То, что еще можно послушать в машине. И то, что должно отправиться в мусорку.

Радио при смерти. Это раньше люди сидели около приемников и слушали новости, футбольные трансляции и музыку. Сейчас такого уже нет.

Однако радиостанции еще живы благодаря водителям, которые слушают их в пробках. Ниже – четыре лучших и четыре худших российских радиостанции.


Лучшие

Радио Jazz

Сразу скажу, что к джазу я равнодушен, а когда о нем начинают рассуждать с умным лицом, я выхожу из себя.

Так что респект радиостанции не равно респект жанру. На волну 89.1 я попадал пару раз случайно и просто обалдел. Редакция Радио Jazz умудряется подбирать именно такие треки, которые приятно слушать в машине вне зависимости от музыкальных предпочтений. То есть они ставят ту музыку, которую по-хорошему не замечаешь.


На Радио Jazz нет термоядерного утреннего шоу, но оно очень здорово пробуждает благодаря миксу лиричных и бодрых композиций. Хотя в раздел с лучшими эта станция попала только за музыку, разговорные шоу там абсолютно никакие.


Эльдорадио

«Эльдорадио» – питерская радиостанция из «Европейской медиагруппы», в Москве и регионах волну 101.4 занимают другие.

Радио локальное, но очень крутое. «Эльдо» – довольно консервативная контора, которая не меняет формат уже лет пятнадцать. Очень маленький и почти неизменный штат ведущих, плейлист из западных попсовых хитов от 80-х до наших дней.

В конце каждого часа – рубрика «Саундтрек», где рассказывают про песню из какого-нибудь фильма. «Эльдорадио» сознательно не меняется и не пытается стать популярнее, чем оно есть.


У этих ребят есть своя лояльная аудитория – люди старше тридцати пяти с хорошим достатком. Они звонят и сообщают о пробках, выигрывают романтические ужины в утреннем шоу и летают на «Эльдовертолете».

Именно это создает комфортную и ламповую атмосферу, и именно это, возможно, спасло «Эльдорадио» от краха. Станция существует с 1996 года и спокойно пережила три кризиса. У «Эльдо» мощный поток рекламодателей, что позволяет проводить конкурсы с роскошными призами вроде поездки в парижский «Гранд Опера».

Ретро FM

Сейчас многих читателей этого текста стошнит. Да, «Ретро» – это старая музыка, которая обычно звучит в кафе на юге России. Да, там слишком крикливые ведущие, среди которых особенно раздражает Александр Минаев. И да, там есть жуткий «Глобальный гороскоп», где Павел Глоба рассказывает астрологический бред.

Но «Ретро» великолепно в избранной ими нише.

Они подбирают именно те хиты прошлых лет, которые воспринимаются всеми более-менее нейтрально. То есть какой-нибудь «Младший лейтенант» Ирины Аллегровой может раздражать, а «Dancing Queen» от «Аббы» вряд ли, эта песня воспринимается как приятный фон. И если человек захочет включить в машине просто музыку для настроения, «Ретро» будет в кассу. Даже если он поклонник рэпа, веселые песни от Boney M вполне могут взбодрить в пробке.

Эхо Москвы

От текста сразу запахло политикой, но дело совершенно не в ней. Разговорное радио (в классическом смысле, не подкасты) сдохло, но детище Алексея Венедиктова по-прежнему встряхивает медиапространство и вбрасывает мощные инфоповоды.

Раньше «Эхо» веселило публику бредом, который несла Леся Рябцева, потом все угорали над Михаилом Веллером и тем, как он швыряет чашки, а сейчас обсуждают панч Венедиктова про Дмитрия Киселева. Последнее, конечно, косвенно связано с самим «Эхом», но о радиостанции снова говорят, и это идет ей на пользу. Как и после инцидента с Татьяной Фельгенгауэр и поехавшим Борисом Грицем.

Понятно, что «Эхо» – единственная либеральная радиостанция и что-то типа демонстрационной витрины свободы СМИ в России, но без таланта Венедиктова и его команды станция давно бы умерла.

В конце концов, «Спорт ФМ» тоже было единственным всероссийским спортивным радио, но оно рипнулось после ЧМ-2018.
Отдельный респект – за ночную программу «Один» с Дмитрием Быковым. На трехчасовой монолог о литературе реально легко залипнуть.

