Александр Симбирский – о том, как десятикратные чемпионы России пробивают днище.

У одного из самых популярных футбольных клубов страны просто убогий пиар-менеджмент и маркетинг. Дело не в свежей истории с поддержкой Глушакова, а во всей медиаструктуре – она живет в каменном веке. 

Пресс-служба

Возглавляет пресс-службу «Спартака» Леонид Трахтенберг — старичку уже 70 лет, он безнадежно застрял в советских реалиях, что, безусловно, очень удобно для клуба.

Полномочия у Трахтенберга достаточно широкие. Например, пресс-атташе прерывает своего игрока и спокойно угрожает журналистам запретом на посещение пресс-конференций за безобидный вопрос о трансферных слухах. Или же спорит на 10 миллионов рублей с Максимом Алланазаровым в ответ на вопрос о том, почему «Спартак» подробно не объяснил причины расставания с Массимо Каррерой. Статьи Трахтенберга на официальном сайте клуба воняют нафталином и ничем не отличаются от его заметок советских времен. Но если тогда это было актуально, то сейчас выглядит как кусочек засохшего говна на красно-белом полотне.

Впрочем, есть у спартаковской пресс-службы и другие герои. Например, Филипп Папенков, который написал о предполагаемом переносе матча «Енисей» — «Спартак» в другой город следующее:

Осознав, что сморозил херню, Папенков удалил твит, но резонанс все равно пошел. В итоге, «Спартак» на сайте опубликовал официальное заявление с извинениями и сообщением о выговоре Папенкову (писал, судя по всему, Трахтенберг).


К слову, уже неделю с лишним на официальном сайте «Спартака» не работает регистрация для журналистов. Намеренно это сделал клуб или нет, но в любом случае диагностируем провал. 

Работа с болельщиками

Снижение посещаемости «Спартака» связано с ужасными результатами команды и ситуацией с увольнением Карреры, но клуб это совершенно не напрягает.

Странно. Получается, что топовая посещаемость была связана с самим именем «Спартака» и с кратковременными успехами. А другими способами клуб завлечь болельщиков не может. Павел Городницкий в свежем видосе упомянул «Фан-променад», который для болельщиков устраивает «Зенит». Я ради интереса зашел на официальный сайт «Зенита» — посмотреть, что же за «Фан-променад» такой.


Розыгрыш билетов на матч с «Рубином», «Лего-город» для детей, концерты групп «Альтависта» и «Копенgagen», фото-кастинг, VR-зона, кулинарный мастер-класс, армрестлинг, настольные игры — вот этим мог заняться любой кузьмич на стадионе перед матчем с «Копенгагеном».

Не так давно я был на матче «Спартака» с «Рейнджерс», по дороге от станции метро я увидел кучку палаток с однообразным мерчом и жонглеров. Еще какая-то игровая зона была. Ну, променад как променад. Разница очевидна.

И да, как-то у меня возникла проблема с аккаунтом на сайте «Спартака». Позвонил в поддержку, где мне ответила ворчащая девушка, которая перебивала меня и после слов «Спасибо за помощь» просто бросила трубку. Уровень.

Соцсети и видосы

На официальной странице VK у «Спартака» больше миллиона подписчиков. Но контент целиком состоит из копипасты с официального сайта. И все.

Опять же, если вспомнить «Зенит», то именно SMM-служба клуба превратила Антона Заболотного в легенду российского футбола (совместно с «ВГИКом»). Ребята с юмором отнеслись к накрутке голосов за банальный гол Заболотного в VK-голосовании на лучший гол сезона. В итоге Заболотный дошел до финала и получил заслуженный приз.

Маркетологи ЦСКА активно форсят тему с Родриго Бекао, который похож на Сиджея из GTA: San Andreas, «Ростов» вообще выпустил мерч с ковром, то есть почти все клубы научились реагировать на свежие шутки. Но только не «Спартак».

Что касается видосов, то, опять же, в сравнении с «Зенитом» контент «Спартака» вообще не собирает просмотры. К примеру, из недавнего — выпуск «G-Drive Шоу» с Михаилом Кержаковым и Артемом Дзюбой легко пробил миллион, а самый топовый видос «Спартака» с конкурсом ударов среди болельщиков – четыре сотни тысяч.

ЦСКА в этом году завелся и представлял новичков клуба угарными видео – трансфер Такумы Нисимуры встретили кислотным роликом в стиле упоротой японской рекламы. «Енисей» представил защитника Раде Дугалича перепиской с сербом прямо в твиттере – это не видео, конечно, но тоже показатель работы SMM-отдела.

