уход из зала. Отсюда 6,5 на «КиноПоиске» и 6,8 – на IMDb. И «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля – фильм парадоксальный, как природа, вселенная и сам Малик.

Только Бог простит

Лучший и самый недооценённый фильм Рёфна. Метафорическая притча-иллюстрация психоанализа Фрейда-Лакана, которую одинаково не поняли что каннские критики, что рядовые зрители.

Каждый кадр здесь – украшение для любой галереи, а каждая фраза столь пафосна, как будто пришла прямиком из скандинавского эпоса. Датчанин как всегда перемудрил, выбрав на роль карающего ветхозаветного бога тайского копа, поющего в караоке. А герой здесь насквозь травмирован, слаб, неуверен в себе и безуспешно пытается высвободиться из оков эдипова комплекса.


И всё это действо погружено в дьявольские красно-чёрные тона ночных клубов и подвальных бойцовских арен, сцены переполнены откровенным насилием, а воздух кажется столь вязким, что герои в нём будто бы плывут. Попутно всеми этими средствами Рёфн передаёт привет главному эзотерику от кино – Алехандро Ходоровски.

Всё ещё не поняли, почему во всём этом китчевом безумии никто не захотел разбираться? Но, поверьте, оно того стоит. При вдумчивом просмотре «Только Бог простит» превращается в шедевр, обязанный стать культовым.

«Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Начало». Самые переоцененные фильмы в истории кино

Патерсон

Фильм ни о чём, в котором ничего не происходит. Но в то же время он переполнен мощными символами и красивейшей поэзией. Два часа зритель наблюдает за самой обычной неделей самого обычного человека с самой обычной профессией – водитель автобуса.

И город скучнейший, и любимая у него невыносимо идеальная, и окружение какое-то бесконфликтно-рафинированное. Но пространство Патерсона (как внешнее – города, так и внутреннее – героя) всё больше полнится метафорами и рифмами, превращаясь в полноценное стихотворение. Джармуш гениально поэтизирует повседневность, создавая гигантский оммаж американскому поэту Уильяму Карлосу Уильямсу.

«Сломанные цветы» – великое кино, «Кофе и сигареты» плотно вошли в массовую культуру, «Мертвец» навсегда останется главным фильмом Джармуша, но именно «Патерсон» – вершина его творчества. Это истинная революция в кинематографе, который, казалось, уже не способен показать ничего радикального нового.

Но Джармуш взял и показал Ничего. Которое и есть едва ли не главный элемент искусства. Чистое чувство и чистое восприятие, где любое рацио, любое осмысление, становится попросту лишним и необязательным для наслаждения.

Дитя человеческое

Альфонсо Куарон наконец-то получил повсеместное признание кинематографического сообщества в конце минувшего года – после выхода «Ромы». Но главный свой шедевр он снял ещё десяток лет назад, изрядно опередив время. «Дитя человеческое»  – блокбастер здорового человека, где нет места тупости и сюжетным условностям, а каждая деталь проработана до предела. Даже мимолётный саундтрек на пару секунд создавался отцами дабстепа по заказу режиссёра «написать реальную музыку будущего».

«Дитя человеческое» – редкий пример фильма, где каждая составляющая сделана на 10 из 10, а все вместе они складно работают на историю.

Одна из главных особенностей – гениальная операторская работа Эммануэля Любецки. Его принято ассоциировать с «Гравитацией», а также поздними фильмами Иньярриту и Малика, но лучшая работа Любецки однозначно пришлась на фильм «Дитя человеческое». Здесь камера отыгрывает полноценную роль молчаливого повествователя и комментатора, что в случае кино даже не звучит абсурдно. Именно за счёт роскошного внутрикадрового монтажа и запредельно крутых сцен длинным планом история приобретает величественные краски.

«Дитя человеческое» – это экранизированная «Герника» в манере античной трагедии, перемешанной с постапокалиптическим боевиком. Картину сгубило неверное позиционирование и ужасный маркетинг. Ну кто пойдёт на фильм, где на постере красуется лицо не самого известного актёра – Клайва Оуэна? На фильм обратили внимание уже после выхода на носителях, но он создан исключительно для больших экранов – как и любые эпические полотна великих мастеров.

