Антипопсовый дайджест от Максима Котлярова.

Главные проблемы пивного рынка в России — любовь нашего потребителя к убогим евролагерам и ничем не объяснимая падкость на ряд брендов. Очень часто эти бренды не оправдывают ни имя, ни цену.

Guiness

Почему-то нигде в общепит-среде так яростно не ощущается карго-культ, как в «ирландских» пабах. Ни суши-бары с их «настоящими» азиатами из стран бывшего СССР, ни французские/бельгийские/итальянские заведения, да даже пошлые американские дайнеры не создают такого лубка, как псевдоирландские и псевдоанглийские заведения.

Естественно, подают там по большей части английское и ирландское пиво (впрочем, в ход идет и родная «Васька»), хедлайнером которого считают «Гиннесс». Есть, конечно, любители какого-нибудь «Киллкенни», но они всегда в меньшинстве.


Вкус «Гиннесса» идеален, незыблем, велик и неоспорим – это мы помним. А еще его цена всегда достойна пенного нектара кельтских богов (правда, обычно выше, чем у всего остального пива в пабе). Но есть ряд проблем.

Первая — вам может попасться «Гиннесс» производства известной пивоварни «Хайнекен», в прошлом — «Бочкарев», что находится на Дальневосточном проспекте в Санкт-Петербурге. Все, кто бывал рядом с ней, знают этот уникальный в своей мерзости запах, что разносится по округе. Их вариант любимого пива российских пивных эстетов — это смесь жесткого металлопривкуса с первых глотков и дикого химозного послевкусия, от которого не так уж и просто избавиться.


Судя по составу на банке (который в пабе вы никогда не увидите), в пиво добавляют вкусоароматическую добавку «Ароматический экстракт Гиннесс» (прямо как в Кока-колу, ага), в связи с чем отпадают вопросы о минимальном соответствии пива оригиналу. Не раз ходили слухи, что «Хайнекен» варит свой обыкновенный лагер, в который нагло сыплют эту самую добавку, чтобы спаивать людей черной жижей под видом стаута.

Если кто не в курсе, поясняю: стаут — это пиво верхового брожения, у него свои особенности вкуса за счет используемых дрожжей и температуры варки. Лагер — пиво низового брожения, оно тоже имеет свои особенности и мегапопулярно в России (90% всего пива в любой разливайке или супермаркете будет лагером). Именно поэтому вкус российского «Гиннесса» такой пустой и скудный.

Вторая проблема при заказе «Гиннесса» в пабе — вам действительно могут продать иностранный «Гиннесс». Иностранный, но не ирландский. А варят «Гиннесс» везде. Не только в Европе, но и, например, в Африке.


В общем, попасться может что угодно, и это, скорее всего, будет не Original (если что, в Росси тоже варят Original, но о стране происхождения это вообще ничего не говорит), а Foreign Extra Stout, который сильно отличается от оригинала. Конечно же, дурачку-клиенту никто об этом не скажет.

И третья проблема, она же главная: сам по себе натуральный ирландский «Гиннесс» — так себе пиво с хорошим маркетингом. Если вы живете в крупном городе, вы можете найти «настоящий Гиннесс» в банках в некоторых супермаркетах или же найти на кранах в пабах, которые более-менее следят за тем, чтобы написанное в меню «Ирландия» соответствовало реальности.

И тут вы внезапно узнаете, что вариант в банке и вариант на розлив слабо схожи между собой и что тот самый потрясающий стаут с нежной и плотной пеной, столь фотогенично поднимающейся со дна бокала к вершинам вкуса, на деле немногим лучше «Порт Артура» от «Волковской пивоварни».

Ржавый привкус, неприятная жженка, пустотелость — вот признаки того, что вместо нормального стаута вы выбрали бренд.

Альтернатива

Их аутентичного, пожалуй, лучшим вариантом будет Murphy’s Irish Stout. Ничего особенного, но более плотно и гораздо более вкусно.

Если брать наших, то это крафт: White Moon от московской New Riga’s (можно найти в «Ленте»), Outmeal Stout от Jaws (можно легко найти очень много где) и литовский Juodas Stout от Svyturys (меньше сотки в «Нормане»).

Если же захочется врубить эстета на максималках, то ищите «Апельсиновую империю» от «Петра Петровича». Микс «карамель+апельсины» — лучшее вложение за 250 рублей.

Krušovice

Еще один экземпляр из серии «вот в Европе пиво-то настоящее, не то, что у нас!» и хит «чешских пивниц». Ну, в сравнении с жгущей язык ядреной «Балтикой 3», очередным «Жигулевским» от региональных пивоваров или почившим «Степан Разин Специальное» — да, это можно хотя бы пить.

А рядом с теми же «Хамовниками» от МПК великий чешский «Крушняк» уже сразу теряется. Это при том, что «Хамовники Пильзенское» стоит рублей 60 и продается в любом «ночнике» самого спального района или самого глухого села.

