Sony гениально распорядились правами на Паучка.

Когда японцы продали часть прав на свой главный актив Marvel, многие эксперты восприняли это как поражение – после культовой франшизы Сэма Рэйми и не самого удачного ребута кинокомпания якобы не знает, что делать с Человеком-пауком. Оказалось, знает. И лучше других. 

Идея по созданию анимационки сколь рискованная, столь же и гениальная. Вы помните хоть один хороший супергеройский мультфильм в широком прокате за последние 10-15 лет? Да, их нет, потому что они нерентабельны и обычно выпускаются сразу на носителях. Но мы даже не задумывались о том, насколько устали от супергеройских фильмов. Нечто свежее и революционное для жанра напрашивалось давно. 

Sony вспомнила о беспроигрышной классике и сделала мультфильм. Такой, который даже не с чем сравнивать: ни Disney, ни Pixar не производили подобного, а показать такое в рамках художественного фильма просто невозможно. Пока нас отвлекали убогим «Веномом» и планами о создании вселенной врагов Человека-паука, Sony, на самом деле, тихо готовила бомбу.

Теперь это очевидно: отдать часть прав на популярнейшего супергероя Marvel – гениальная идея. Без каких-либо усилий на счёт падает нехилый процент по контракту, плюс идёт жирный пиар персонажа.

Японцы же в это время взвешенно прорабатывают кое-что особенное – создавать «Человек-паук: Через вселенные» начали задолго до съёмок «Возвращения домой». А по сборам анимационка наверняка его обгонит. Хитрость ведь ещё и в том, что аудитория мульта изначально шире. Пока на марвеловскую продукцию лепят PG-13, мультфильм прокатывается под детским рейтингом PG (русские 6+). Шире возрастной диапазон – больше аудитории, плюс младшие школьники бегут в кино и тащат за собой родителей.

Хотя на деле взрослые сами должны бронировать места на сеансы как можно скорее. «Через вселенные» стреляет в широчайший спектр зрителей и заинтригует каждого. Причём не так, как диснеевские шедевры. Они хоть и хороши, но сделаны по одной и той же кальке. А главное достоинство нового «Паука» – его уникальность. Он смело плюёт на все каноны: и супергеройского жанра, и анимационного. Из фильма начисто выпилили все клише, а каждый намёк на штамп обрубают острой иронией. Именно поэтому в мульте попросту нет скучных и проседающих мест – огромная редкость для сегодняшнего мейнстрима.

Всё дело в концепции: «Через вселенные» – чистейший постмодернизм. В самом хорошем и полезном для искусства смысле – не так, как в том же «Дэдпуле». Да, здесь тоже постоянно иронизируют и над супергероикой, и над канонами сюжетов про Человека-паука, и над современным обществом, но одной деконструкцией дело не заканчивается.

Идея смешать Паучков из разных вселенных здесь воплощена с детальной проработанностью и выверенным цитированием. На выходе получается подлинный гипертекст – нечто новое и подвижное, созданное из хорошо знакомых деталей.


Как оказалось, даже мораль таким образом преподносится нагляднее. Главная идея «Человека-паука» всегда была не про силу и ответственность, а про то, что супергероем может быть каждый. Но с момента выхода первых комиксов прошло уже полвека и ассоциировать себя с подростком-ботаником сегодня всё тяжелее. А с доблестным и всесильным героем – тем более. 

Поэтому «классический», весь такой идеальный и рафинированный Человек-паук здесь умирает в самом начале. Это подлинное символическое убийство, которое открывает воронку в «состояние постмодерна». На арену выходят живые персонажи, с которыми легко себя ассоциировать (или за которыми приятно наблюдать). Смотрите сами, сколько тут популярных в наши дни типажей:

Майлз Моралес – сын афроамериканца и латиноамериканки, что делает его автоматически трендовым персонажем в западном мире. Он совсем юн, не идеален, не очень в себе уверен – классические для ЧП шутки про пубертат регулярно звучат с экрана. А ещё Майлз насквозь пропитан хип-хоп культурой – доминирующей сегодня.

Питер Паркер – щетинистый ворчливый мужик, которому уже под сорокет. Он в разводе и вместо геройства всё чаще лежит на диване с пиццей в обнимку. У здешнего Паркера пивное брюхо и треники вместо разноцветных трико.

Гвен Стэйси – уверенная в себе девушка-подросток, интеллектуал (-ка) и хипстер (-ша).

Нуарный Человек-паук – находчивый брутальный детектив в стилистике классического нуара. С голосом Николаса Кейджа.

Пенни Паркер – кавайная аниме-тян, одержимая технологиями.

Свин-Паук – одна большая ирония над мультфильмами Looney Tunes с прямыми цитатами. 

Готов поспорить, что кто-то из этой шестёрки обязательно западёт вам в сердце. Комбинация практически беспроигрышная и охватывающая важнейшие тренды современности. И, что самое важное, все персонажи раскрыты и у всех есть мотивация (учитывая злодеев с ничтожным хронометражем). Причём большинство из них раскрывают всего за несколько секунд даже не клиповым, а каким-то новым – комиксным, что ли – монтажом.

