Николай Кубрак объясняет, почему снять крутую биографию музыкантов – практически невыполнимая задача.

Любовь русского человека к группе Queen безгранична и необъяснима. Она начинается с первыми хлопками-притоптываниями под «We Will Rock You» и продолжается плясками мужиков в кожанках под «Another One Bites the Dust».

Казалось бы, музыка культовой группы далека от говнорока, так почитаемого в нашей стране, а Фредди Меркьюри – вообще гей, что в  России приравнивается к прокажённому. Но Queen любят многие и любят сильно – отсюда постоянные разговоры и посты в соцсетях о первой экранизации задолго до премьеры, а после – стабильные аншлаги в залах.

Наверное, поэтому создатели «Богемской рапсодии» поставили именно на музыку. Ведь кроме неё захватывать особенно и нечем. История Queen не то чтобы пестрит кинематографичными моментами. А все, что были, режиссёры изложили поверхностно и сумбурно. Повествование скачет, как глаз ленивого читателя по страничке в «Википедии»: Меркьюри впервые встречает группу, а уже через десять минут в шикарном офисе пропихивает Bohemian Rhapsody как новый хит.


«Рапсодия» не расскажет вам о биографиях музыкантов ничего нового. Лишь набор очевидных и осторожно поданых фактов: тут Фредди любит кошек, тут – королевские мантии, а тут – мужчин. Некоторые моменты непосвящённая аудитория и вовсе не уловит. Вот как человек, слышавший пару хитов Queen, поймёт фразу «Без нас не было бы MTV» и вообще весь короткий эпизод с клипом «I Want To Break Free»? И таких лишних моментов в картине уйма – даже довольно точно воссозданные члены группы смотрятся ненужными на фоне игры Малека и повествования о жизни Меркьюри.

Gосле детально воссозданного выступления на «Уэмбли» кажется, что лишним было вообще всё до этого момента. Просто задумайтесь, насколько слабой может быть режиссура и повествование, если главный момент «Богемской рапсодии» – переснятый концерт. Но даже этот бенефис Малека (абсолютно неотличимого от Меркьюри) смотреть бессмысленно, пока в интернете есть документальные записи реальных выступлений Queen.


И тут мы упираемся в важный вопрос: можно ли вообще снять изобретательный и по-настоящему захватывающий байопик о реально существовавших музыкантах? Контекст таков, что сегодня в этом жанре клише больше, чем в попсовых хоррорах – насколько зрителя не пугают дешёвые скримеры, настолько же его не удивляют известные заранее драматичные моменты. А стоит отступить от биографии и пуститься в фантазирование на тему – тут же завоняют задроты, которым в кино важна только достоверность.

Вот и выходит, что лучшие фильмы о великой музыке и музыкантах вовсе не про них. Это либо экспериментальные мюзиклы, вроде «Стены» или «Томми», либо более широкие высказывания при участии реально существовавших лиц – как «Лето».

Оригинальные байопики встречаются крайне редко – на ум приходит только «Меня там нет», где Боба Дилана играют шесть человек, в числе которых есть даже Кейт Бланшетт. Но креатив требует смелости и усердия. Чаще всего кинобиографии великих артистов лепят по одной и той же схеме о тяжёлом пути к успеху: кто-то относительно талантливо («Рэй», «8 миля», «Контроль», «Дорз», «Сид и Нэнси»), а кто-то абсолютно безвкусно («2рас: легенда», «Переступить черту», «Джимми Хендрикс»).


Многих людей вдохновляют личности великих музыкантов, влияние которых на историю неоспоримо. Но давайте начистоту – зачастую жизненный путь даже культового артиста не так уж и интересен. Мелкие факты в их биографиях зачастую преувеличены, а по-настоящему великие дела творили только единицы. Знаковый музыкант интересен, прежде всего, своей музыкой.

Через неё он высказывается и как-то влияет на мир. А с кем он спал, кого посылал к чёрту и как умирал – волнует только фанатов и чрезмерно эмоциональных подростков.

Жизнь музыканта скучнее, чем кажется, и в большинстве случаев вообще не подходит для экранизации. Байопикам нужны смелые эксперименты и более глубокие проблемы, чем ретрансляция событий чьей-то жизни. Создателям кино, и его зрителям мешает одно – трепет перед великим. Но кинотеатр – это не храм, а место, куда приходят за искусством. А даже идеальное копирование шедевра никогда не станет произведением искусства.  

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.

Подписывайтесь на наш YouTube-канал – теперь там регулярно выходят видосы.