Большинство открытий – грустные.

Этот пост проспонсирован Telegram-каналом «Палача». Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать больше текстов не ради кликов. Фоллоу

В октябре 2012 года я впервые начал зарабатывать текстами. Тогда я учился на первом курсе, отлично совмещал работу в журнале с универом, поэтому реально кайфовал и от тем (футбол, букмекеры, смартфоны), и от кэша (на жизнь хватало), и от графика (свобода).

Со временем радости стало поменьше – и это логично. Ниже – актуальные тренды в медиа и журналистике, с которыми придется смириться тем, кто только приходит в профессию. Вот первая десятка:


1. Классические лонгриды мертвы. Вот вся эта романтизированная история про репортажи из горячих точек, которые пишутся месяц, про двухнедельные командировки ради одного материала, про встречи с двадцатью спикерами – чушь. Вообще забейте на такие ожидания. Сейчас контент должен быть мегарегулярным, резонансным и востребованным.

Следовательно, автор обязан быть конвейером. 2-3-4 текста в неделю – норма, командировки – редкость (и придется вкалывать), а в пресс-туры (ваш последний шанс) теперь возят блогеров.


Мораль тут одна: сразу смиритесь, что ездить придется за свои. Не воспитывайте в себе страсть к халяве – она мешает нормально зарабатывать и превращает автора в подсосного раба, который вымаливает у главреда командировочку и ругается с коллегами из-за того, что в пресс-тур отправили кого-то другого. Фу, максимально жалкое поведение.


2. Работать нужно начинать в 14-17 лет – короче, как только нормально выучишь русский язык. Есть еще второй вариант: окончить вуз, терпеливо строить карьеру и прилежно выполнять все задания босса. Правда, боссом, скорее всего, будет человек, который запустил карьеру тинейджером. Типа Тодорова в «Ленте», Иванова в «Канобу» (хотя он уже в «Медузе») или Лихачева в TJ.

Здесь можно смело брать пример с Дудя – чувак явился в свою первую редакцию раньше, чем научился пользоваться линейкой и проводить тест имени Насти Ивлеевой. Так что вперед – тем более, вакансий для школоты полно (если не видите, значит, плохо смотрите).

3. Журналисты – тщеславные, мерзкие, изворотливые, беспринципные, амбициозные, жадные и в большинстве своем несчастные люди. Их колбасит из-за денег, чужих успехов, подлых изданий-конкурентов и других мелочей. Но больше всего их бесит, что они отчетливо видят потолок, который в русских медиа крайне низкий. Те, кто посмелее, осваивают другую нишу (пиар, видосы, всё такое). Те, кто консервативен, страдают, бухают и жалуются на жизнь.


4. Уверенный пользователь ворда – велком ту зе биржа труда. Серьезно, все пенсионеры и ленивцы, которые не умеют верстать, оформлять, эмбедить, линковать и юзать теги, – до свидания.

Причем я перечислил самый минимум. В идеале нужно еще и редачить картинки/монтировать видео. Короче, скилл в духе «пишу шедевральные колонки и присылаю на почту» стремительно обесценивается. Сразу привыкайте к разным админкам, фотобанкам и другой оформительной ерунде. Да, душно, зато полезно.

5. Рабочего дня не существует. Отпуска фактически тоже. Если журналист или медийщик позволяет себе выключаться дольше чем на пару дней, это означает, что он выпадает из повестки, инфоповодов и так далее. В принципе, ничего страшного, если вы не претендуете на зарплату выше 200к. Но вообще лучше смириться с тем, что иногда придется вкалывать и ночью, и в отпуск, и в самолете, поезде, попутке – где угодно. Выражения «оставляю работу на работе» тут нет. Готовьтесь жить работой.

6. Фриланс решает. Есть два варианта развития карьеры – либо внутри какого-то издания, либо в роли самостоятельного автора. Первый сценарий стабильнее, зато второй позволяет а) отказаться от нудных смен б) самому планировать свое время в) хотя бы иногда чувствовать свободу г) охватывать больше площадок д) через какое-то время за счет имени/соцсетей требовать за текст выше рынка (и вам дадут эти деньги).

7. Издания, которые запрещают писать куда-то еще, должны платить авторам или редакторам в два раза выше рынка. Рабства в двадцать первом веке нет, поэтому такой оверпрайс логичен. Впрочем, часто есть адекватный компромисс: условно говоря, штатный сотрудник спортивного медиа может писать в другие издания, но не о спорте, а о чем-то еще. Это норм.

8. Автор без твиттера – несерьезный автор. В этой соцсети быстрее всего всплывают молнии, там удобнее всего изучать повестку и следить за иностранными медиа. Тренды = твиттер, поэтому заводите скорее, если вдруг игнорите его. Потом не отлипнете.

9. Самое подлое в медиа – гонорары. Ублюдки-редакторы максимально борзеют, когда привлекают внештатников. Во-первых, предлагают писать тексты, рассчитывая, что человек вообще не спросит о вознаграждении. Типа это жутко престижно – опубликоваться в каком-то СМИ. Ага, сейчас не девяностые, сказками про престиж лечите кого-нибудь другого.

Во-вторых, сроки затягиваются просто неприлично: могут не платить два, три, четыре месяца, ссылаясь на проблемы в издательском доме (а мне-то какое дело?). В-третьих, постоянно идет торговля за гонорар. Например, ты называешь четкий прайс в 5-10к за текст, а тебе предлагают три тысячи минус налог. Я в таких случаях спрашиваю: «А вы когда в магазин ходите, тоже там торгуетесь?» Кстати, действенный вопрос – если текст правда нужен, заплатят стандартный ценник.

10. Самое приятное – реклама. Большинство медиа зарабатывают именно на ней, но авторам достаются копейки. Поэтому поскорее пилите свой блог, влог, сайт, паблик, канал, что угодно, и работайте с рекламодателями напрямую. Сильно удивитесь, насколько это выгоднее и перспективнее.

P.S. Во второй части крысиной дилогии – про деньги и другие не менее важные вещи.

Главное по теме «Деньги»
Раскрыть комментарии
Реклама и рекомендации
Загрузка...