Худшие

Наше Радио

«Наше» – это как пятидесятилетний алкаш в косухе и футболке «Алисы», до сих пор уверенный, что он молодой и крутой. Если несменяемость формата «Эльдорадио» – сознательный и грамотный выбор, то «Наше» застряло в конце 90-х от лени и скудоумия команды.
Дело даже не в том, что на станции до посинения крутят «Сплин» и «Пикник». Убивают упорные попытки казаться актуальными при ущербности мышления. Пара примеров – ниже.

Который год на «Нашем» следующим образом рекламируют свою группу ВК: «Хочешь быть в рок-группе? Добавляйся!» Ну вы поняли, типа смешно. Каламбур, все дела. В этом вся суть «Нашего». Натужный юмор, скучные интервью гостей, отвратительные шоу.
«Наше» изрыгает из себя такой кошмар, как программа «Воздух» с Михаилом Марголисом. Там есть живая музыка, но косноязычный ведущий, формулирующий мысль пять минут, все портит.

Жителям Петербурга не везет слушать в эфирах выходного дня Валеру Жука, экс-программного директора «Радио Зенит». Уважаемый, шутить в каждой фразе может себе позволить только Иван Ургант.
Про фестиваль «Нашествие» промолчу. Он подходит только того, чтобы напиться и уснуть лицом в грязи.

Дорожное радио

Вот где сосредоточение всего самого ужасного, что только может быть в радиоэфире.

Подборкой музыки на «Дорожном» явно занимается сотрудник, ненавидящий людей. Я не требую от радио чего-то изысканного, пусть будет русская попса. Но зачем вытаскивать из какого-то пыточного подвала самое мерзкое, что есть в русскоязычной музыке?

«Спасибо, Господи, за доченьку. За то, что волосы ее взъерошены. И пахнут-пахнут молочком», – завывает жена Игоря Николаева Юлия Проскурякова. Потом «Дорожное» дает отдохнуть чем-нибудь из ДДТ, а затем хедшот: Денис Клявер не попадает в ноты фразой «когда ты станешь большим, сын». Вдогонку Алена Апина споет вам про женскую дружбу.

Наиболее плотная концентрация жути происходит в вечернем эфире буднего дня. В эфире «Дорожного» концерт по заявкам! На радио звонят пожилые дамы, в стихотворной форме (текст явно диктуют редакторы) поздравляют внучка Колю или троюродного племянника, и заказывают «Кто создал тебя такую» от Леонида Портного.
Иногда от «Дорожного» не деться. В отдаленной Ленобласти, когда треки с телефона прослушаны по пять раз, ловит только оно.

Радио России

«Радио России» – это то, что доносится из стационарных радиоточек, его целевая аудитория – пожилые люди. Но даже моя покойная бабушка просила отключить «РР» с формулировкой «скучно».

Это самое унылое радио в мире. Все без исключения ведущие говорят голосами тяжело больных, выдают прекрасные фразы типа «через полтора часа мы послушаем песню» и два часа мусолят проблемы засорения водопроводных труб.

Там есть крутая и легендарная программа о музыке, «Аэростат» с Борисом Гребенщиковым, но это капля в море. В остальном тоска.
Но это не главная претензия к «РР». Все рекламное вещание станции – это промоушн дорогущих и бесполезных БАДов, волшебных аппаратов, которые лечат от всех болезней, а также контор, заключающих с пенсионерами договоры пожизненной ренты (ускоряют смерть).

Деньги нужны всем, но наживаться на наивных стариках, которые, услышав названия своих болячек, звонят и спускают свои сбережения на ненужный шлак – это отвратительно.

Юмор FM

Около года назад я ехал в маршрутке, водитель которой слушал «Юмор». Загробные голоса из магнитолы изрыгали шутки вроде «на Ирину-Рассадницу подставляй солнцу задницу», после чего на фоне раздавался хохот. Все пассажиры испытывали страшную неловкость, лицо водителя было непроницаемым.

И ничего кроме неловкости при прослушивании этой радиостанции испытывать невозможно.

Судя по тому, что станция жива уже многие годы, кто-то реально слушает потоки петросянских шуток и старых анекдотов.

Команда «Юмора» пыталась вводить шутки от резидентов «Камеди» или программы типа «Вечерний Ургант. Лучшее», но нет – это радио безнадежно.