Ключевые слова, которые помогут быстро определиться с выбором.


Я ненавижу ходить в магазины неподготовленным. Если надо купить продукты, то заранее чекаю ситуацию в холодильнике и составляю список. Без него ощущаю себя ожившим зомби, слоняюсь по магазину и постоянно набираю половину корзины всякого шлака.

Но с алкоголем ситуация всегда абсолютно противоположная. Спокойно могу полчаса простоять у отдела с вином или пивом, если мне не требуется что-то конкретное. Гуглить неизвестных производителей, сравнивать их, читать новые истории.

Прекрасно понимаю, что таких психов единицы, и большинству нужно как можно быстрее проскочить винный отдел, при этом не обосравшись с выбором. 

Так вот, до максимума сократить время тупняка у бутылок с вином поможет понимание, что именно производители лепят на этикетки продукта.


Сорри, если это открытие, но потребителя держат за идиота. Поэтому на этикетках помимо обязательной информации есть множество совершенно бесполезных слов, которые просто красиво звучат. Тем не менее отдельные термины реально важны: они помогают быстрее ориентироваться на полках и понимать, почему две визуально одинаковые бутылки различаются в цене.


Самое простое и главное: если на вине не написано, какое оно по проценту сахара – оно сухое. Вино по умолчанию считается сухим, это просто не пишут. Обозначения начинаются для отклонений от «нормы». Понятно, что это не касается стран бывшего СССР: тут на этикетках про сахар пишут в первую очередь.

Теперь чуть сложнее, потому что придется запоминать аббревиатуры и слова. В основном речь про классификацию вин. Проблема в том, что у каждой страны система своя и действует последние 6 лет. Но мы предполагаем, что вы берете вино в обычном супермаркете у дома, а не заигрываете с кавистами из «Ароматного мира».

Франция

Исторически главные категории: AOC / VDQS / VDP / VDT. С 2012 в Евросоюзе действуют единые правила, которые делят вина на три категории. Но примерно все крупные виноделы ненавидят новую систему. Так что ориентируемся на классику.


AOC – самая элитная, потому что за качество вина ручаются страной, регионом и винодельней. Эти буквы означают, что вино в бутылке соответствует всем требованиям к продукту региона, сортам винограда и способам производства. Альтернатива AOC – любое употребление в предложении термина Appellation. Суть та же, просто французы любят выпендриваться и делать как можно больше слов на этикетках.

Кстати, отсюда же родилось правило о том, что этикетки с зáмками соответствуют только элитным вина. Вкратце: изображение замка плюс AOC говорят о том, что вино сделали на очень небольшой территории. Если найдете такое в «Пятерочке», на всякий случай проверьте подлинность. Закон старается максимально усложнить использование изображения замка на этикетке, но без AOC, игнорируйте его – это наверняка развод.

Рассказывать много про VDQS нет смысла – это вино, которое производят практически по стандартам AOC, но по разным причинам в эту категорию не включают. Найти его где-то кроме Франции практически невозможно.

VDP (IGP в новой системе) – вино, которое Франция просто признает своим. Никаких там конкретных аппеласьонов, обычно указывают лишь регион. Именно это наш рабочий вариант на вечер.

Потому что следующая категория VDTвино, просто сделанное во Франции. Не факт, что из местного винограда. Не факт, что на этикетке будет хоть что-то о регионе.

Из важного: на французском вине могут легко написать Grand Vin, что переводится как «Великое вино». Французские законы никак величие вина не регламентируют, поэтому все на совести производителя. Лучше не ведитесь.

Также во Франции не принято писать сорт винограда, ограничиваются регионом или аппеласьоном. Уверены, что вы по названию поймете все остальные характеристики.

Кстати, слово Chateau на этикетке – само по себе не показывает ничего кроме региона (Бордо), если вы изначально не знаете ничего про французских производителей. Cru (с любыми дополнительными словами) – тот же случай. Нет смысла замечать эти пометки, если только вы не планируете плотно разобраться во французском вине.

Германия

QWSA – вышка, про которую нужно просто знать, что она есть. Это немцы, так что для соответствия статусу QWSA вино проходит тесты и дегустации. У него есть под десяток типов, но про них нет смысла рассказывать.

Чуть проще ситуация с QBA – вином, произведенном в одном из 13 терруаров (совокупность всех факторов производства). Q здесь – сокращение Qualitatswein. Его пишут даже чаще.

