Павел Пучков – о проблемах винопотребления.


Прекрасно отношусь к вину, очень люблю его. Но считаю культуру потребления вина в России невероятно смешной, переоцененной и пафосной.

Снобизмом несет уже от самого известного всем правила: красное – к мясу, белое – к рыбе и морепродуктам. Еще больше им воняют люди, читающие часовые лекции о том, какое красное можно брать к креветкам. Потому что брать можно любое. Красное, белое или розовое. Главное, чтобы нравилось.

Вот еще тезисы о том, почему в России пьют вино нелепо.

У нас нет винной культуры

Смешно, когда эксперты раскладывают о правилах его потребления в стране, где почти 100 лет заливались разбавленным пивом и максимально отвратным портвейном. Хороший тоже был, но понятно, что в минимальных количествах и ограниченном доступе. Вино пили в южных республиках Союза, а на территории России не было ни производства, ни потребления.


В итоге к вину долгое время относились как к максимально дешевому пойлу, которое накрывает сильнее пива, но пьется приятнее портвейна или водки. В том числе поэтому сухие сорта уступают полусладким в популярности. И до сих пор популярен формат вина в коробках, которое увозят в лес и пьют из пластиковых стаканчиков. Понятно, что ничего общего с культурой потребления вина у этого нет.


Вино – это доступный пафос

Другая крайность любителей забродившего винограда: теоретические знания обо всем, с ним связанным.

Сейчас в ресторанах крупных городов все чаще по залу ходит человек и с умным лицом объясняет отличия между ширазом из ЮАР и Австралии, не пробовав толком ни того, ни другого. Посетители кивают головами, нюхают принесенные пробки и делают вид, что принимают осознанный выбор.

При этом мотив в большинстве случаев один: что-то между самым дешевым и самым дорогим. С уклоном в сторону первого, конечно. На месте составителей винных карт всегда ставил бы на вторую-третью позиции в меню варианты похуже или те, что надо быстрее продать. Именно в эти строчки обычно все тыкают пальцем.


Дальше начинается спектакль с бокалом, который обязательно должен быть правильным. Итак: большой для красного вина, маленький – для белого, высокий и узкий для игристого. Обычно все заказывают красное, чтобы было удобнее крутить его в бокале.

Глубокомысленный взгляд сквозь стекло, чтобы оценить качество стекающего вина. Затем попытка найти в запахе те самые нотки трухлявого пня и мозолей винодела, о которых говорил сомелье (или написали на этикетке). Опционально можно заявить, что сомелье идиот, и на самом деле вино пахнет ежевикой и бочкой из сосны. Наконец, первый глоток с максимально громким хлюпаньем. И очередной расклад напитка на молекулы. Однажды я попытался правильно сделать первый глоток и в итоге просто разлил вино на футболку.

Вообще, названия сортов винограда или производителей – отдельное направление понтов. С потолка берут названия, чтобы добавить веса своим пустым мыслям. Обожаю подписи в инстаграме в духе: «Сейчас бы сидеть на балконе, смотреть на закат и наслаждаться бокалом пино нуар». Особенно смешно читать, если учитывать, что «пино нуар» с французского – «черная шишка».

Понимание вина – дорого и недоступно в России

Разбираться в вине – максимально дорогой скилл. Пробовать что-то новое надо постоянно. Более того, в какой-то момент наступает необходимость тратить за бутылку больше денег, чем раньше. А потом еще больше.

Предела нет, но в России даже на продвинутый уровень экспертизы вина финансово могут добраться немногие. То, что в Италии/Франции/Испании стоит 3-5 евро, у нас продается за 1500 рублей. То, что позволяет по-настоящему разобраться в винах конкретной страны или даже конкретного региона, у нас вообще не продается.

Курсы сомелье стоят в районе 75 тысяч, но дают основные понимания процесса. Учиться дальше – платить еще. Есть экспресс-курсы, за которые можно заплатить всего 3 тысячи. Но единственная гарантия похода на такое мероприятие – вы напьетесь.

Тратить сотни тысяч ежегодно на хобби в России не готовы. Проще прочитать несколько текстов в интернете, посмотреть выпуски Парфенова и запомнить минимальные правила поведения при слове «вино». В итоге винопотребление в России построено на дешевом (во всех смыслах) пафосе. Люди ищут «классическую Италию» в бутылках из «Красного и Белого» и критикуют за «плохой нос» акционную Campo Viejo.

Дорогое вино в России – не обязательно хорошее

Помните о том, что вино у нас стоит невероятно дорого? Это вообще тенденция – с помощью цены вино делают напитком для продвинутых. И разброс обычно такой: либо пьёшь дрянь из коробки, либо отдаёшь за бутылку цену ужина в Москве.

Однажды я хотел разобраться во французском вине. Томный консультант винного магазина (сам он уверенно считает себя кавистом) предлагал варианты. Ничего дешевле 2 тысяч он не упомянул.

Я дерзко выхватил бутылку за 3к. Весь вечер пил и не понимал, почему на эти деньги я не купил 3 известных сорта вина. Или почти ящик бельгийского пива. Винишко за 3к было обычным. Вообще, допускаю, что оно было даже дерьмовым, но в этом я просто не готов признаться.

Так что если вы сошли с ума и захотели разобраться в вине какой-то страны хотя бы на уровне российского рынка, то пейте все. Рискуйте брать даже самые дешевые предложения за пару сотен. В крайнем случае выльете это пойло после первого глотка. До вершины знаний добраться денег у вас не хватит. Но по пути наверняка найдёте что-то по своему вкусу. Или поймёте, что вам больше нравится бухать другой алкоголь.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.