Ограбление казино

И следом ещё один пример неверного позиционирования. Зрители шли кто на лихой фильм об ограблении, кто – на криминальную комедию. А на деле «Killing Them Softly» (ещё раз большой привет российским локализаторам) оказался философской драмой о теневой стороне обамовской Америки.

Странно, что такой фильм снял новозеландец Эндрю Доминик, ведь всё в картине выдаёт чисто американскую рефлексию. Фоном в «Ограблении» служит мрачная провинция, а также музыка Джонни Кэша и голос политиков из радио.

Центральная история грабителей-недотёп и шагающего за ними живого возмездия – лишь символ. Всё вокруг будто бы кричит о гниении под упаковкой лоска американской мечты. А Брэд Питт, Скут МакНэри, Рэй Лиотта и Джеймс Гандольфини буквально живут на экране, воплощая все стороны мужского характера. Столкновение которых никогда не вдет ни к чему хорошему – отсюда и хлёсткая финальная сцена фильма, одна из сильнейших на моей памяти.

Стыд

Стив Маккуин получил «Оскар» за толерантность и актуальность («12 лет рабства»), хотя заслужил за режиссуру. Нежная работа с цветокорром, оригинальные ракурсы, эксперименты с фокусом, динамика за счёт музыки, выбивание из актёров скрытых скиллов – лишь основные черты его стиля. Маккуин хоть и молод, но с первых же фильмов творит в традициях маститого классика.

И лучший его фильм, конечно, не «12 лет рабства» (хотя он тоже хорош и заслужил «Оскар» вовсе не только темой), а «Стыд». Блестящая история о безумии современного мира и характерной для него болезни – эротомании. Майкл Фассбендер показал столь блестящий актёрский перфоманс, что ему позавидовал бы любой коллега – как современник, так и титан прошлого. А Кэрри Маллиган на втором плане держалась ничуть не хуже, образуя экранный и смысловой дуэт сестры с братом.

«Стыд» – пронзительная и очень тонкая драма о любви и ненависти к себе, о травмах и зависимостях, о чувствах, которые нельзя ни передать, ни длительно прожить. И в лучших традициях подлинного визуального искусства контекст объяснять не требуется – мы почти ничего не знаем о прошлом героев, а их характеры раскрываются только за счёт талантливой режиссуры. Возможно, именно поэтому широкая аудитория не очень-то поняла фильма – отсюда неоправданно низкие 6,6 на «КиноПоиске» и 7,2 на IMDb.

Советник

А это фильм-мем в кругах киноманов и ярчайший пример несостоятельности рейтингов, оценок и вообще мнения масс. Худший из худших в этом списке – с катастрофическими 5,5 от «КиноПоиска» и 5,3 – от IMDb.

Да, союз только что пережившего смерть брата Ридли Скотта и всегда мрачного писателя Кормака МакКарти породил не самое простое для восприятия зрелище. Сюжет «Советника» слишком запутан, диалоги сложны, а мотивация героев неочевидна. На фоне здесь лишь непроглядный мрак среди лоска вилл наркодельцов. Это фактически фильм-приговор нашему смутному времени и один из первых в кино намёков на будущее возвышение женщин. И это только первая попытка копнуть за смыслами, которых в «Советнике» запряталось уж слишком много. А вытащить их на поверхность никто из создателей не постарался. Потому что кино и не обязано так делать.

Негативную реакцию можно объяснить обманутыми ожиданиями. Великий режиссёр, великий сценарист, сильнейший актёрский ансамбль (Майкл Фассбендер, Хавьер Бардем, Брэд Питт, Пенелопа Крус, Камерон Диаз) – а на выходе невнятная, тягомотная и слишком запутанная история. Но если не ждать от «Советника» криминального триллера с грудой твистов, то эта постмодернистская философская притча вам, возможно, очень зайдёт.

Нолан, Балабанов, Бёртон. Самые переоценённые режиссёры в истории кино

Достойны упоминания:

«мама!» – самый недооцененный фильм Даррена Аронофски. Грандиозный камбэк после позорного «Ноя» – прямо с головой в артхаус, где зарыто намного больше, чем «пересказ Библии».