Гораздо полезнее различать Deutscher Landwein и Deutscher Tafelwein. Первых много, они сопровождаются упоминанием одного из регионов, где их можно производить. Вторых меньше, и часто с Германией их объединяет только место производства. Немцы ручаются за отсутствие в продукте разных химических добавок.

Halbtrocken, Liebliche или Süß/Süss – термины, которые указывают на то, что в бутылке что-то сладкое. Решайте сами, нужно ли вам это. Сейчас будет сложно: иногда вместо Halbtrocken пишут Classic.

Зато слова Ortswein / Erste Lage / Grosse Lage в случае немецких вин реально указывают на элитный уровень.

Помимо этого немцы обожают делать вино из винограда разной степени гнили и замороженности. Но такое вино продается в маленьких (0,375) бутылках и стоит больших денег. Ни один человек в здравом уме случайно такое не купит.

Италия, Португалия, Испания

В принципе, уже можно было понять тенденцию, поэтому объединяем. DOCG и DOC – топовые вина, которыми гордятся виноделы, регионы, страна. IGT – итальянское вино из Италии. VDT – вино, относительно происхождения которого итальянцы не запариваются.

Надписи на классической итальянской этикетке сверху вниз: Тип вина => Регион => Классификация => Производитель. Иногда вместо или над регионом пишут виноград. Различить сложно, но виноград обычно идет с di или d’ в названии.

Из сложных слов: Primitivo – не значит, что вино для дебилов, просто сделано из винограда, который зреет первым. Classico – не значит, что вино идеально. Просто в регионе, где его сделали, оно считается типичным. Superiore – ничего суперского, просто чуть дольше выдержка, чуть лучше виноград, чуть выше градус. Riserva – вино длительной выдержки в бочке, обычно старше стандартного варианта на год.  Liquoroso, Passito, Recioto – вино, где много сахара. Frizzante или Spumante – шипучее или игристое.

У испанцев самая низкая категория (то, что льют в пакеты) – Vino de Mesa. Под этот класс могут попадать и хорошие вина, но лучше ориентироваться на надпись Vino de la Tierra, под которой будет написан регион происхождения. Так будет проще запомнить, нравится вам вино из конкретного региона или нет. Цена растет, когда на бутылке появляется аббревиатура DO, хотя как раз из Испании эти вина можно найти за приемлемый прайс. Вышка – DOC (DOQa в Каталонии), этих вин в каждой партии не более 4,5 тысячи литров.

Слова Semiseco, Semidulce, Dulce – по нарастающей обозначают процент сахара. Cava и Espumoso – говорят о газации. В Испании основные заморочки на этикетке связаны со сроками выдержки вина в дубовых бочках. Чаще всего в России продается Crianza (2 года выдержки, 0,5 года в бочке), Reserva (3 года выдержки, год в бочке) и Gran Reserva (5 лет выдержки, 2 года в бочках).

В случае Португалии действуют испанские правила, но есть свое обозначение IPR. Опять же, шансы встретить такое вино в России нулевые, так что забудьте. В Португалии никакущие требования к употреблению громких слов. Так что Grande на этикетке не значит ничего кроме желания винодела выделиться. В остальном все по правилам Испании, разве что в Португалии можно увидеть слово Garrafeira – признак того, что вино выдержали дополнительно в бутылках. Важно ли оно для вас? Нет. Как и Velhas – его часто пишут огромными буквами, но это просто указание, что вино сделано из ягод старых виноградников

Новый Свет (Аргентина, Чили, ЮАР, США, Австралия, Новая Зеландия)

Долгое время в этих регионах вообще не парились относительно классификации вин. Сейчас придумали указывать название винограда, процент которого преобладает в данном вине. Правила везде разные, есть огромное число нюансов, но вот общие стандарты. Если на этикетке написан виноград, то вино состоит из него:

на 75% в США (кроме штата Орегон, который требует 90%)

на 80% в Аргентине

на 85% в Новой Зеландии, Южной Африке, Австралии

Австралийское вино часто идет с bin-нумерацией. Без объяснения происхождения и смысла – это сделано для упрощения ориентации покупателей, хотя изначально бины использовались для обозначения хранилища, в котором лежит вино.

Сейчас нумерация на бутылках сделана для удобства: запоминаете бин и пьете только тот, что понравился. 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.