Что с ними не так — объясняем.

Дисклеймер: здесь не будут казнить то, что происходит на сцене. Для этого есть театральные критики. А вот театры (и филармонии) именно как важную и большую часть индустрии культурного отдыха и их аудиторию вполне можно отправить на плаху.

Отвратительный буфет

Поход в театр — мероприятие статусное и пафосное. Хочешь не хочешь, но надо одеться поприличнее и вести себя подобающе. Увы, статус заведения никак не отражается на мекке антракта — буфете.

Очень жалко и смешно смотреть на то, как шикарные дамы в коктейльных платьях и их солидные спутники стоят в очереди в натуральную столовку, а потом давятся бутербродами. Если и есть место, напоминающее СССР, так это театральные буфеты, которые сохранились, кажется, в чистой органике и способны обрадовать разве что конченого сентиментального ретрограда.


В среднестатистическом буфете, как правило, одна касса, которую обслуживает бабулька-божий одуванчик, работающая там десятилетиями. Картой, разумеется, платить нельзя — привет, медленный кэшфлоу и винтовая очередь длиной в карельский серпантин.     

Оверпрайс в таких местах — явление обязательное. Но тут важно понимать, что заряжают ценник не на изысканные блюда или хотя бы то, что соответствует статусу, а на обычные бутеры. Каждый раз, когда бываю в театральном буфете, ловлю флэшбеки со школьной столовки.


Ужасное инфообеспечение

Еще один советский флэшбек — это те самые программки. Тридцать, двадцать лет назад и сейчас они такие же. Они сделаны по неизменному принципу: состав актеров, краткий сценарий или либретто. И все. Что это за актеры? Чем они известны? А какая история у этой постановки? Об этом вы вряд ли узнаете.

С мерчем все тоже очень плохо. В особенности это касается капелл и филармоний. Вместо магазина с кучей книг, альбомов с фотографиями и других важных вещей — скромный лоток со скуднейшим ассортиментом товаров. Почему люди отказывают себе в возможности зарабатывать дополнительный кэш – риторический вопрос.

Еще один безусловный минус — сайты. Они выглядят как страницы эпохи Web 1.0: с убогой картой, отвратительным дизайном и сложностями при покупке билетов. Для того, чтобы приобрести билеты, нужно пройти целый квест, и не факт, что вы сразу их купите.


Тут будет показательным сравнение с киноиндустрией. Там, как правило, на сайтах кинотеатров есть большущая и широченная кнопочка «Купить билеты», и покупка билета превращается в дело техники. Либо проще: через «Яндекс.Афишу» или «Кинопоиск». С театрами и филармониями все сложнее. Например, многие непоследние театры, включая, кстати, Мариинку, так и не подружились с агрегаторами.

С маркетингом тоже все очень плохо (за исключением локальных примеров вроде отличной «Мастерской»). Театр (филармония, капелла) — он как бы есть. Это элитное искусство, поэтому объяснять доходчиво, почему человек должен туда пойти, не надо. Простой пример, почему это плохо: с детьми и подростками (о которых речь ниже) совершенно не работают. Необходимо вовлекать тинейджеров через понятные им месседжи, а не ставить шведскую стенку к порогу вхождения.    

Театр как аттракцион для обывал

Я говорил выше, что театр — это солидное мероприятие. Тем и притягивает патологически неувлеченных людей. Для них театр — это способ «окультуриться»: мерзковатое слово из лексикона этих же людей очень хорошо объясняет их эпизодические набеги туда.

Вообще, театру в этом отношении очень не повезло. Такого большого наплыва настолько случайных людей не знают ни кинотеатры, ни музыкальные клубы, ни футбольные стадионы (хотя, казалось бы). Из-за того, что театр — показатель культурного статуса в обывательских глазах, партеры и балконы превращаются просто в пятничный чекпойнт для костюма и платья.

Попробуйте поискать (особенно в первых числах января!) в Михайловском или Мариинском настоящих театралов — среди общего числа их будет мало. А вот дамочек, пилящих селфачи, — тьма. Для них совсем неважно, что происходит на сцене. Главное, что они добрались до театра.

Бабульки как санитары театрального леса

Сюда же отнесем и пресловутых «театральных бабулек». К сожалению, для большинства из них театр — это место локации и силы, где они собираются и обсуждают все последние новости, перемывают кости всем, кому ни попадя и занимают 2/3 очереди в буфет (скорость кэшфлоу – в два раза медленнее).

Ареал обитания таких особей — Ленсовета (и театр, и ДК) во время самых дешевых (и дело не только в цене на билеты) постановок с актерами, которые забивают паузы между съемками сериалов для прайм-тайма «России 1».

В чем проблема бабулек? Слишком, слишком хорошее мнение об уровне своей культуры и высокомерие — при том, что они ходят на постановки, мало чем отличающиеся от необременительных теленовелл. Их бы не было в этом списке, если бы эти бабули не мнили себя настоящими театралами. На самом же деле они всего лишь самая непритязательная публика, которая собирает кассу на самых грошовых и постыдных спектаклях.

Снобы-ретрограды

Хорошо, когда люди действительно увлечены классической музыкой и классическим театром. Плохо, когда люди принимают только каноны и вскипают из-за минимального отхода от них.

Понятно, что бэкаперство присуще вообще любому виду искусства, но театр и классическая музыка (последнее — в особенности) страдают от динозавров-душнарей едва ли не больше всего. Для таких людей эпоху ноубрау (это когда грани между высоким и низким искусством нет) просто не завезли и навряд ли завезут.

Есть пошлая поговорка о том, что классический костюм — лучший и очевидный способ скрыть отсутствие вкуса. Она в целом применима и тут. Очень часто она скрывает низкий уровень культуры и интеллектуальное убожество.

Почему это плохо? Когда таких людей много, они способны влиять на контекст или, того хуже, принимать важные решения в отрасли. Показателен пример с новосибирским «Тангейзером» — эта смелая трактовка классического произведения привела к большущему скандалу: оперу сняли, а у ее автора были проблемы.

Дети

Те, кого в театре больше всего жаль. Чаще всего их волокут туда учителя, одухотворенные мамашки и те самые бабульки, о которых речь шла выше. Из таких, кстати, и вырастают потом обывалы в костюмах и коктейльных платьях в инстаграме. А все почему? С детства им прививают стигму: не любишь театр — значит, ты неотесанный, бескультурный бездарь, не будь таким, кстати, тётя Наташа купила билеты, поэтому пойдем.

Затюканному ребенку не остается ничего, кроме как покорно надевать жилетку с пиджачком и безропотно топать вместе с мамашей и терпеть. Смотреть на лица этих детей (особенно во время каникул) — неприятно и неловко. Ребенку очевидно неинтересно происходящее: в лучшем случае он просто сидит со скорбным видом. В худшем, если учителя пригнали целую ораву, это превращается в кошмар для сидящих рядом — дети занимаются чем угодно, только не смотрят постановку.

Потом дети вырастают, но такое извинительное расшаркивание перед театром остается. Человека силком загоняли по театрам, это вызвало отторжение, но в нем воспитали эту самую стигму. Театр же нельзя не любить, это элитарнейшее из искусств, поэтому человек и во взрослом возрасте через силу загоняет себя в партер, чтобы выгулять что-то парадное из гардероба и отметиться перед френдами.

Одна из главных проблем театра (филармонии туда же) — его чересчур токсичная элитарность. Пора перестать загонять туда с малолетства и заставлять любить его через силу, а думать о том, как его улучшить инфраструктурно, чтобы люди сами хотели туда идти.       

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.