Владимир Завьялов об обратной стороне сиюминутного хайпа.

Вы помните, что они сделали в 2017 году — один «уронил запад», а другой уронил «западный уровень».

Год спустя оба отменяют туры. Замай и Гнойный сваливают вину на директора Смольянинова-Куницына (забавно, что это именно он сначала подтвердил, а потом нелепо высмеивал факт о заносе денег Славе от Кремля). Иван же вообще никак не объяснил срыв гастролей.

Словосочетание «непроданные билеты», естественно, не называется от первого лица, но витает в воздухе и вписывается в логику. У обоих год заканчивается не очень. Ниже – главные ошибки двух заметнейших русских рэперов. 


Гнойный

Отказался от профессиональной гигиены

Пуститься в токсичный комментаторский хейт в духе «Слава Гнойный Кремлю продался» — конечно же, моветон. Слава Гнойный, конечно же, никому ничего не должен, да и отказаться от двух лямов в режиме «изи мани» не каждый захочет (неважно, АП это или не АП), а чьи-то ожидания — это чьи-то (но не Славы) проблемы.

Другое дело, что институт репутации — тоже штука вполне себе существующая. И когда ты сначала появляешься в костюме правдорубца и уничтожаешь условно «зажравшегося дракона», а потом соглашаешься буквально на все предложения, которые тебе поступают — в любом случае это не может не повлиять на твое реноме.


Прямой связи между всеядностью и неразборчивостью Славы и падением продаж на билеты, конечно же, нет, но косвенно это повлияло на то, что Слава-2017 и Слава-2018 воспринимаются людьми как два разных человека. И поклонник Славы-2017 не обязательно пойдет на концерт Славы-2018.

Отказался от баттлов

А вот здесь есть неочевидная, но прямая связь с предыдущим пунктом. Логика проста: Слава — плоть от плоти баттл-рэпа, именно баттлы его сделали тем, кем сделали. И чем больше он отказывал себе в гигиене и, выражаясь языками комментов, «копил зашквары», тем более крупной и уязвимой мишенью он становился для панчлайнеров любого уровня.

Именно поэтому его отказ от ивентов (БПМ-капустники не в счет) вроде бы вполне логичен: баттлы его породили, баттлы бы его и убили. Другое дело, что жизнедеятельность карьеры ему сложно обеспечивать без выходов в круг. Год спустя стало ясно, что карьере Славы и баттл-рэпу явно не очень друг без друга.


Проводит ужасные концерты

Одна из моих главных ошибок 2018-го — випка на концерт Славы. Восседая за 2,5к в питерской «Авроре», я наблюдал в буквальном смысле за худшим концертом в своей жизни — там выступали люди, которые будто бы по странной ошибке оказались на сцене: настолько Слава и его свита там смотрелись неорганично.

И настолько не старались — понятно, что концерт был под плюс, но обычно фонограмма на рэп-концертах компенсируется самоотдачей. Это был явно не тот случай.

И, да, половина треклиста — альбом «Солнце мертвых». О нем ниже.

В зените хайпа записал мрачный альбом «Солнце Мертвых»

Менее заметным, но тоже важным домкратом карьеры Славы были веселые и злые диссы на всех вокруг, абсурдистские, но остроумные песни (см. «Комар-парижанин», «Вейп-вейп-вейп») и уморительные каверы на Оксимирона и песни про Оксимирона.

Так вот, Знаете, что общего между падением Фейса и падением Славы?

Они отказались грамотно режиссировать свои карьеры, исходя из текущих обстоятельств и контекста.

Саундтреком пикового момента Славы стал твиттер-фельетон «Охлади мой пыл». После него абсолютно логичным образом подразумевалось что-то в подобном духе.

Но нет — в то время, когда (как справедливо отметила, кажется, «Афиша») все новостные порталы превратились в филиалы «Рифм и панчей», а сам Слава кентовался с Киркоровым на СТС в прайм-тайм, выходит предельно угрюмый альбом «Солнце мертвых» с 0 (нулем) потенциальных хитов.

Здесь я не разделяю медианного мнения о том, что Слава — писака, который умеет делать лишь «треки для баттлов hip-hop.ru» (например, лонгсайфер про вейп, о котором шла речь на баттле — действительно документ мимолетной эпохи). Но «Солнце мертвых» — явно не то, что требовалось в тот момент.

Надо сказать, Слава позже одумался и вполне расчетливо оседлал прямую бочку — но «Грустные танцы» и «Пацанский флекс» явно напрашивались на полгода раньше. Но вряд ли Гнойный осознавал, что хайптрейн движется со скоростью «Сапсана».

Теперь про Фейса.

Здесь причины провала имеют общий симптом — непоследовательность. Во-первых, полугодовая пауза в нынешних условиях для героев момента вроде Ивана — это практически приговор. Еще до выхода злосчастного альбома в интервью BBC фигурировала информация, что «подписчики отваливаются тысячами».

Во-вторых, «Пути неисповедимы». Здесь уже все сказано — это крайне неудачный в музыкальном смысле альбом — с плакатными строчками, квадратами и без хитов. Очевидно, что публика оказалась не готова принимать обновленного Фейса, а сам Иван оказался не слишком готов быть конкурентоспособным при новых вводных.

В-третьих, вместо того, чтобы проделать работу над ошибками и проанализировать, что в карьере пошло не так, Иван принял худшее решение: сделал вид, что альбома «Пути неисповедимы» — не было, и выпустил новый сингл «Земфира» в прежнем духе.

Здесь, конечно, велик соблазн сказать, что «Пути неисповедимы» оказались не позицией, а позой. Обвинения в позерстве, тем не менее, все-таки оставим комментаторам, но заметим: беготня от одного амплуа к другому и обратно и правда сбивает фокус восприятия артиста. Становится непонятно, как его воспринимать и стоит ли воспринимать вообще. Да, и песня «Земфира» — ни разу не бэнгер.  

О чем это говорит? Разумеется, феномен «однодневок» существовал всегда. Но раньше даже самые мимолетные люди оставляли отпечатки поярче и поглубже. А теперь «несгораемой суммы» нет — артист может в буквальном смысле обнулиться за год. Если говорить о концертах (а выступления — все же главный источник дохода артиста), то речь в данном случае идет именно об обнулении.

Текущий порядок вещей в инфополе мы, кажется, еще не до конца осознали, но на примерах Славы и Фейса уже стала понятна одна простая вещь: если ты порвал всех в прошлом году, далеко не факт, что этого хватит на следующий.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.