Но лучшая идея создателей – поставить в центр повествования именно Моралеса. От Питера Паркера, укуса паука и наставлений Дяди Бэна всех давно тошнит (о чём практически прямо говорят в фильме). Майлз – персонаж новый и недораскрытый даже в комиксах. Все годы своего существования он ассоциировался только со скандальностью – убили нашего любимого ПиПи, чтобы ввести какого-то там нигера-латиноса, у которого ни нормальной истории, на харизматичных врагов, а в довесок имбовые способности.

Комиксы про Паука-Моралеса – это зачастую абсурдное дерьмище, которое заходит только как guilty pleasure. Но они неплохо продаются, потому что герой реально отвечает запросам поколения, а значит, потенциал есть.

Sony как раз взяла этот потенциал и выкрутили его на максимум. Майлз – идеальный главный герой для такого мультифильма – и с точки зрения структуры повествования, и чисто идеологически. Трудно поверить, но эта «мультяшка» живее и человечнее всех кино-воплощений Человека-паука, что во многом и делает «Через вселенные» лучшим кинокомиксом о персонаже. Трилогия Рэйми, без поправок на ностальгию, всё же не выдерживает проверку временем. Эта же история вряд ли устареет в ближайшие десятилетия.

Даже чисто технически. В век анимационных чудес от Pixar японцы без лишних лозунгов сделали такой визуал, о котором никто и мечтать не мог. «Через вселенные» – подлинная революция в анимации и точнейшая иллюстрация выражения «оживший комикс». То есть это буквально страницы, превратившиеся в динамичный и красочный мульт, сохраняя стилистику. Причём до мелких деталей – для каждого из Паучков здесь совершенно самостоятельный стиль рисовки, который при этом не выбивается из общей картины. Вот увидите, в ближайшие месяцы будет множество исследований о том, как Sony добилась таких высот в анимации, а мульту обязательно уйдёт несколько важных технических наград.

Даже с холодной головой у «Человек-паук: Через вселенные» практически не найти слабых мест. Тот же саундтрек здесь топовейший – он динамично сопровождает действо и со знатной периодичностью наваливает жирнющей рэпчины. Lil Wayne, XXXTentacion, Drake, Nicky Minaj, Post Malone, Notorious B.I.G – в каком-нибудь фильме за последние годы собиралась подобная компания? 

Юмор тоже просто шикарный – почти нет тупых гэгов для детей, зато передоз тончайших вещей и гик-контента (в каком ещё 6+ мульте шутили про Бэнкси?). А уж иронии над вселенной Спайди больше, чем гик-деконструкции в «Дэдпуле» – обязательно дождитесь уморительной сцены после титров. 

Количество отсылок здесь тоже не сосчитать. И они, опять же, неглупые и плодовитые для теорий – нам как бы намекают, что в деле замешан и тот самый киношный Человек-паук. Причём пустых отсылок практически нет, все наполнены каким-то смыслом. Чего только стоит имя Брайана Майкла Бэндиса (создателя персонажа Майлза Моралеса) в адресной книге телефона главного героя – истинного «отца» поставили прямо рядышком с нарисованными родителями. Без самого главного папаши тоже не обошлось – со Стэном Ли его известнейший «ребёнок» прощается особенно трогательно. 

Ни один супергеройский экшн не способен дать вам того, что даст «Человек-паук: Через вселенные» – ни в плане «начинки», ни в плане визуала. До абсурда клишированный и вторичный «Аквамен» на контрасте смотрится гомерически смешно, а «Война Бесконечности» рассыпается вместе со статусом лучшего кинокомикса года. Мульт задал логичный вопрос, о котором почему-то все забыли: а зачем вообще снимать серьёзные фильмы про терзания героических качков в трико? Никакое кино не способно сделать такой комикс, какой сделает талантливая анимация. 

Sony наконец-то показала нам того Человека-паука, которого мы так долго ждали. Хотя, вот парадокс, его самого на экране и не было. Идея и её преподнесение оказались важнее любых кастингов и спецэффектов. Я повидал, кажется, все существующие воплощения культового персонажа, но такое вижу впервые. И откровенно завидую современным детям, для которых это будет первое знакомство с Человеком-пауком.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
11 Янв '23
Почему в новых фильмах Marvel тоскливые спецэффекты? Есть два неприятных ответа
Замечали, как с годами сдувался Железный человек?
Виталий Халюков
23 Дек '22
Откуда взялись сцены после титров? Тренд появился задолго до Marvel
Мы точно знаем, чем вдохновлялся Кевин Файги.
Виталий Халюков
14 Окт '22
9 самых стыдных воскрешений популярных персонажей. Кринж от Marvel, «Форсаж» и даже Гендальф
Иногда они возвращаются зря. 
Виталий Халюков
09 Окт '22
13 худших фильмов о супергероях. Свежий «Тор» от Marvel, позор Джареда Лето и ужас из нулевых
Совсем не супер.
Виталий Халюков
03 Окт '22
Киновселенная Marvel разваливается. Сериалы разделили публику, а студия облажалась со смертью Тони Старка
Как это отстраивать?!
Виталий Халюков
26 Сен '22
10 известных фильмов с ужасной графикой. Пугающий Disney, омоложение в «Звездных войнах» и спешка Marvel
CGI не завезли.
Комментарии