Почти все клубы делают сюжетные предматчевые ролики — иногда получается полное говно, но в целом потуги заслуживают внимания. Старается «Локомотив», тот же ЦСКА, «Ростов» не так давно бахнул видосом, где Валерий Карпин говорит условному сычу: «Хватит ерундой заниматься, епт. Приходи на «Ростов-Арену», ждем только тебя». И, конечно же, «Ростов» сделал версию этого ролика для каждой соцсети.

А у «Спартака» в этом плане тишина. Ребята работают для галочки – прямо как типичное региональное телевидение. Даже Квинси Промеса, одного из лучших легионеров в истории РПЛ, «Спартак» проводил коротким роликом с нарезкой двух-трех голов.

Твиттер, инстаграм и Facebook – тоже копипаста с официального сайта (иногда это дело разбавляется вбросами по инициативе Измайлова — недавний пост с командным фото в поддержку Глушакова, например).

Хотя «креатив» присутствует. К слову, сммщики «Спартака» очень активно юзают стандартные смайлики, что как бы прошлый век:

Хотя одна из попыток реального креатива закончилась скандалом. Иногда клуб дает игрокам порулить официальным твиттером, и Георгия Джикия назвал темнокожих футболистов «Спартака» шоколадками. Это спровоцировало серьезный резонанс – пришлось извиняться.

Элементарные орфографические ошибки, которые не исправляются почти час, тоже в порядке вещей. Короче, ужас.

Официальный сайт и мерч

Ну начать стоит с того, что у сайта «Спартака» три версии — русская, английская и китайская. А вот, например, на каких языках доступен сайт «Зенита»:

Даже, мать его, датский язык есть.

На официальные сайты футбольных клубов люди заходят, в основном, не новости почитать, а билеты купить или мерчагу подобрать. Так вот, мерч «Спартака» не взрывает. Ну, нечего там выбирать, все стандартно и, кажется, уже года четыре не меняется.

«Ростов», повторюсь, сделал принт с легендарным ковром, даже я захотел купить, чего уж там. А вот как бы здорово было, если бы «Спартак» перед возвращением в Лигу Чемпионов запилил худи с принтом «1-18. Можем повторить»!

Но ладно. Снова лезу на сайт «Зенита» (все-таки главный соперник для «Спартака»), там просто безумный выбор мужской одежды: водолазки, деловые костюмы, рубашки, ремни, галстуки, худи, поло и так далее. Например:

Перехожу на вкладку «костюмы» на сайте «Спартака»:

Что касается аксессуаров и сувениров, то у «Спартака» есть, конечно, интересные штуки типа биокамина с эмблемой клуба, но в целом у «Зенита» выбор интереснее.

Итак, «Спартак» плохо работает с болельщиками, делает видео, которые никто не смотрит, проигрывает в SMM другим клубам (с огромным отрывом), держит в пресс-службе персонажей типа Трахтенберга и Папенкова, выпускает мерч с устаревшим дизайном и вызывает тошноту своими официозными постами.

Если уж «Спартак» и стремится к званию самой популярной команды страны, то он должен что-то сделать со своим паршивым пиар- и SMM-менеджментом. Иначе лидерство «Зенита» станет совсем бесспорным.


Главное
Шамиль Газибегов
23 Апр '21
310 
Эти смарт-часы стоят дешевле Xiaomi Mi Band и не уступают в функциональности. Но стоит ли их брать?
Есть и недостатки.
Шамиль Газибегов
22 Апр '21
3 007 
Правильно покупаем iPhone 11 со скидкой в МТС. Как не ошибиться с выбором?
Сохраняем важную ссылку.
Андрей Ставицкий
20 Апр '21
4 703 
Нашли самый доступный iPhone 12 Pro Max. Здесь официальная модель и быстрая доставка
За сотку — очень гуд.
Андрей Ставицкий
19 Апр '21
5 673 
Honor Band 6 завтра будет в России. Цены на старте будут ниже, чем на Али
Ставим будильники на 10 утра.
Андрей Ставицкий
19 Апр '21
10 681 
Доступный флагман Realme GT подешевел. Хотя он вышел всего месяц назад
У нас есть волшебная ссылка.
Андрей Ставицкий
19 Апр '21
6 803 
Есть вариант купить официальный iPhone 12 с большой скидкой. Нужно всего лишь найти дома старый гаджет
Может быть, у вас завалялся iPad или iPhone SE?
Комментарии