Вообще, чешское пиво в большинстве своем вкусное, но скучное и однообразное. «Крушовице» нельзя назвать популярным в Чехии — есть тот же «Козел» и Pilsner Urquell. До недавнего времени в Россию «Крушовице» завозилось только в виде импорта, более того, чешский завод в основном на Россию и работал, но в 2014 году его стали производить и по лицензии на пивоварне вышеупомянутой «Хайнекен».

И тут становится интересно: «Крушовице» — исключительный случай, когда лицензионное пиво не только не хуже оригинального, а как будто бы даже лучше. Если интересно, попробуйте дома провести слепое тестирование: сравните и поймете, что за чешское пиво далеко не всегда стоит переплачивать.

Конечно, российский культ «Крушовице» — не столь вопиющий случай, как «Гиннесс», но не удивляйтесь, если в Чехии над вами будут смеяться, если вы начнете говорить, что это ваше любимое пиво. Впрочем, как «лагерок на вечерок» — пить можно. Только зачем?

Альтернатива

Вместо «Крушовице» стоит взять насыщенные и приятные лагеры от Bernard или того же оригинального «Козла», который лучше неплохого российского варианта — оба можно найти буквально везде. Тут и легкая горчинка хмеля, и мягкая солодовость, а темный Bernard — вообще вышка.

Hoegaarden

Теперь — про «пивные напитки». Поясню: в России всё, что не соответствует составу «хмель-солод-вода-дрожжи», является по умолчанию «пивным напитком». Интересно, знают ли наши чиновники о немецком Райнхайтсгеботе — средневековом законе о чистоте пива, который регламентирует точно такой же состав пива, что и у нас, или это случайно так вышло?

Шарахаться же от пивных напитков не стоит, зачастую это куда больше пиво, чем то, что у нас именуют пивом согласно законодательству.

Но не в нашем случае. Формально к пивным напиткам относится и «Блейзер» с приснопамятным «Виноградным днем», и «женское пиво» типа какого-нибудь Esse. Примерно туда же с легкостью можно вписать и «Хугарден».

Вообще, стандартный «Хугарден» — это бланш, бельгийский стиль (уже редкое явление на полках российских супермаркетов, да?) пшеничного пива верхового брожения (которого в российских «Пятерочках» тоже немного) с добавлением кориандра, цедры апельсина и порой еще много чего. Звучит неплохо — особенно за 70 рублей.

Правда, есть один нюанс — ты вспоминаешь, как адаптируется разного рода пиво под вкусы среднего российского потребителя. Горьким пиво быть не должно, кислым — тем более, а уж насыщенным или плотным оно может оказаться только при ошибке на производстве.

Но случается всякое, некоторые крупные производители экспериментируют и делают что-то за пределами усредненного пива-для-всех. Но только вот «Хугарден» производится российским подразделением AB InBev, самой крупной пивоваренной компании в мире, которую многие более мелкие компании заслуженно ненавидят, в то время как AB InBev ежегодно скупает их пачками.

Конкретно же «Хугарден» варят на том самом заводе в городе Клин, где варится широко известное пойло, которое повсюду рекламировал всемирно известный король баттлов Dizaster. Естественно, я имею в виду «Клинское».

В общем, наш «Хугарден» — это и есть «Клинское» в мире бланшей, после него даже знать о бельгийском пивоварении не хочется, что уж говорить о том, чтобы начать разбираться в трипелях, квадрюпелях и прочих ламбиках. Точно выведенная химическая формула этого напитка идеально подходит для тех, кто понял, что пить «Блейзер» уже несолидно, а подпоить женщину чем-то надо.

Сладковато-пряный вкус должен как бы соответствовать бельгийскому варианту (довольно посредственному, замечу), но надо было адаптировать его под российские вкусы — поэтому вышла бурда типа Essa. Пивом ее назвать проблематично, а допить до конца это смогут лишь те, кто пиво искренне ненавидит.

Почему производители повсеместно считают, что в России понять и полюбить вкус хорошего пива потребитель никогда не сможет — не ясно до сих пор. Наверное, потому что «Хугарден» шикарно продается, а воспитывать вкус и тратить на это деньги никто не захочет.

Альтернатива

Вместо поддержки межгалактической корпорации по розливу помоев в бутылку лучше выберите отечественную компанию. Купите «Белый эль Мохнатый Шмель» или «Трехгорное Белый эль» – это не Бельгия, но достойное пиво за достойную цену.

Первый чуть поярче в плане специй и сразу даст понять, стоит ли дальше пробовать бланши. Второй — просто отличное летнее пиво, которое приятно бахнуть за ужином. Найти можно везде.Хорошее пиво найти несложно, но плохое — намного легче. Помните это и не ведитесь на имя. Оно порой ничего не стоит.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.