История о локальной популярности от Игоря Топоркова.
Многих бесит, когда знаменитости жалуются на свою популярность. С одной стороны, это действительно поза. Слава – мощнейший наркотик, и именно ради нее звезды готовы впахивать до изнеможения.
С другой стороны, понять их можно. Трудно не стать невротиком, когда тебе не дают даже выйти в магазин. Но у звезд это издержки профессии, а ведь есть те, кто прославился, совершенно того не желая.

Помните Антона Уральского, который орал на техподдержку интернет-провайдера? Дядя со своим коронным «не единого разрыва» и так был странным, а когда его квартиру стали осаждать школьники, окончательно тронулся умом и не то забухал, не то окончательно закрылся от мира.
Таких примеров полно. Антон «Повар» Сидоров, которому отравляли жизнь еще в школе, или буйный Славик, принимавший гостей сутками (в великом видео милиционер спалил его адрес).
Что чувствуют люди, которые вдруг стали мемами? Такой популярности, как у персонажей выше, у меня никогда не было, но кое-что о токсичной славе я знаю.
Локальная известность: начало
В 2008 году дикую популярность имело видео «Феерическая расстановка точек над эмо».
Если лень смотреть: в нем юная леди сбивчиво рассказывает о том, чем отличаются тру-эмо от позеров (привет, нулевые) и приводит в пример «подругу, точнее друга». Этот ролик породил кучу пародий: точки расставляли над гомосеками, задротами и так далее. Позже выяснилось, что это видео специально снималось с расчетом на вирусный эффект, но это неважно.
Тогда мне было семнадцать, и я только поступил на филфак СПбГУ. То ли из-за тупости, то ли еще из-за чего-то мы с друзьями сняли свое видео под названием «Феерическая расстановка точек над филологами».
Да, это стыд. Моя ужасная актерская игра вместе с имбецильными шутками создают ужасное впечатление. Подруга залила видео на свою страницу в ВК и на YouTube, мы о нем забыли. Но ролик запостила группа «Филологическая дева». И жизнь моя ненадолго поменялась.
Видос набрал больше двух тысяч просмотров за сутки и получил кучу комментариев. Меня хейтили за слово «взвопил», за гриффиндорский шарф. Кто-то реально был уверен, что мне 42 и писал что-то типа «нормальные люди в этом возрасте на последний звонок к детям ходят, а он ерундой занимается». По классике шутили про мамку, грозились набить морду (почему?). Любимый коммент помню до сих пор – «хочу харкнуть в эту рожу и заставить съесть очки».

Позитив тоже был. «Ой какой интеллигентный юноша», «лежу под столом». Одна очень тучная дама написала, что хочет от меня детей.
Но комменты комментами, а дичь началась в реальной жизни. На улице, к счастью, узнали только один раз (и то у входа на факультет), но в университетской жизни я потерял покой.
Я не мог пройти от аудитории до курилки, чтобы со мной не сфотографировались. Так как я не условный Дудь, а вроде бы свой человек, со мной не церемонились. «Слышь, звезда, тебе жалко что ли?»

На любую пару, даже потоковую, я входил под хихиканья и жидкие аплодисменты. Я научился посылать тех, кто поворачивался ко мне с фотоаппаратом и говорил «Игорь, скажи «какого аллофона».
Преподавателям тоже этот ролик покоя не давал. Завкафедрой раза три ловил меня в коридоре и отчитывал («сначала, молодой человек, научитесь чему-то, а потом гонитесь за дешевой славой»). Англичанка перебивала меня фразой «что же скажет ваша подруга, а точнее друг», а профессор немецкой фонетики проклинала меня за шутливое использование фонетического же термина «аллофон».
Все это продолжалось примерно три месяца, затем хайп испарился. Последний отголосок – фраза жены «Господи, так это ты был» полгода назад.
Что делать, если вы стали мемом?
Может быть, когда-то я снова стану популярным и уже в других масштабах, и я вывел для себя три правила, как вести себя в такой ситуации.
Не беситься
Нет ничего более жалкого, чем человек-мем, который надувает щеки, ругается и пытается выбить камеру из рук снимающего. В таком случае на тебя будут всегда смотреть сверху вниз. Антон Сидоров – крутой и деятельный парень, но его реакция на шутки о поваре сильно портила его имидж.
Извлекать пользу
Был бы я мемом масштаба опасного поцыка, я бы точно это монетизировал. Но кое-что благодаря видосу я получил. Во-первых, один раз охмурил леди на тусовке в общаге, немного сыграв в персонажа с ролика, во-вторых, завел пару полезных знакомств среди студентов филфака.
Не эксплуатировать
Нет, это не идет вразрез с предыдущим советом. Нет ничего хуже, чем эксплуатировать свою меметичность, быть цирковым попугаем и повторять свои коронные фразы на заказ. Популярность пройдет, а воспоминания о том, что вы убогий клоун, останутся.
Повторюсь, я не столкнулся и с четвертью того давления, с которым сталкиваются по-настоящему популярные люди. Но в любом случае это было странно и довольно интересно.
Канал Игоря Топоркова в телеграме.