Главный рыцарь русского YouTube излишне идеализирует сомнительный режим.

О главных проблемах обзора на «Временные трудности» мы уже рассказали. Но среди постоянных недостатков неразвивающегося блогера есть ещё один, который мы часто забываем упомянуть. Зато Юрий Хованский кричит об этом в твиттере уже не в первый раз: BadComedian едва ли не в каждом обзоре восхваляет СССР, закрывая глаза на факты.

И это действительно важный момент, ведь именно опираясь на исторические факты, Евген в своих обзорах регулярно гипертрофирует ерунду до эпических масштабов. Зато игнорировать малоприятные, но широко известные изъяны советского общества ему проще простого.

Хованский зацепился за простейший пример – историю про «в СССР инвалидов нет». Бэдком в обзоре сгорел от фрагмента с КГБшником в «Артеке», который отправляет ребёнка-ДЦПшника домой.

Сразу же последовал типичный для обзорщика скетч и гневный спич с простой мыслью – в СССР не было настолько зверского отношения к инвалидам, это всё стереотипы. Хова разразился в твиттере целым рядом контраргументов и даже накатал пост в ВК со ссылкой на источник. Но знакомые с историей нашего государства люди и так в курсе реального положения дел и прекрасно понимают: любовь BadComedian’а к СССР порой так же неадекватна, как попытка киноделов очернить прошлое.


«Временные трудности» – не самый удачный, категоричный, грубый и просто глупый фильм. Разгромный обзор был устроен по делу, только слишком поздно – постфактум на потенциального зрителя не повлияешь. Многие замечания в выпуске тоже вполне правомерны (хоть и повторены десятки раз за часовой хронометраж), но апология «совка» раздута на пустом месте. Как и почти в любом обзоре/мнении/интервью Баженова.

BadComedian – сейчас даже не лидер мнений, а настоящий пророк. У него есть верная секта, которая прибегает под каждый такой текст, а журналисты с удовольствием хайпят на любой суете вокруг кликбейтного имени (привет всем, кто делал рецензию на рецензию на обзор).

Что бы там ни говорили его фанаты и он сам, у Жени сегодня колоссальный авторитет. Почему он использует его в деструктивном ключе из-за своей некомпетентности, я уже объяснял. Но транслируемая любовь к «совку» ещё хуже. Подобной околопропагандой он внушает людям ложные представления, убивая у аудитории критическое мышление.

Просто обратите внимание, как много людей в интернете и в быту нахваливают «славные советские времена» и «великое душевное кино эпохи СССР». Почему СССР – далеко не идеальный период в истории нашей страны, надеюсь, объяснять не нужно. Все великие достижения вполне уравновешивает количество жертв на другой чаше весов.


Поэтому давайте разберёмся с кино. Бэд регулярно рассуждает о величии советского кино, ставя его в один ряд с кинематографами других стран. Но так ли это на самом деле?

Любой человек, профессионально изучающий или занимающийся кино, знает, что во всех киношколах и профильных университетах мира о влиянии советских деятелей говорят только в контексте раннего периода – 20-х и 30-х годов. То самое время, когда Эйзенштейн, Вертов, Кулешов и другие на годы вперёд закладывали основы режиссуры и монтажа. Далее про советский кинематограф вспоминают только в контексте отдельных имён.

И это вполне справедливый подход, ведь уровень отечественного кино у нас преувеличивают. Всего пара чисто советских «Оскаров», точечные и преимущественно личные достижения на европейских фестивалях, считанное количество известных по всему миру имён и ещё меньше – по-настоящему популярных фильмов. При всей скачкообразности развития кинематографа в практически любой стране, СССР не выдерживает никакой конкуренции ни с итальянским, ни с французским ни, тем более, с американским кинематографом.

Те же фильмы, которые регулярно приводит в пример Бэдком, излишне переоценены из-за своей народности и влияния на национальную культуру. Гайдай, Рязанов, Данелия и другие знакомые каждому имена – это популярные, но только в пределах СССР, режиссёры.

И в контексте советского кино они делали самый настоящий мейнстрим, который вряд ли удивит опытного зрителя из развитых стран. Подобных «локальных шедевров» полно в практически любой крупной культуре, но они не оставляют след в мировом кино, потому что нацелены строго на развлечение конкретного народа. Грубо говоря, комедии Гайдая ничем не лучше фильмов Marvel, а по значимости для истории мирового кино – на несколько порядков мельче.