«Луна 2112» – вероятно, самый нестандартный фильм про космос. Роскошнейшая роль Сэма Рокуэлла и слишком много сюрной психологии для фантастики. Крайне оригинально и безумно красиво.

«Оно» (It Follows). Дэвида Роберта Митчелла, возможно, стоило включить в список недооценённых режиссёров. Два последних его фильма – потрясающие и во многом новаторские. Но всё-таки он пока ещё довольно молодой режиссёр, хотя и с огромным потенциалом. Чтобы оценить этот потенциал, посмотрите «Оно» (не тот, что про клоуна и подростков). Удивительный визуал, ритм и аскетизм для жанра ужасов. Митчелл породил целый тренд на атмосферные инди-хорроры с нетривиальной концепцией.

«Кирпич» – первый и лучший фильм Райана Джонсона. До того, как уйти в фантастику, он снял идеальный образец неонуара, внезапно поместив мрачную и стильную детективную историю в стены школы.

«Поцелуй навылет» – одна из самых смешных и поехавших комедий, что я видел. Редкий случай, когда Роберт Дауни-младший действительно хорош и органичен. Плюсом идёт захватывающий сюжет с элементами бадди-муви.

ДиКаприо, Дауни-младший, Депп. Самые переоценённые актёры в истории кино

«Изгнание» – самый недооценённый фильм Андрея Звягинцева, у которого всего 7,4 на «КиноПоиске» и минимум упоминаний среди перечисления других лент режиссёра. Но, на мой вкус, именно «Изгнание» – сильнейший фильм Звягинцева и вообще лучшее, что снимали в современной России. Ноль социалки, ноль привязки ко времени и месту и целый избыток символов, вечных тем, архетипов, метких аллюзий.

«Что-то не так с Кевином» – лучший ответ всем, кто любит порассуждать о крымском стрелке и прочих школьных происшествиях. Выверенный монумент о тяготах воспитания, в котором не только ставят вопросы, но и дают ответы – само собой, междустрочные.

«Двуличный любовник» – главная головоломка 2018 года, замешанная на психоанализе Жака Лакана. Франсуа Озон в своей лучшей форме.

«Аквариум». Майкл Фассбендер давно превратился в звезду первого класса, но мало кто видел его ранние работы. «Аквариум» – одна из лучших, хоть и роль второго плана. Довольно малоизвестная лента о тяготах взросления и жизни в глубинке, которую периодически хвалят знающие кинематографисты.

«Зодиак» – фильм Дэвида Финчера, о котором, кажется, все забыли. Но именно он – переломный в его творчестве. От атмосферных триллеров режиссёр постепенно перебрался к более документальному воспроизведению реальности. При этом саспенс, развитие сюжета и другие сильные стороны остались при нём. Длинная, тягучая и задростки подробная картина о знаменитом маньяке, который до сих пор не пойман.

Монро, Йоханссон, Робертс. Самые переоценённые актрисы в истории кино

«Бьютифул» – итоговый фильм раннего Иньярриту. А также – вершина его слезливо-релистичных драм, которая оказалась слишком метафоричной и сложной для понимания. Плюс лучшая роль Хавьера Бардема.

«Враг» – самый эстетский и жуткий фильм Дэни Вильнёва. Феноменальный Джейк Джилленхолл, кризис среднего возраста, жёлто-чёрные тона, близнецы и пауки. Примерно вот такое кино подразумевают не самые большие его любители, когда говорят «артхаус».

«Опасная иллюзия» – слишком красивый и захватывающий фильм для столь мизерной популярности. У него есть всё, чтобы стать культовым – яркая цветовая палитра, нетривиальная история, а также фразы и символы, которые моментально запоминаются. Ещё не сошедший с ума Шайа ЛаБаф, прекрасная Эван Рейчел Вуд и демонически харизматичный Мадс Миккельсен – удивительно, что такой состав и стиль не привлёк публику.

«38 параллель». Когда лучшим военным фильмом называют «Спасти рядового Райана» или условный «Взвод», не верьте. Вот это самое реалистичное и нервное кино о военных действиях. А также самое красивое и эпичное. При том, что речь идёт о не такой популярной на западе войне – корейской. Но после «38 параллели» вы точно захотите узнать об истории восточных стран больше.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.