Но кино – это всё-таки искусство, а оно всегда сводится к специфике восприятия: то есть вкусам и мнениям. Поэтому любой волен спорить, в том числе, и с фактами выше. А вот что действительно разрушает выстроенную Бэдкомом утопию советского кино, так это условия, в которых оно снималось. Баженов часто приводит бесконечные комиссии и цензуру как плюс, мол, плохие сценарии просто уничтожались на первых этапах проверки, поэтому откровенно слабых фильмов в СССР не было. Это очень спорный и крайне субъективный тезис. По факту же жёсткий контроль государства никогда не способствует творчеству.

Большие и признанные сегодня во всём мире авторы, как Тарковский и Герман, проходили все круги ада, чтобы снять фильм, как они задумывали. А сколько идей было зарубленоиз-за решений каких-то чиновников – не сосчитать. А сколько ещё потенциальных тарковских так и не добралось до камеры в настолько тоталитарных для творчества условиях – тоже уже не узнать. Плюс на всё тех же пресловутых Эйзенштейна и Тарковского – объективно самых влиятельных советских авторов в истории кино – абсолютно без причины устраивали травлю, что лучше всего характеризует реально положение дел в нашем кинопроизводстве тех лет.

Или, может быть, сильнейшей частью «совкового» кино было массовое? Да, СССР по праву считался не только самой читающий, но и самой смотрящей страной – регулярно бились рекорды по аудитории популярных фильмов, а советский гражданин в среднем посещал кинозал не менее трёх раз в неделю.

Но это, опять же, локальная история. Много ли советских фильмов рвали мировой прокат? Нет, всё так же единичные случаи. «Железный занавес» – не оправдание, ведь социалистический лагерь был вполне широк, а той же «Войне и миру» ничего не помешало получить самый широкий прокат. А напомните-ка, как у нас дела обстояли с бюджетами и эффектами, когда в США вовсю снимались «Звёздные войны» и другая культовая фантастика?


Это лишь несколько критических мыслей о феномене советского кинематографа – просто в противовес идеализации. В кино, как вы понимаете, коммунизма тоже не случилось, а многие проблемы рифмовались с политическими. Даже на такие частные элементы культуры необходимо смотреть в объёме, отмечая успешные и провальные моменты. Когда же речь идёт о социальном функционировании крупнейшего государства, стоит быть ещё более внимательным. Абсолютно любой реверанс Бэда в сторону СССР легко разрушить увесистым контрдоводом, ведь в истории нашей страны, пожалуй, не было более противоречивой эпохи.

Бэд, вероятно, сам не осознаёт, насколько абсурдно выглядит его постоянное восхваление СССР. Простейший пример: при всей просовковой позиции одним из любимейших режиссёров Жени остаётся Балабанов – едва ли не главный критик СССР в истории российского кино.

Понятно, что BadComedian – адекватный и здравомыслящий человек, знакомый с понятием «критическое мышление» и оценивающий любой феномен с этой позиции. Но его излишне эмоциональная реакция на любую критику СССР несёт реальный вред. Да, он сам зачастую анализирует проблемы той эпохи, но это – гроши на фоне идеализации крайне противоречивого времени, которое даже в школьных учебниках описывают максимально осторожно.

Ведь заразить неокрепший ум неоднозначными идеями проще простого. Особенно, когда у тебя миллионная аудитория и фактически статус святого человека на русском ютубе.


Главное
Андрей Ставицкий
25 Фев '21
4481
Xiaomi Mi 10T мощно скинул в цене. C промокодом девайс выйдет еще дешевле
Такой низкой цены мы еще не видели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
5061
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
4255
Samsung Galaxy S20 Ultra подешевел до исторической отметки. Дают не только скидку, но и кучу полезных бонусов
«М.Видео» просто раздает деньги.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
2949
iPhone XR все еще очень хорош. А теперь бестселлер стоит 40 тысяч рублей
В студии — самый сбалансированный айфон в истории.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
3595
За четыре месяца iPhone 12 Pro сильно подешевел. На сумму скидки можно купить приличный девайс от Xiaomi
Вот это сейл!
Шамиль Газибегов
23 Фев '21
9465
Берем хитовый телевизор Xiaomi на 55 дюймов по лучшей цене в истории. Вариант с 4K и Smart TV
Подсказываем, как максимально сэкономить.
Комментарии